Тема 6 Распределение товара Автор курса : доцент, Dr.paed., Алевтина Петровна Вишневская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМЫ ТОГРОВЛИ ВЫПОЛНИЛА:СТЕФАНЕЦ ИННА. ФУНКЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно.
Advertisements

Тема 5. Формирование политики распределения (сбытовой политики) Вопросы: 1.Сущность распределения (товародвижения). 2.Построение каналов распределения.
Филип Котлер (1931 г.) «Не нужно работать много – нужно работать в нужное время в нужном месте.» Питер Друкер (1909 –2005 гг.) «Цель маркетинга сделать.
Выполнила: студентка группы ДБМ-22 Мочалова Юля Кафедра логистики и маркетинга Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное бюджетное.
Сбытовая политика. Учебные вопросы Каналы распределения Оптовая торговля Розничная торговля.
Каналы распределения. Что такое канал распределения совокупность организаций и связей между ними, участвующих в процессе товародвижения от производителя.
Планирование товародвижения Планирование товародвижения Выполнила студентка гр. Б-21 гр. Б-21 Кучева Елена.
Тема 2. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Adriana BUZDUGAN 1.
ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Посредник юридическое или физическое лицо, цель которого состоит в оказании услуг по совершению коммерческих,
Логистика распределения Каналы сбыта и основные посредники.
Планирование товародвижения это систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя.
ЛЕКЦИЯ МОДУЛЬ 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА Тема 3.3. Распространение товаров ЛЕКЦИЯ МОДУЛЬ 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА Тема 3.3. Распространение.
Маркетинг 11 класс. Маркетинг от англ. marketing продажа, торговля на рынке процесс - выявления, предугадывания потребностей клиентов, - организации рекламы,
Оптовая и розничная торговля. Маркетинговая логистика Преподаватель Марченко Ольга Геннадьевна.
Дистрибьюция от А до Я Методические материалы. ТЕРМИНХАРАКТЕРИСТИКА.
3 ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ. Цели системы сбыта : максимизировать оборот и увеличить рыночную долю предприятия; минимизировать.
СОДЕРЖАНИЕ 1) Сущность и цели сбытовой политики. 2) Стратегическое и оперативное регулирование сбыта. 3) Оценка и выбор каналов сбыта.
Билалова Д.М. Выполнила студентка III курса ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Билалова Д.М.
Торговля в социально- потребительском комплексе Подготовил Кожар С.А. гр. ДГЗ-1.
Простая (случайная) форма стоимости – обмен товара на товар; Полная (развёрнутая) форма стоимости – обмен одного товара на ряд товаров; Всеобщая форма.
Транксрипт:

Тема 6 Распределение товара Автор курса : доцент, Dr.paed., Алевтина Петровна Вишневская

Распределение товара А. П. Вишневская " Маркетинг " 2 Четвертое средство маркетинга. Решает проблему доведения товаров до конечных потребителей. Одно из главных решений, которые необходимо принимать, - это решение о выборе канала распределения. Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Структура канала распределения может быть простой или сложной. Простая структура, имеющая два звена, - от производителя к потребителю, называется прямым каналом распределения. Сложная структура называется косвенным каналом распределения и содержит между производителем и потребителем одного или несколько посредников. В зависимости от качества посредников косвенный канал распределения товаров может быть : одноуровневый, двухуровневый, трехуровневый и т. д. Длину канала распределения можно измерить, учитывая число задействованных в нем посредников, или уровней канала. Канал нулевого уровня состоит из производителя и конечного потребителя. Канал единичного уровня включает в себя одного посредника, например, розничного торговца и т. д.

Уровни канала распределения А. П. Вишневская " Маркетинг " 3 Канал нулевого уровня Одно- уровневый канал Потребитель Двух- уровневый канал Трех- уровневый канал Производитель Оптовик Торг. агентРозница ОптовикРозница

Каналы распределения А. П. Вишневская " Маркетинг " 4 Создавая свой канал распределения и рассматривая некоторые альтернативы, предприятия принимает к сведению следующие элементы : виды посредников ; число посредниов ; обязанности и ответственности участников канала. Самый дешевый канал – прямой. Однако многие производители считают, что использование посредников приносит им определенные выгоды : 1.Не надо расходовать финансовые ресурсы на осуществление прямого маркетинга, а можно продолжать капиталовложения в расширение или совершенствование производства ; 2.Соблюдается принцип специализации, что придает больше профессианализма процессу распределения товара ; 3.Для того чтобы добиться с помощью прямого маркетинга экономичности системы массового распределения, многим производителям мешает вид товара, поэтому некоторые товары эффективно приходят по каналу распределения только вместе с другими товарами ( например, жевательная резинка ).

