Психология мотивации персонала Дополнительный материал к курсу «Управление персоналом»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Мотивация персонала» Выполнил: Кабиров Алмаз. Мотивация, Мотив, Мотивирование Мотивация (от фр. motif – побуждение) – динамический процесс физиологического.
Advertisements

Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Рабочая тетрадь Участник Даты проведения тренинга: « » 2016 г.
Мотивация Группа МАВРОС Татарстан, Калмыкия, Ставрополь,Тверь, Ярославль.
Теория организации МАКИЕНКО МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА. Сущность мотивации в теории организации Вопросы : 1. Основные параметры изучения мотивации 2. Теории мотивации.
Выполнил Петух В. В.. Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения.
Физиологические потребности Потребность в безопасности Принадлежность и любовь Уважение других и самоуважение Саморе ализац ия Сотрудник ОрганизацияЧеловек.
Тема: «Мотивация» План 1.Теории содержания мотивации. 2.Теория процесса мотивации. 3.Мотивация как форма социального влияния.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
Уральский железнодорожный техникум Студент: Кленова Ю.В. Группа: П-946 Дисциплина: Менеджмент Вариант 2: Мотивация как функция управления.
Теории мотивации. А. Маслоу Теория иерархии потребностей.
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым,
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
Факторы влияния психологической и психоэмоциональной нагрузки при подготовке и участии педагогов в профессиональных конкурсах.
Кадровый потенциал предприятия §1. Понятие, состав и структура кадров предприятия § 2. Производительность труда § 3. Система мотивации труда.
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Презентация на тему: Москва 2011.
Основные сведения по мотивации Теория Х Средний человек не любит работать и при любой возможности старается ее избежать Средний человек не любит работать.
Мотивация Два вида мотивации Внутренняя мотивация Внешняя мотивация Мотивирующие факторы Гигиенические факторы.
Транксрипт:

Психология мотивации персонала Дополнительный материал к курсу «Управление персоналом»

МОТИВАЦИЯ Мотивация (от фр. motif – побуждение) Мотивация (от фр. motif – побуждение) – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Жизненный цикл персонала в организации (по Яку Фитц-енцу) включает в себя 5 упр. задач: Планирование Приобретение Развитие Сохранение Содержание Оценка

Мотивация сотрудника: Мы говорим о личностных мотивах, а не о системе мотивации, существующей в Компании; Мы говорим о личностных мотивах, а не о системе мотивации, существующей в Компании; Мы рассматриваем весь комплекс мотиваторов, а не отдельные материальные стимулы; Мы рассматриваем весь комплекс мотиваторов, а не отдельные материальные стимулы; Один и тот же фактор может быть использован для удовлетворения различных потребностей; Один и тот же фактор может быть использован для удовлетворения различных потребностей; Мотивы, потребности и ценности индивидуальны, они не могут быть идентичными для группы или организации; Мотивы, потребности и ценности индивидуальны, они не могут быть идентичными для группы или организации; Многие руководители склонны приписывать сотрудникам собственную мотивацию (проекция); Многие руководители склонны приписывать сотрудникам собственную мотивацию (проекция); Мотивы могут меняться с течением жизни и развитием карьеры человека, изменения личностных особенностей; Мотивы могут меняться с течением жизни и развитием карьеры человека, изменения личностных особенностей; Мотиваторы – факторы, повышающие эффективность работы, так как соответствуют внутренним потребностям (мотивам) человека. Мотиваторы – факторы, повышающие эффективность работы, так как соответствуют внутренним потребностям (мотивам) человека.

Сущность мотивации персонала мотивация стимуляциямотивированиеманипуляция «морковка перед носом» активация

Определения понятий Активация Активация Стимуляция Стимуляция Манипуляция Манипуляция Мотивировани е Мотивировани е «Морковка перед носом» «Морковка перед носом» вся совокупность факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы вся совокупность факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы предъявление внешнего фактора с целью пробуждения, усиления и ускорения мыслительных, эмоциональных и поведенческих реакций предъявление внешнего фактора с целью пробуждения, усиления и ускорения мыслительных, эмоциональных и поведенческих реакций скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей учет потребностей работника в процессе реализации целей компании учет потребностей работника в процессе реализации целей компании

Статистика, результаты исследований Поощрение улучшает работу в 89% случаев. Наказание улучшает работу в 11% случаев. Наказание ухудшает работу в 11% случаев. Угрозы на 99% игнорируются. 12% людей считают основным мотивом деятельности деньги. 45% - славу. 35% - удовлетворенность работой. 15% - власть.

Механизм мотивации Потребность (нужда, забота, осознанная работником Внутреннее побуждение (осознанное личностное побуждение к деятельности Внешнее побуждение (стимул), способность выбранного объекта удовлетворить потребность Цель (осознанно выбранное средство для удовлетворения потребности ) Деятельность (форма поведения, в которой раскрываются способности личности) Результат деятельности по удовлетворению потребностей: 1. полное удовлетворение; 2. частичное удовлетворение; 3. отсутствие удовлетворения

Иерархия потребностей Физиологические потребности: потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции. Физиологические потребности: потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции. Потребность в безопасности: желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие. Потребность в безопасности: желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие. Социальные потребности. потребность в дружбе, любви и принадлежности, вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, сотрудничество с другими рабочими, участие в разнообразной совместной деятельности. Социальные потребности. потребность в дружбе, любви и принадлежности, вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, сотрудничество с другими рабочими, участие в разнообразной совместной деятельности. Потребности в уважении: в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма - потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы (награды, почётные звания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе) Потребности в уважении: в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма - потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы (награды, почётные звания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе) Потребности в самореализации и в самовыражении: реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей. Потребности в самореализации и в самовыражении: реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Мотивация в управлении (менеджменте) как система построена на следующих «китах»: мотива ция Ожидания (работника от компании, компании от работника) Внешние факторы Внутренние факторы

