Носкова Надежда Николаевна – педагог-психолог ?!.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семыкина Анастасия Сергеевна 403 гр. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Магнитогорск, 2010.
Advertisements

Содержание работы с детьми-жертвами насилия. Помощь ребёнку-жертве насилия Педагоги -вовремя выявить(беседа, наблюдение) -поддержать Психолог -выявить.
Психическая травма у детей: особенности проявления и способы взаимодействия Подготовила и провела педагог-психолог О.В. Бугаева.
Социально - психологическая служба МБОУ СОШ 5 Еманжелинского муниципального района март
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Психокоррекционная программа «Профилактика суицидального поведения у подростков «Желание жить»
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Подготовила педагог-психолог ГБОУ СОШ1475 (дошкольное отделение) Самарина М.А.
Профилактика кризисных состояний обучающихся образовательных учреждений.
Жестокое обращение с ребенком- причинение вреда физическому и психическому здоровью, угроза его развитию и жизни.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Родителям о последствиях жестокого обращения в семье для психики ребенка.
Особенности развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Факторы, влияющие на рост тревожности у учащихся 1-11 классов. Их проявление и предупреждение.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
ПЕДАГОГИ - ПСИХОЛОГИ Направления работы Консультирование Коррекционно – развивающая работа Проектная и клубная деятельность Диагностирование.
Адаптация к школе учащихся 5 класса. Определимся с терминами: АДАПТАЦИЯ- процесс приспособления к новым условиям ДЕЗАДАПТАЦИЯ- неумение решать новые задачи,
Задачи: 1. Рассмотреть ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка. 2. Показать приемы психологической помощи пострадавшему непосредственно.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Транксрипт:

Носкова Надежда Николаевна – педагог-психолог ?!

Эмоциональная незрелость Подчиняемость авторитету взрослого Доверчивость Недостаточность жизненного опыта и осведомленности в вопросах половых отношений Неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию

КРИЗИС – это тяжелое психологическое состояние. ТРАВМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью и требуют экстраординарных усилий по совладению с последствиями их воздействия.

ВИДЫ КРИЗИСОВ : 1. Возрастные кризисы 2. Кризисы утраты и разлуки 3. Травматические кризисы

УТРАТА – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека.

1 СТАДИЯ - ШОК 1 СТАДИЯ - ШОК 2 СТАДИЯ – ЗЛОСТЬ И ОЩУЩЕНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ 2 СТАДИЯ – ЗЛОСТЬ И ОЩУЩЕНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ 3 СТАДИЯ – ПЕЧАЛЬ И СОЖАЛЕНИЕ 3 СТАДИЯ – ПЕЧАЛЬ И СОЖАЛЕНИЕ 4 СТАДИЯ - ВОССТАНОВЛЕНИЯ 4 СТАДИЯ - ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей Дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей

Процесс адаптации детей после развода делят на три фазы: Самая острая фаза (около двух лет) Фаза переходная Фаза создание нового жизненного стиля

Возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым. Травмы, причиненные стихийным или природным бедствием Травмы, причиненные людьми – все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракт

В кризисной ситуации реакции ребенка могут быть В кризисной ситуации реакции ребенка могут быть Экспрессивными – ребенок проявляет сильные эмоции Экспрессивными – ребенок проявляет сильные эмоции Контролирующими – ребенок пытается сдерживать себя Контролирующими – ребенок пытается сдерживать себя Шоковыми – ребенок как бы оглушен, подавлен Шоковыми – ребенок как бы оглушен, подавлен

Интернализованное поведение: Признаки сниженного настроения; Склонны к аддиктивному (зависимому поведения); Недостаток спонтанности и игрового поведения; Послушны и легко податливы; Чрезмерно бдительны и пугливы, боятся нового; Имеют проблемы со сном и засыпанием; Часто жалуются на боль в голове и животе; Формируют угрозы суицида; Демонстрируют аутоагрессию.

Экстернализированное поведение: Агрессивность, враждебность; Могут вести себя вызывающе; Часто издеваются над животными; Склонны к деструктивным формам поведения; Могут демонстрировать сексуально окрашенное поведение.

Сексуализированное поведение: Ребенок чрезмерно озабочен сексуальными темами и демонстрирует навязчивое сексуально окрашенное поведение; Ребенок проявляет раннюю зрелую сексуальную активность; Ребенок совершает агрессивные сексуальные действия; Ребенок вступает в беспорядочные сексуальные отношения; Ребенок демонстрирует сексуальные отклонения.

Негативные последствия и опасности. Физиоло- гический уровень Эмоцио- нальный уровень Когни- тивный уровень Поведен- ческий уровень

На физиологическом уровне: Нарушение сна, часты пробуждения; Головные боли, боли в животе; Часто мочеиспускание; Расстройство стула; Дрожание, тики, подергивания.

На эмоциональном уровне: Страх, тревога, фобии; Чувство вины; Повышается раздражительность; Развивается депрессия, плаксивость.

На когнитивном уровне: Ухудшается концентрация внимания; Нарушается память; Диссоциативная фуга; Часто появляются мысли о смерти.

На поведенческом уровне: Резкое изменение поведения; Дети возвращаются к поведению, свойственному более младшему возрасту; Дети становятся более упрямыми и агрессивными; У детей отмечается широкий круг проявления страхового или избегающего поведения.