Роль посредника в распределении товара А. П. Вишневская " Маркетинг " 5 R R R P P P R R R P P PS а) Количество контактовб) Количество контактов - производитель- потребитель - посредник

Три подхода в выборе принципа формирования распространения товара 1.Интенсивное распределение, когда организовывается множество торговых точек для широкого представления товара и удобства покупателя. Такой подход характерен для производителей товаров повседневного спроса и обычных сырьевых товаров. Для этих товаров обязательно удобство места приобретения. Например, сигареты продаются в сотнях торговых точек, что очень удобно для покупателей. 2.Распределение на правах исключительности ( эксклюзивность ), когда очень ограниченному числу посредников предоставляют право продажи. Предельная форма такого подхода известна как исключительное распределение, когда производитель требует, чтобы посредники, продающие его товары, не торговали товарами конкурентов. Распределение на правах исключительности встречается в практике торговли новыми автомобилями, электробытовыми приборами, женской одеждой. Этот принцип способствует возвышению образа товара, создает возможность для установления престижных цен. 3.Селективное распределение, когда производитель определяет число посредников, которое больше одного, но меньше общего числа посредников, готовых заняться продажей товара. Селективное распределение дает производителю возможность добиться необходимого охвата рынка при более жестком контроле, чем при организации интенсивного распределения. А. П. Вишневская " Маркетинг " 6

Обязанности и ответственность каждого участника канала Главными элементами в таких правилах сотрудничества являются ценообразование, условия и гарантии продаж, территориальные права. Ценообразование включает в себя установление цены на рынках оптовой и розничной торговли, а также разработку специальных предложений и скидок. И производитель, и посредник должны считать такое сотрудничество честным и взаимовыгодным, в противном случае оно не ориентировано на долгосрочные отношения. Условия продаж регулируют сроки оплаты и гарантии производиетля. Нередко посредник получает скидки при покупке большого количества товара и проводит оплату в короткий срок. Важное место среди условий продаж занимает формирование и порядок выполнения заказа, условия доставки и складские резервы. Территориальные права посредника очень важны в работе с распространителями. Посредники хотят знать других посредников, их сферы влияния и где могут произойти соприкосновения этих сфер. Посредники хотят также иметь информацию об общих объемах продаж на их территории, независимо от того, кто продавец. А. П. Вишневская " Маркетинг " 7

Товародвижение Создание канала распределения является основной для отработки системы товародвижение. Товародвижение – это система обеспечения доставки товара к местам продажи ( установки, потребления ) в точно определенное время с максимально возможным уровнем обслуживания и с выгодой для фирмы. Идеальная цель : доставка товаров в нужное место в нужное время с минимальными издержками и максимальным сервисом для клиента. Но практически это невыполнимо, поэтому каждая фирма выбирает для себя главный аспект : 1.либо делается упор на сервис – и тогда это влечет за собой значетельнын затраты на создание больших товарно - материальных запасов, на безупречную систему транспортировки, на использование большого количества складов ; 2.либо уменьшаются издержки. Но это может привести к необеспечению магазинов достаточным количеством товаров, к нарушению сроков поставки и т. д. Самое верное решение в этом случае – найти приемлемый компромисс, продвигаясь в своем развитии к первому аспекту. А. П. Вишневская " Маркетинг " 8

Элементы системы товародвижения : транспортировка ; поддержание материально - технических запасов на складах ; получение и отгрузка товаров ; упаковка ; обработка заказов и административные расходы. Совершенствование управления всеми этими элементами позволяет достичь желаемой цели : обеспечить приемлемый уровень обслуживания клиентов с минимальными затратами. А. П. Вишневская " Маркетинг " 9

Виды транспорта 1. Железнодорожный. Наиболее часто перевозимые товары : с / х продукции, полезные ископаемые, песок, сыпучие материалы, химикаты, автомобили. 2. Водный. Чаще всего используется для перемещения : нефти, зерна, песка, гравия, металлических руд, каменного угля. 3. Автомобильный. Перевозит : одежду, книги, бумажные товары, компьютерную технику, пищевые продукты. 4. Трубопроводный. Перемещает нефть, газ. 5. Воздушный. Наиболее часто перемещают : ювелирные изделия, цветы, скоропртящиеся продукты, приборы. А. П. Вишневская " Маркетинг " 10

