«Широкое использование волейбола для физического и нравственного воспитания обучающихся» Автор – Мишин Н.В., учитель физической культуры МБОУ Мучкапская СОШ
Сведения об авторе Мишин Николай Васильевич, 1968 г.р., имеет высшее педагогическое образование, в 1991 году закончил ТГПИ по специальности «Физическая культура». Общий стаж работы - 21 год. Педагогический стаж работы - 21 год. Учителем физической культуры работает 21 год. В МБОУ Мучкапской СОШ работает с 1991года. По итогам аттестации 2010года ему присвоена первая квалификационная категория по должности «Учитель». НАГРАЖДЁН ПОЧЁТНЫМИ ГРАМОТАМИ - Администрации района(2004, 2005,2006, 2007, 2008); - Управления образования и науки администрации Тамбовской области (2009);
Педагогическое кредо Счастье - быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своём и окружающих. Здоровье человека - бесценный дар природы, который дается ему в подарок к первому дню рождения и к которому нужно относиться сознательно: «С человеком нужно обращаться по-человечески»…(Д. Фуллер)
Актуальность опыта Успех любой деятельности в значительной мере зависит от её мотивации. Исследования, проведенные среди обучающихся, показывают, что падает устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом, увеличивается количество детей с очень низкой мотивацией к учению, которые не верят в свои физические возможности. Большое влияние на выработку мотивации у подростка оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития. Именно такие приемы и методы может дать личностно – ориентированная технология и технологии здоровьесбережения,а именно: физическая культура и практическое овладение игрой в волейбол. Они дают большие возможности для сохранения здоровья за период обучения в школе; позволяют сформировать у обучающихся знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Цели опыта: Активизация двигательной активности обучающихся. На основе интересов и склонностей детей углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить к регулярным занятиям физкультурой. Воспитание у школьников сознательного отношения к своему здоровью – самой большой ценности, которая дана человеку природой.
Задачи: Формирование средствами волейбола жизненно важных двигательных навыков и умений. Расширение границ двигательной активности школьников за счёт использования игры в волейбол. Укрепление здоровья обучающихся и формирование здорового образа жизни. Содействие физическому и нравственному воспитанию и развитию детей.
Ведущая идея опыта: Создание условий для формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Творческое разнообразие форм и методов учебно-воспитательной работы, направленное на реализацию здоровьесберегающих технологий с целью сохранения здоровья школьников и формирования здорового образа жизни.
Волейбол – это: Командная игра Соревновательный дух Выносливость Подвижность Техника Реакция Координация Воля к победе
Методы обучения волейболу: Переменный Повторного упражнения Равномерный Игровой Соревновательный Интервальный
Комплексное использование традиционных методов организации учебных занятий фронтальных, групповых, индивидуальных.
Спортивный отбор агитационная работа изучение индивидуальных возможностей индивидуальная работа
Средства обучения игре в волейбол – физические упражнения
Развивающие упражнения ОРУ без предметов ОРУ с мячами
Гимнастические упражнения растяжки махи
Легкоатлетические упражнения беговые упражнения прыжки
Спортивные и подвижные игры эстафеты с мячами подвижная игра «Пионербол»
Элементы технологии педагогической поддержки: Создание ситуации успеха, широкое использование соревновательного духа игры, создание атмосферы сопереживания, взаимной поддержки, взаимной ответственности. В каждом ребёнке увидеть личность, уметь найти контакт, расположить к откровенной беседе, помочь преодолеть возникшие трудности. Тренировка – это не только занимательная подвижная игра в волейбол, а серьёзное занятие, обучающее и воспитывающее детей. Личный пример педагога: показать ребятам те возможности, которые даёт волейбол для общего физического развития. Особая атмосфера царит на каждом занятии, где каждый ребёнок чувствует внимание, заботу, поддержку. Педагог – наставник – это яркая личность, умеющая зажечь в глазах детей интерес, желание работать и желание овладеть новыми, более сложными знаниями, умениями и навыками.
Работа учителя по укреплению здоровья ребенка и формированию здорового образа жизни
Основные виды подготовки волейболиста: Физическая подготовка. Техническая подготовка. Морально-боевая подготовка. Теоретическая подготовка.
Этапы подготовки волейболистов: 1 год обучения: Использование игрового метода ( упражнения усваиваются в процессе различных подвижных игр). Обучение техническим приёмам – всеми основными способами игры: передаче мяча сверху, передаче мяча снизу, нападающему удару, умению блокировать удар. Основная форма работы с начинающими игроками – групповое занятие, которое состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Основные приёмы – учёт индивидуальных способностей: длительное и упорное усвоение навыка зачастую делает его более устойчивым.
Этапы подготовки волейболистов: 2 год обучения: Формирование спортивного интереса, любви к данному виду спорта. Обучение новым командам. Изучение техники волейбола как достижение цели посредством специальных упражнений. Участие в различных соревнованиях. Работа над техническими ошибками. Индивидуальная работа по становлению стабильной техники игры.
Результативность: Школьные команды (девушек и юношей) активно участвуют в муниципальных и региональных соревнованиях по волейболу, где занимают призовые места: Количество призовых мест школьной команды по волейболу в областных соревнованиях Стабильно высокие результаты обучающихся в спортивных соревнованиях по волейболу на муниципальном уровне: победители соревнований с 1999 по 2011 год.
Фоторепортаж
Выводы: Во все времена именно здоровые и спортивные люди составляли опору общества. Особое внимание нужно уделять работе с подрастающим поколением, ведь именно в юном возрасте складывается осознанное стремление к здоровому образу жизни, создаётся база общей физической работоспособности. Зная, как нелегко достаются победы над собой, учитель искренне радуется успехам своих учеников, воспринимает их победы как свои собственные. Приёмы и методы, используемые учителем Мишиным Н.В.. при проведении работы по обучению школьников игре в волейбол, дают положительный результат. Проведя анализ физической подготовленности школьников, занимающихся волейболом, мы можем констатировать, что эти учащиеся физически развиты, менее подвержены заболеваниям. Кроме того, повышается уровень их нравственности, растет самооценка учащихся, формируется уровень социальной компетентности. Это радует. Значит, учитель идёт в верном направлении и свою главную задачу – укрепление здоровья, формирование навыков ЗОЖ выполняет.
Информационные ресурсы: Список используемой литературы для обучающихся : Лях В. И., Зданович А. А., Физическая культура, Просвещение Виера Барбара Л. «Волейбол. Шаги к успеху»: пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2004 Железняк Ю. Д., Слупский Л. Н. «Волейбол в школе»: Пособие для учителя, -- М.: Просвещение, Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. «Юный волейболист», -- М.: Физкультура и спорт, Список используемой литературы для учителя : 1.Лях В.И., Зданович А.А., Физическая культура (базовый уровень), Просвещение, 2. Железняк Ю. Д., и Войлов А. А. Волейбол: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, Железняк Ю. Д. Основы обучения волейболу детей 11 – 14 лет: методическое пособие. – М., Костюков В. В. и Дубовой А. Е. Опережающее обучение волейболу // «Физическая культура в школе», , 2. Маркосьян А. А. Вопросы возрастной физиологии – М., «Просвещение» Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов – М.: «Физкультура и спорт», Чехов О. Основы волейбола – М.: «Физкультура и спорт», 1979.