И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев Prezentacii.com.
Advertisements

Особенности композиции романа И.А.Гончарова «Обломов»
И.А.Гончаров «Обломов» И.А.Гончаров «Обломов» Особенности композиции романа.
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Особенности.
Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного.
И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев.
Обломовщина
Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова ( гг.) Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества. П лан. 1.
Особенности композиции романа «Обломов». Его социально-нравственная проблематика. Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Гончаров Иван Александрович 18 июня 1812 года – 27 сентября 1891 года.
Замысел романа « Обломов » возник у И. А. Гончарова в конце 40- х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья часть.
И.А. Гончаров «Обломов» Образ главного героя в романе Понятие «обломовщина» Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова» И.С.
Тест по роману И.А.Гончарова «Обломов». Сколько времени длятся события в 1 части романа Гончарова «Обломов»? А) один месяц Б) два дня В) один день Г)
Вершина творчества И.А.Гончарова. Цели: - определить роль детали в характеристике образа Обломова; - выяснить, как сформировался характер Обломова; -
Урок литературы «За что бороться, к чему стремиться, зачем?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» Выполнила: Яковлева Т.С., учитель русского языка и литературы.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия.
История создания романа Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Судьба России по роману И.А. Гончарова «Обломов»(150 лет со дня публикации романа)
Система уроков по роману И. А. Гончарова «Обломов» Л. В. НИКИТЕНКО ЛИЦЕЙ 11 «ФИЗТЕХ» Г. ДОЛГОПРУДНЫЙ.
Транксрипт:

И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев

Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». И.А.Гончаров

В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни.

Понятие «обломовщина» Обломовка – созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». «обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Экспозиция романа Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

Развитие действия VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.

Кульминация романа Кульминация XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Развязка романа Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Постпозиция романа В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

Эпилог романа В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Сюжет романа Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно- публицистическими словами х гг.

Язык романа Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.

Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г. Белинский

Критические отклики «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения». А.Ф.Кони