Выбор видов транспорта Принимаются в расчет следующие факторы : скорость ; возможная частота отправки ; соблюдение графиков ; перевозочная способность ; доступность ( наличие соответствующий логистической инфраструктуры ); стоимость. Например : если главным параметром выбирается скорость, то основной выбор транспорта – воздушный. Однако, если в пункте доставки нет аэродрома, то решение может быть в пользу автомобильного транспорта. В решениях о транспортировках следует применять практику компромиссов. А. П. Вишневская " Маркетинг " 11

Оптовая и розничная торговля А. П. Вишневская " Маркетинг " 12 Сферами, занимающимися перемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования, является оптовая торговля и розничная торговля. Оптовая торговля – это деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их для последующей перепродажи. Она не связана с конечным потребителем. Ее покупателями являются : розничная торговля, другие оптовики, организации. В оптовой торговле товар может быть продан два раза и более. Функции оптовой торговли. 1.Сбыт и стимулирование. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и нередко покупатель верит ему сильнее, чем какому - то далекому производителю. 2.Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив таким образом клиента от значительных хлопот.

3. Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии на мелкие. 4. Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей. 5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители. 6. Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит. А заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета. 7. Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска. 8. Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т. п. 9. Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовики нередко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их продавцов. А. П. Вишневская " Маркетинг " 13 Оптовая и розничная торговля

Стратегические решения в области оптовой торговли 1.Определение целевого рынка. Как и представители любой другой сферы бизнеса, оптовики не могут обслуживать всех потенциальных клиентов. Они могут выбратьцелую аудиторию, взяв за основу критерий размера ( например, только крупных розничных торговцев ), вида деятельности ( например, бензозаправочные станции ), необходимость конкретной покупки ( напрмер, клиента, которым необходим кредит ) и т. п. В рамках целевой группы можно определить приоритеты и виды сотрудничества с различными клиентами, а также осуществлять другую деятельность для повышения рентабельность бизнеса. 2.Определение услуг и товарного ассортимента. « Продукт » оптовиков – это ассортимент, которым они торгуют, и услуги, которые они предлагают ( например, доставка товаров, отсроченные платежи ). С одной стороны, им надо стараться держать по возможности больший ассортимент, с другой, это может негативно отразиться на потенуциале прибыли. Необходимо бережно взвесить, какой группой товаров торговать и какие услуги предлагать для достижения равновесия между прибылью и хорошими отношениями с клиентами. А. П. Вишневская " Маркетинг " 14

3. Ценообразование. Размер прибыли оптовиков достаточно низок, и нормальную прибыль возможно получить только при заметных торговых объемах. В свою очередь, для того чтобы получить новых клиентов, оптовики вынуждены предоставить дополнительные скидки. В таких случаях оптовик запросит специальные скидки от производителя за счет увеличения продаж. 4. Приемы продвижения продуктов. Используемыми приемами продвижения продуктов являются обучение и мотивация персонала, специальные программы по сотрудничеству с наиболее крупными клиентами, поддержка розничных продавцов рекламными материалами, акциями по продвижению и т. д. 5. Местонахождение и технологии. От местонахождения оптового склада и используемых технологий зависят оперативность обслуживания клиентов, точность операций и издержки операций. А. П. Вишневская " Маркетинг " 15 Стратегические решения в области оптовой торговли

Три типа оптовых предприятий 1. Коммерческая оптовая деятельность, которая осуществляется оптовиками - купцами, т. е. крупными оптовыми фирмами. Это независимые коммерческие предпрятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. На долю этой группы приходится, как правило, половина всей оптовой торговли как по объему, так и по численности предприятий. Оптовики - купцы бывают двух видов : с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания. А. П. Вишневская " Маркетинг " 16

