Героев А. Х Срб ДБ 3. Эволюция человека, или антропогенез ( от греч. anthropos - человек, genesis - развитие ) - это исторический процесс эволюционного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек, его прошлое, настоящее и будущее. Цель : Раскрыть роль движущих сил антропогенеза в эволюции человека.
Advertisements

Движущие силы антропогенеза. Социальные и биологические факторы.
Цель работы: углубить знания о происхождении человека. углубить знания о происхождении человека. рассмотреть социальные и биологические факторы антропогенеза.
Предчеловек Древнейший человек Древний человек Современный человек Урок-викторина «Антропогенез»
Эволюция приматов «Свет да будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч. Дарвин.
L o g o Тема урока : « Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи,
Фрагмент урока по теме: « Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека». Учитель биологии ГОУ СОШ «Школа здоровья» 901 г. Москва Алексеева Зинаида.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА. ЭВОЛЮЦИЯ ЛОЖЬ И ОБМАН. БОГ СОЗДАЛ МИР !!!!
Человек, как звезда, рождается Средь неясной, туманной млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности… Поколеньями созидается Век за.
§ 47. Первые и современные люди 9 класс биология.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
Век живи, век учись Выполнила ученица 10 класса Цапенко Яна. Руководитель – учитель биологии 1квалификационной категории Матусевич Татьяна Валентиновна.
Происхождение человека.
Происхождение человека - АНТРОПОГЕНЕЗ. Эволюция человека, или антропогенез (от греч. Anthropos – «человек» и genesis – «происхождение», «возникновение»)
Происхождение и развитие человека Урок по обществознанию в 6 классе.
Выполнила ученица 11 класса МБОУ СОШ 1 с. Екатериносавка Крицкая Анастасия.
Гипотезы происхождения человека. Антропогенез – историческое развитие человека Сложнейший философский и естественнонаучный вопрос Ненаучные взгляды (религия)
Происхождение человека. Учитель биологии МОУ «СОШ 118» Мисюрина А.А. Биология, 11 класс г. Пермь, 2009 МОУ « средняя общеобразовательная школа 118»
Учение об эволюции. Эволюционная теория. Микроэволюция. Макроэволюция.
Происхождение человека План: 1.Эволюция приматов 2.Доказательства эволюционного происхождения человека 3.Стадии антропогенеза 4.Человеческие расы 5.Человек,
Транксрипт:

Героев А. Х Срб ДБ 3

Эволюция человека, или антропогенез ( от греч. anthropos - человек, genesis - развитие ) - это исторический процесс эволюционного становления человека. Науку, изучающую происхождение человека, называют антропологией, возникновение которой датируют рубежом Х VIII – Х I Х вв. Эволюция человека качественно отличается от эволюции организмов других видов, ибо в ней действовали не только биологические, но и социальные факторы. Сложность проблем антропогенеза углубляется тем, что человек сам по себе двулик. Одним лицом он обращен к животному миру, из которого вышел и с которым остается связанным анатомически и физиологически, а вторым в мир создаваемых коллективным трудом научных и технических достижений, культуры и т. д. Человек, с одной стороны, является биологическим существом, с другой социальным. Будучи связанным тесными узами кровного родства с животным миром, человек имеет свою биологическую предысторию.

Однако человек имеет качественные отличия от животных. Эти отличия возникли под влиянием социальных факторов в процессе исторического развития человеческого общества. Наследственная конституция человека сложилась в результате постепенного и длительного процесса эволюции. У непосредственных предшественников человека в процессе эволюции на базе генетической программы непрерывно возникали противоречия между их морфофизиологической организацией и формирующимися элементарными способами « инстинктивно - трудовой » деятельности. Разрешение этого противоречия путем естественного отбора вначале привело к изменениям передних конечностей, затем к развитию коры больших полушарий головного мозга и наконец, к появлению сознания. Это был первый, но решающий акт в завершении специализации генов на гены структуры и гены - регуляторы, причем сознание обеспечило не только становление, но и дальнейшее развитие человека. В последующем темпы биологического развития человека стали снижаться. Поскольку появление сознания обеспечивало новые формы и возможности приспособления к среде, это вело к уклонениям от действия естественного отбора, в результате чего биологическое развитие уступило место социальному развитию и совершенствованию.

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимодействия ее движущих сил. В основе антропогенеза лежат такие биологические факторы, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Ч. Дарвин считал, что главную роль в антропогенезе играл именно естественный отбор и особенно одна его форма половой отбор.

Высокоразвитая способность к ориентации в окружающей среде и разделение функций между передними и задними конечностями явились существенными предпосылками к дальнейшему морфофизиологическому прогрессу при переходе древесных обезьян в новую среду обитания, на открытые безлесные пространства. Передвижение на двух ногах в первое время было малоэффективным и не давало особых преимуществ в борьбе за существование по сравнению с другими млекопитающими. Однако при освобождении передних конечностей от функции хождения направление естественного отбора изменилось. Недостатки в скорости передвижения, небольшая мышечная сила и отсутствие мощных клыков и когтей компенсировались использованием орудий для защиты и нападения. Благодаря вертикальному положению тела значительно возрос объем воспринимаемой информации, что позволяло вовремя среагировать на приближение хищника. Поскольку все это непосредственно связано с выживанием, давление естественного отбора усиливалось именно в данном направлении.

БИОЛОГИЧЕСКИЕСОЦИАЛЬНЫЕ 1) мутации, 2) популяционные волны, 3) дрейф генов, 4) изоляция, 5) борьба за существование, 6) естественный отбор. 1) трудовая деятельность, 2) общественный образ жизни, 3) речь, 4) мышление, 5) культура.

Известно, что мышление совершило эволюцию от предметного к абстрактному ; со временем человек приобрел способность мыслить образами и категориям, отстраненными от реальности, делать обобщения ; но изначально его мышление оперировало только самыми наглядными понятиями и исходило из окружающих его знакомых предметов. Видимо, абстрактным системам письменности предшествовало запечетление информации с использованием мелких предметов - первым ' алфавитом ' могли служить камни и листья, и. т. п. Известны также древнейшие системы письма, представленного узелками и петлями. Аналитическое мышление строится на основе процессов анализа и синтеза, разделения и обобщения ; более примитивная форма мышления, называемого нами аналогическим, действует только путем уподобления, перенесения свойств одного предмета или явления на другие

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека ». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи. Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях ( охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования

1. Воронов В. К., Гречнева М. В., Сагдеев Р. З. Основы современного естествознания : Учебное пособие для вузов. – 2- е изд., стер. – М.:, Высшая школа, 2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания : Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 512 с. 3. Назаренко В. А., Попов А. А., Глебова В. Д., Изучение эволюции органического мира : Метод. Пособие для учащихся, студентов и преподавателей. – Ульяновск : ИПК ПРО, – 64 с. 4. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания : Учебник. – Изд. 3- е, перераб. и доп. – М.: Альфа – М ; ИНФА – М, – 704 с. 5. Пехов А. П. Биология с основами экологии : Учебник. 6- е изд., испр. – СПб.: Издательство « Лань », – 688 с