Травматические стрессовые реакции Переживания особого рода, вызванные травмой, которые возникают во время экстремальной ситуации или непосредственно после неё.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПТСР СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПТСР Основная Хроническая Отсроченная

Физиологические нарушения: Учащенное сердцебиение Звон в ушах Головные боли Расстройство сна Плохая концентрация Обмороки Эмоциональные нарушения: Острое чувство беспомощности Вспышка гнева, сверхбдительность Повторные переживания события Постоянное ожидание опасности Физиологические нарушения: Учащенное сердцебиение Звон в ушах Головные боли Расстройство сна Плохая концентрация Обмороки Эмоциональные нарушения: Острое чувство беспомощности Вспышка гнева, сверхбдительность Повторные переживания события Постоянное ожидание опасности Острая стадия. Определяется эмоцией страха, психическим напряжением. Острая стадия. Определяется эмоцией страха, психическим напряжением. Основная

Усиливается тревога, обостряется жажда отмщения, возмездия Усиливается тревога, обостряется жажда отмщения, возмездия Депрессия Усталость Нарушение сферы интересов Зацикливание на мыслях о случившемся Желание уйти от действительности Депрессия Усталость Нарушение сферы интересов Зацикливание на мыслях о случившемся Желание уйти от действительности Хроническая

Отсроченная Нарастающая депрессия Чувство бессилия Различные боли Низкая самооценка Чувство никчемности Нарастающая депрессия Чувство бессилия Различные боли Низкая самооценка Чувство никчемности

СИМПТОМЫ ПТСР ДЕЛЯТСЯ НА 3 ГРУППЫ Симптомы повторного переживания Симптомы повышенной возбудимости Симптомы избегания

Любой кризис имеет не только негативные последствия, но и несет в себе массу возможностей для развития и личностного роста. КРИЗИС можно представить в виде айсберга

Социальная помощь Психологическая помощь Медицинская помощь

1.Подготовка к работе 2.Составление примерного плана работы 3.Установление контакта с ребенком, восстановление картины произошедшего 4.Анализ внешних признаков и особенностей переживания ребенком кризисной ситуации 5.Диагностика особенностей психологического развития ребенка 6.Выстраивание стратегии работы с ребенком, выделение основных направлений в работе

1. Представиться: «Меня зовут… Я работаю…»… Попросить ребенка представиться. 2. Сообщить основные правила: Я могу задавать некоторые вопросы по 2 раза; Если вопрос непонятен, скажи мне об этом и т.д. 3. Ознакомить ребенка с темой беседы, избегая слов тяжелый, страшный, насилие. 4. Побеседовать о домашней жизни: Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Где ты живешь? 5. Поговорить о школе, о друзьях: В какой школе ты учишься? Как зовут твою учительницу? Есть ли у тебя лучший друг? 6. Дать возможность ребенку рассказать о произошедшем с ним в свободной форме.

внешний вид ребенка, его самочувствие, выслушать возможные жалобы, если есть необходимость, организовать необходимую медпомощь. Исследование соматического (физического) состояния :

- важно оценить настроение ребенка, - силу и выразительность проявляемых им эмоций(особенно депрессия, тревога, страх, агрессия, апатия), - если открыто ребенок высказывает суицидальные намерения и стремится к их реализации, необходима немедленная встреча с врачом-психиатром (или неадекватность действий и поступков)

Исследование памяти (кратковременной, долговременной): -запоминание на слух, -запоминание зрительных стимулов, -пиктограммы Исследование внимания (устойчивость, переключаемость, отвлекаемость, истощаемость,) - таблицы Шульте - счет по Крепелину -корректурная проба -распутывание линий

интерпретация смысла пословиц и метафор классификация предметов выделение существенных признаков 4 лишний пиктограмма тест Векслера простые аналогии ШТУР

исследование самооценки методика Дембо шкальные методы «Лесенка»

тест фрустрации (Розенцвейга от 4 до 14 лет) тест Люшера, тест ЦТО «Несуществующее животное», «Незаконченные предложения» тест Кеттела» - для подростков Проективные методики «Дом-дерево-человек» «Рисунок семьи», «Человек под дождем тест тревожности Амена тест тревожности Филипса Опросник для оценки личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина САН, ПДО, опросник Баса-Дарки

1.Четко сформулировать цели коррекционной работы 2.Определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы 3.Выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы 4.Четко определить форму работы (индивидуальная, групповая, смешанная) 5.Отобрать наиболее эффективные методики и техники коррекционной работы

6.Установить время, необходимое для реализации всей коррекционной программы. 7.Определить частоту встреч, а также длительность каждого коррекционного занятия. 8.Оформить коррекционную программу и определить содержание каждого коррекционного занятия. 9.Подготовить необходимые материалы и оборудование. 10.Реализовать коррекционную программу.

Установление прочной системы доверительных отношений «психолог- пострадавший» Обучение человека индивидуально приемлемым навыкам саморегуляции. Катарсический этап (организация с помощью специальных методик повторного переживания психотравмирующей ситуации. Обсуждение наиболее типичных форм поведения человека на примере конкретных жизненных ситуаций (С целью осознания наиболее неадекватных форм поведения). Апробирование новых форм поведения через различные ролевые игры. Определение ближайших и отдаленных жизненных перспектив.

Примерный перечень методов, техник, приемов, упражнений, используемых в коррекционно – профилактической работе с детьми Примерный перечень методов, техник, приемов, упражнений, используемых в коррекционно – профилактической работе с детьми Дебрифинг Техника «Пластилиновых человечков» Танцевальная терапия Сказкотерапия, Арттерапия «Мозговой штурм», Развивающие игры. Игротерапия, «Линия жизни» Оживление приятных воспоминаний Коллаж – мои ресурсные состояния Мои страхи, Сказка о себе Я в прошлом, настоящем, будущем. Техника « Пустой стул» «Письмо обидчику» и др.