Оптовик с полным циклом обслуживания : представляет такие услуги, как хранение товарных запасов, кредитование, обеспечение доставки товаров. По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров промышленного назначения. Торгуют с предприятиями розницы и оптовиками более мелкого товарооборота и с меньшим товарным ассортиментом. Отличаются друг от друга главным образом широтой ассортиментного набора товаров. Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими ассортиментными группами товаров, чтобы удовлетворять нужды как розничных торговцев с широким смешанным ассортиментом, так и нужды розничных предприятий с узкоспециализированным товарным ассортиментом. Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими ассортиментными группами товаров, чтобы удовлетворять нужды как розничных торговцев с широким смешанным ассортиментом. Так и нужды розничных предприятий с узкоспециализированным товарным ассортиментом. Оптовики неширокого насыщенного ассортимента занимаются одной или двумя ассортиментными группами товаров при значительно большей глубине этого ассортимента. А. П. Вишневская " Маркетинг " 17 Три типа оптовых предприятий

Оптовик с ограниченным циклом : представляет своим поставщиком и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов оптовых предприятий с ограниченным наборои услуг. Оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара, занимается ограниченным ассортиментом товаров, которые он продаетмелким розничным торговцам с немедленной оплатой покупки, обычно возлагая на них самих заботуо вывозе товара. Оптовик - коммивояжер не только продает, но и доставляет товра покупателям. Занимается ограниченным ассортиментом продуктов кратковременного хранения ( молоко, хлеб, легкие закуски ), которые он продает за наличный расчет, совершая объезды предприятий розничной торговли. Оптовик - организатор работает в отраслях, для которых характерна бестарная перевозка грузов таких, как каменный уголь, лесоматериалы, тяжелое оборудование. Такой оптовик не держит товарных запасов и не занимается товаром непосредственно. Получив заказ, он находит производителя. Который отгружает товар непосредственно покупателю на определенных условиях поставки и в определенное время. А. П. Вишневская " Маркетинг " 18 Три типа оптовых предприятий

Оптовик - консигнант обслуживает бакалейно - гастрономические магазины и розничных торговцев лекарствами. Оптовик - посылоторговец рассылает каталоги на ювелирные изделия, косметику, пищевые деликатесы и прочие товары клиентам из сферы розницы, промышленного производства и т. д. Основными заказчиками такого оптовика являются коммерческие заведения, расположенные в близлежащих районах. Выполненные заказы высылаются клиентами по почте, доставляются автомобильным или каким - либо дркгим эффективным видом транспорта. А. П. Вишневская " Маркетинг " 19 2.Агенты и брокеры Отличаются от оптовиков-купцов по двум показателям: они не берут на себя право собственности на товар и выполняют лишь ограниченное число функций. Из основная функция – содействие купле-продаже. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение в размере от 2 до 6 % продажной цены товара. Обычно специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов. На долю брокеров и агентов приходится 10 % общего оптового оборота. Агент представляет покупателя или продавца на долговременной основе. Как правило, работает от лица фирмы, их отношения строятся на заключении договора, в котором оговариваются оказываемые услуги, комиссионные проценты и многое другое. Агенты не являются штатными сотрудниками. Три типа оптовых предприятий

Виды агентов 1.Агенты производителей ( второе название – представители производителей ) представляют двух или нескольких производителей дополняющих друг друга товаров. Они заключают официальные письменные соглашения с каждым отдельным производителем в отношении политики цен, территориальных границ деятельности, процедуры прохождения заказов, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти товары гарантий и размеров комиссионных ставок. К услугам агентов фирм - производителей прибегают при торговле такими товарами, как одежда, мебель и электротовары. 2.Полномочные агенты по сбыту. Заключают с производителями договоры, получая права на сбыт всей выпускаемой тем или иным производителем продукции. Служат как бы отделом сбыта производителя и оказывают значительное влияние на цены, сроки и условия продажи. Их деятельность обычно не ограничивается никакими территориальными рамками. Полномочные торговые агенты встречаются в таких сферах товар ­ ного производства, как текстильная промышленность, производство промыш ­ ленного оборудования, химикатов, металлов и т. д. А. П. Вишневская " Маркетинг " 20

Виды агентов А. П. Вишневская " Маркетинг " 21 3.Агенты по закупкам. Оформляют долговременные отношения со своими покупателями и закупают для них необходимые товары, проверяют качество товаров, организуют складирование и последующую доставку к месту назначения. Обладают широкими знаниями и предоставляют своим клиентам подходящие товары по У наиболее благоприятным ценам. 4. Оптовики - комиссионеры - это агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделки на их продажу. Они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают при продаже сельскохозяйственной продукции. Оптовик - комиссионер проадет партию товара по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки и передает оставшуюся сумму производителю.

