2013 ГОД – ПЕРВЫЙ ВЫПУСК МАГИСТРОВ ПО ФГОС ВПО КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

Социологический факультет Магистерская программа Социология маркетинга Квалификация (степень): магистр социологии Москва – 2013.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
подготовка высококвалифицированных управленцев- аналитиков и исследователей, владеющих современными методами сбора и обработки информации в целях анализа.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Сорокин Александр Николаевич Научно-технический потенциал Сибири: проблемы и перспективы модернизации Рабочая программа Регионоведение России, профиль.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Транксрипт:

2013 ГОД – ПЕРВЫЙ ВЫПУСК МАГИСТРОВ ПО ФГОС ВПО КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЯ НАПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ «СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНА»

Требования ФГОС ВПО и возникающие вопросы ( проблемы ) «8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза ». Сразу возникли вопросы : С помощью ГЭ мы просто измеряем уровень сформированности компетенций или ИГА является самостоятельной формой процесса формирования этих самых компетенций ( на ГЭ и ЗВКР по учебному плану отводится по 1,5 ЗЕТ ): Мы формируем или измеряем сформированное на ГЭ ( ИГА )? Если то и другое, то – каков механизм их соединения ? Как развести и соотнести ГЭ и ЗВКР ( набор компетенций и др.)?

«8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции ». Отсюда еще вопросы : - набор компетенций для госэкзамена во ФГОС ВПО не задан, значит – его надо брать из тех курсов, которые кусками вошли в программу ГЭ ? - если за основу взять соответствующую таблицу ФГОС ВПО, где говорится про итоговую государственную аттестацию, то возникает логичное предложение пойти по пути разделения указанного набора компетенций ( УМУ ТвГУ ); - если принять во внимание, что отныне из набора профессиональных компетенций ФГОС ВПО в каждой конкретной образовательной программе будет свой индивидуальный набор направлений обучения (« видов деятельности ») и компетенций, то сложность требуемой « комплексности » программы итогового государственного экзамена представляется неимоверной.

Как мы решали вставшие проблемы Какие компетенции выносить на государственный экзамен ? Чтобы не дублировать цели и задачи ГЭ и ЗВКР, развели ( но не до конца ) формируемые компетенции : ГЭ : ОК -3, ПК -1, ПК -3 Защита ВКР : все, что прописано во ФГОС ВПО

ФГОС ВПО Код Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий Коды фор- мируемых компе- тенций М.4 Итоговая государственная аттестация В результате подготовки и защиты выпускной работы студент должен получить следующие навыки: - способность самостоятельно анализировать, обобщать и систематизировать результаты социологического исследования; - способность использовать современные методы обработки и интерпретации информации применительно к разным видам социологических данных; - способность профессионально оформлять и докладывать результаты научных и практических работ по утвержденным формам ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-6 ПК-8 ПК-10

Чему отдать предпочтение ? Исходили из мысли : итоговая государственная аттестация – это одновременно процесс и результат : необходимо формировать и одновременно проверять уровень сформированности компетенций : от ГЭ к ЗВКР. Отсюда структура билетов :

В связи с проходившей в ТвГУ в 2013 году государственной аккредитации УМУ настояло, чтобы прямо в билетах были указаны компетенции ( формируемые и / или измеряемые ?) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Тверской государственный университет » БИЛЕТ 7 1.Неоклассические парадигмы в социологии ( ОК -3, ПК -1); 2.Анализ и представление данных в социологическом исследовании ( ОК -3, ПК -1); 3. Практические задания ( ОК -3, ПК -3): А ) обосновать выбор методов для конкретно - социологического исследования ВКР ; Б ) задание 7. «6» февраля 2013 г. Зав. кафедрой ___________________ В. А. Михайлов

Практические задания в билетах А) обосновать выбор методов для конкретно-социологического исследования ВКР - Каждый из студентов выполнял данное задание. - В ходе обсуждения апробировалась начатая студентом работа, делались необходимые замечания, вносились со стороны членов комиссии конкретные предложения. Б) задание (соответствующий билет) К билету 1 Выделяют основные методологические функции теории: 1) …. 2)……. 3)…... Первая состоит в ………, вторая раскрывает ……….., третья ………... Раскройте неразрывную взаимосвязь теории и метода через раскрытие основных методологических функций теории.

К билету 2 Заполните следующую таблицу, дайте свой комментарий Социология региона ИсторияГеографияРегионоведение Другие науки Объект Предмет Парадигмы Методы Место в структуре научного знания

К билету 14 Заполните пустоты в следующем тексте, приведите примеры: Документ – предмет, предназначенный для фиксации, хранения и передачи информации. Документы подразделяются по различным основаниям: 1. По способу фиксации информации: текстовые документы (……), фонетические документы (………), статистические данные (……….), информация в машиночитаемой форме (………)…… По общей значимости: ………. 3. По форме изложения: ………… 4. По содержанию: ………………. 5. По степени близости информации: ……………… По степени персонификации: …………………. 7. ………..

Оценочный лист уровня сформированности компетенций, продемонстрированных студентом _________ на защите ВКР по направлению подготовки Социология (выделено – компетенции ГЭ) код Перечень проверяемых компетенций Уровень сформированности компетенции Поро- говый Доста- точный Продви- нутый Удовл.ХорошоОтлично ОК-3 способность свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения; владением навыками редактирования и перевода профессиональных текстов ОК-6 способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук ОК-7 способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии ОК-8 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности ОК-9 способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам ПК-1способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

продолжение ПК-2 способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий ПК-3 способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования ПК-4 способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно- техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории ПК-6 умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп ПК-8 способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами ПК-10 способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений Итоговая оценка:

Что показал первый опыт в 2013 году? Куда и как двигаться? 1. Набор профессиональных компетенций: отныне у каждой ООП – свой. Отсюда – выбор и набор для ИГА у каждой ООП свой. 2. Полезность ГЭ: из ежегодной работы над практическими заданиями в билетах вырастает будущая рабочая тетрадь для студентов по разным курсам (в некоторых вузах уже они сделаны), другие формы учебно-методического сопровождения. 3. Следует расширять значение и функции государственного экзамена как формы учебного процесса: уже сегодня это - чтение обзорных лекций, практические задания по базовым курсам программы, коллективное обсуждение студенческих ошибок и др. Дальше – больше!

Вопросы остались: 1. ФГОС ВПО требует на ИГА проверить указанные в таблице компетенции. А если они не попали в данную ООП при выборе видов деятельности? 2. Каковы наиболее эффективные формы связи ГЭ и ЗВКР как двух сторон единой ИГА? 3. Нужен ли вообще ГЭ: - - если он не обязателен по ФГОС ВПО? - - если он будет на всех ступенях (бакалавриат, магистратура, аспирантура)? - - на какой ступени и в какой форме оставить?