Ожидание работника от компании элементыХарактеристика Личные ожидания Характер работы на новом месте, ее содержание, требования к результатам, перспективы развития, вознаграждение, качество рудовой жизни, справедливость оценки, гарантии на будущее Групповые ожидания Конформность при работе в группе, обособленность коллектива от других, значимость его в компании, автономность в принятии решений, степень ответственности за работу Статусные ожидания Оценка своего места и роли в компании, значимость, признание, уважение, манера общения, стиль руководства, стиль управления конфликтными ситуациями Культурно- этические ожидания Степень соответствия ценностей, целей, этических норм, стиля лидерства и других элементов культуры компании представлениям, нормам и культуре работника

Ожидание компании от работника элементыХарактеристика Трудовые ожидания Добросовестное выполнение должностных обязанностей, проявление усердия, исполнительности, предприимчивости, инициативы, творческого подхода, режима самообучения Групповые ожидания Конформность, дружна бесконфликтная работа в группе, лидерские качества, умение работать в команде Ожидания по обеспечению безопасности Лояльность, дисциплина, выполнение всех норм и регламентов, не принадлежность к группам риска, не разглашать конфиденциальную информацию Культурно- этические ожидания Соответствие важнейших параметров культуры работника основным параметрам культуры компании, ее миссии, целям, ценностям, нормам и корпоративным кодексам

Факторы внешней среды Сфера прямого воздействияСфера косвенного воздействия по ст ав щи ки по тр еб ит ел и ко нк ур ен ты Адми нистр ативн ые гос.. орган ы за ко ны пр оф со юз ы Со сто ян ие эко но ми ки НТ П Меж дуна родн ый клим ат Поли тиче ские факт оры Социо культ урные факто ры Мотивационная политика компании

Факторы внутренней среды Бизнес-стратегия и цели компании Специализация и технологии Персонал Дол госр очн ость и амб ици озн ость цел ей Со ци ал ьн ый па кет Кул ьту ра упр авл ени я ме нед жм ент а Сис тем а обу чен ия раз вит ия пер сон ала Эф фе кти вно сть мот ива цио н. сис тем ы Кул ьту ра усл ови й тру да Сте пен ь рис ка и без опа сно сть Кул ьту ра сре дст в тру да Пр оф есс ион аль но- ква ли ф. стр укт ура Спо соб нос ти и пот енц. воз мо жн ост и Уро вен ь раз вит ия пот реб нос тей Ло яль нос ть, пре дан нос ть ком пан ии Мотивационная политика компании

Фактическая деятельность любого человека направлена на удовлетворение только собственных потребностей Необходимо, чтобы человек работал «на предприятие», в соответствии с потребностями предприятия ?

Мотивация персонала Мотивация – это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку это для него единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей. Это процесс сопряжения целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становилось столь же необходимым и выгодным другому (Т.О. Соломанидина, 2005). Мотивация – это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку это для него единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей. Это процесс сопряжения целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становилось столь же необходимым и выгодным другому (Т.О. Соломанидина, 2005).

Интересы работников Интересы предприятия Потребности работников Мотивы труда Фактическая деятельность работников Желательная деятельность работников Задачи Цели предприятия = СИСТЕМА мотивации

Воздействие на мотивацию подчиненного предполагает последовательность действий: 1. Оценка цели и задач мотивации 2. Выбор совокупности мотивов, адекватных цели и ситуации 3. Моделирование и оценка структуры мотивации индивида 4. Оценка степени значимости мотивов для индивида 5. Оценка степени актуальности в конкретной ситуации 6. Оценка степени достижимости в конкретной ситуации 7. Сравнение цели, индивидуальной особенности мотивационной структуры и ресурсные возможности 8. Выбор средств и методов оказания влияния 9. Воздействие 10. Оценка результатов воздействия и новые действия (изменение направления воздействия, продолжение и прочие).

Система мотивации Блок стимулирования Ценностный блок

Ценностный блок определение значимых для компании целей, определение значимых для компании целей, мотивационного профиля компании и работников, мотивационного профиля компании и работников, соответствие ожиданий компании и работников, соответствие ожиданий компании и работников, выявление демотивирующих факторов выявление демотивирующих факторов

Внутреннее вознаграждение Психологическое состояние работающей личности, определяемое чувствами удовлетворения от работы Психологическое состояние работающей личности, определяемое чувствами удовлетворения от работы Что Вам больше всего нравится в своей работе? Что Вам больше всего нравится в своей работе?

Факторы демотивации Нарушение негласного контракта; Нарушение негласного контракта; Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит; Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит; Игнорирование идей и инициативы; Игнорирование идей и инициативы; Отсутствие чувства причастности к компании; Отсутствие чувства причастности к компании; Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста; Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста; Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег; Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег; Отсутствие изменений в статусе сотрудника. Отсутствие изменений в статусе сотрудника.

Мотивационный профиль ВРМ 1.Материальный достаток 2.Ощущение стабильности, надежности 3.Общение с коллегами 4.Уважение со стороны других, социальный престиж 5.Продвижение, карьерный рост 6.Повышение собственной профессиональной компетентности 7.Удовлетворение от процесса деятельности 8.Удовлетворение от достижения цели, результата деятельности 9.Управление, руководство другими людьми 10.Ощущение свободы, самостоятельности в принятии решений 11.Ощущение успеха 12.Ощущение собственной полезности, служение людям 13.Азарт соревнования 14.Возможность наиболее полной самореализации именно в Вашей профессиональной деятельности 15.Удовлетворение внерабочих интересов (семья, друзья, хобби и т.п.) МП

Пример мотивационного профиля