Брокеры Брокер не представляет покупателей или продавцов на долговременной основе, их сделки, носят разовый характер. Главная функция брокера - свести покупателей с продавцами и помочь им договориться. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, не принимает на себя никакого риска. Брокеру платит тот, кто его привлекает. Наиболее типичные примеры : брокеры по операциям с пищевыми продуктами, брокеры по операциям с недвижимостью, страховые брокеры и брокеры по операциям с ценными бумагами. Чаще всего брокеры осуществляют свою деятельность в рамках брокерских контор. А. П. Вишневская " Маркетинг " 22

3. Оптовая деятельность производителей осуществляется в виде сбытовых отделений на предприятиях или сбытовых контор, которые сами выходят на розничную торговлю. 1. Сбытовые отделения и конторы Производители нередко обзаводятся собственными сбытовыми отделениями и конторами, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые отделения хранят товарные запасы и встречаются в таких отраслях производства, как лесная промышленность, производство авто - и мотооборудования и деталей. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов и наиболее часто встречаются в сфере текстильных и галантерейных товаров. 2. Закупочные конторы Многие розничные торговцы содержат в основных рыночных центрах собственные закупочные конторы. Закупочные конторы являются структурным подразделением организации покупателя, которое само выходит на розничную торговлю. А. П. Вишневская " Маркетинг " 23 Три типа оптовых предприятий

Розничная торговля Розничная торговля это любая деятельность по продаже товаров и услуг, связанная с непосредственными, конечными потребителями, которые приобретают товары для личного, семейного, домашнего пользования. Появление различий между розничной и оптовой торговлей связано с возникновением необходимости в усовершенствовании системы распределения. Существуют различные формы розничной торговли. Три основных вида розничной торговли в зависимости от вида и места продажи : розничная торговля в магазинах (store retailing) ; розничная торговля вне магазинов (nonstore retailing) ; организации розничной торговли (retailing organizations). А. П. Вишневская " Маркетинг " 24

1. Розничная торговля в магазинах. По уровню предлагаемого сервиса магазины можно объединить в четыре основные категории. Магазины самообслуживания. Во время покупки товара помощь продавца минимальна, весь процесс отбора товара покупатель производит самостоятельно. В магазинах самообслуживания обычно очень широкий выбор товаров повседневного пользования и, благодаря большим объемам торговли, можно довольно свободно оперировать уровнем цены. Магазины свободного выбора. Покупатели сами ищут себе необходи ­ мые вещи, хотя персонал магазина находится рядом, может оказать помощь в любой момент. У магазинов свободного выбора более высокие издержки деятельности по сравнению с магазинами самообслуживания. А. П. Вишневская " Маркетинг " 25 Магазины частичного сервиса. Обеспечивают большую поддержку продавца, так как магазины такого типа в основном продают товары некаждо­дневного спроса, поэтому покупателям необходима помощь продавца. Такие магазины предлагают также некоторые дополнительные услуги, например, кредит, гарантии качества и обмен товара, что неприемлемо в магазинах с более низким уровнем сервиса. В связи с этим магазины частичного сервиса являются более дорогими в содержании. Магазины полного сервиса. Продавцы готовы помочь на всех этапах процесса покупки. Высокие затраты на персонал, большой удельный вес дорогих и медленно оборачивающихся товаров в ассортименте (мебель, драгоценности, предметы роскоши), различные планы кредитования, бесплатная доставка, гарантийное обслуживание и т.д. делают содержание таких магазинов очень дорогим.

2.Розничная торговля вне магазинов (nonstore retailing) Прямые продажи. Хотя этот метод продаж постоянно себя оправдывает, он является одним из наиболее дорогостоящих методов распространения товаров ( комиссия торговых агентов, обучение, техническое обеспечение, мотивация ). Продажи по почте, по телефону, по интернету. Торговые автоматы. Все чаще используются при продаже, например, сигарет, прессы, шоколада, напитков, книг и т. п. Преимуществами торговых автоматов являются : их 24- часой режим работы, принцип самообслуживания и автоматизация процесса. Негативная сторона этого вида торговли дороговизна обслуживания ( на 15-20% дороже, чем в магазине ), необходимость часто пополнять запасы автомата, другие технические проблемы. А. П. Вишневская " Маркетинг " 26 3.Организации розничной торговли Наиболее распространенными видами розничных организаций являются сети розничных магазинов и торговые конгломераты. Основные типы предприятий розничной торговли классифицируются в зависимости от объема услуг и товарного ассортимента : Специализированные магазины Предлагают ограниченную группу товаров со значительной глубиной ассортимента, не выходящего за пределы его специализации: магазины одежды, спортивные, мебельные, цветочные и книжные магазины. Специализированные магазины можно разделить на подгруппы по их специализации.

Магазин одежды магазин с ограниченным ассортиментом однотипной продукции ; магазин мужской одежды - узкоспециализированный магазин ; магазин мужских рубашек, сделанных на заказ, - сверхспециализированный магазин. Универмаги – собрание специализированных магазинов под одной крышей с обязательной личной продажей. Универсамы – довольно крупные торговые заведения. Они имеют относительно небольшие торговые наценки, предлагают широкий ассортимент, основаны на самообслуживании. Главная цель - удовлетворить основные потребности человека в продуктах питания, моющих средствах и товарах для дома. Первые универсамы появились в США в 30- е годы XX века. Магазины товаров повседневного спроса Относительно маленькие магазинчики, расположенные в жилых районах, которые работают с раннего утра до позднего вечера и без выходных. Они предлагают ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса. Продолжительное время работы и небольшие объемы совершаемых закупок делают эти магазины достаточно дорогими. Супермаркеты Огромные магазины, чья цель - удовлетворять все потребности покупателей в продовольственных и непродовольственных товарах. К этой группе магазинов относят комбинированные магазины, представляющие собой объединение универсама и универмага. Еще одна разновидность этого типа торгового заведения - торговые комплексы ( гипермаркеты ) - огромные магазины, которые объединяют черты супермаркета, магазина, торгующего по сниженным ценам, и магазина - склада. Помимо продуктов питания в них продается мебель, бытовая техника, одежда и множество других вещей. А. П. Вишневская " Маркетинг " 27

Магазины, торгующие по сниженным ценам Продают постоянно варьирующийся нестабильный ассортимент товаров высокого качества, остатки, излишки, товары с незначительными дефектами, купленные у производителя или других розничных торговцев. Они покупаются по цене ниже оптовой и продаются покупателям по цене ниже розничной. Заводские магазины Содержатся производителями обычно для продажи остатков, товаров, снятых с производства, и бракованной продукции. Такие торговые заведения все чаще и чаще создают заводские торговые ряды, где десятки магазинов предлагают широкий выбор товаров по ценам на 50% ниже розничных. Склады - клубы ( или клубы оптовиков ) Предлагают ограниченный ассортимент бакалейных товаров, бытовой техники, одежды и других товаров с большими скидками членам клубов. Эти торговые заведения расположены в огромных помещениях, напоминающих склад, имеют очень низкий уровень накладных расходов и предлагают очень ограниченный перечень услуг своим клиентам. Розничные предприятия услуг Это гостиницы, банки, прачечные, химчистки, парикмахерские, кинотеатры и т. д. Классификация розничных торговых предприятий может быть продолжена, так как появляются различные формы торговли. А. П. Вишневская " Маркетинг " 28

Выводы : А. П. Вишневская " Маркетинг " 29 Разработка и планирование деталей комплекса маркетинга является одной из важнейших составляющих системы маркетинга. Комплекс маркетинга - это набор поддающихся контролю пере ­ менных факторов, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Все решения относительно составляющих комплекса маркетинга зависят от принятого фирмой конкретного решения о позициониро ­ вании товара. Позиционирование товара, в свою очередь, предполагает, что ему предшествует целый цикл маркетинговых мероприятий, направленных на исследование рынка. Представленные в такой последовательности направления маркетинговой деятельности и являются основой системы маркетинга, действующей на рынке потребителя и подчиняющей производство покупательскому спросу.

А. П. Вишневская " Маркетинг " 30 Система маркетинга Направление маркетинговой деятельности Исследования рынка торгово - политическая ситуация конкуренты ёмкость изучение потребителей сегментация позициони - рование конъюнктура рынка Разработка товара обеспечение конкурентоспо - собности создание ассортимента разработка уникального торгового предприятия прогнозирование жизненного цикла товара сервис упаковка, маркировка Цена методы расчёта исходной цены стратегия ценообразования Продвижение товара реклама паблик рилейшнз стимулирование сбыта личные продажи выставки, ярмарки, презентации Распределение товара каналы распределе - ния товаро - движение оптовая торговля розничная торговля

Благодарю за внимание ! А. П. Вишневская " Маркетинг " 31