Стратегические ориентиры государственной образовательной политики в современных условиях введения воспитательного компонента государственного стандарта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ зав. лабораторией воспитательных.
Advertisements

СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО (ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
1 Мир, в котором я живу.. 2 Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся.
Cтандарты второго поколения: личностные результаты.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода к ФГОС второго.
Психологические особенности подросткового возраста.
Изменения в воспитательной работе с внедрением стандартов второго поколения Выполнила: Зиновьева Валентина Николаевна, педагог-организатор 2013 год.
Транксрипт:

Стратегические ориентиры государственной образовательной политики в современных условиях введения воспитательного компонента государственного стандарта

Повестка 1.«Стратегические ориентиры государственной образовательной политики в современных условиях введения воспитательного компонента государственного стандарта » - Лисова Л.Ю. 2.«Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе – основные положения» - Янкина Н.Л. 3.Основные ориентиры программы воспитания и социализации в начальной школе – Федорова И.Н. 4.Практикум ( работа в группах по проектированию модели программы воспитания и социализации обучающихся класса) 5.Итоги анкетирования обучающихся – Захарова Е.К. 6.Просмотр и анализ проведенных внеклассных мероприятий - Палий И.О., Григорьева И.И. 7.Принятие решения педсовета

Документы Федеральный закон РФ от г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Национальная доктрина образования в Российской федерации Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.) Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы ФГОСы

Документы федеральные Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, 2013 г. ФЦП «Молодежь России» до 2015 г.г. Концепция государственной политики в области духовно- нравственного воспитания детей РФ и защиты их нравственности, 2008 г. (проект) Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России (А. Я. Данилюк, В. М. Кондаков, В. А. Тишков), 2009 г. ВОСПИТАНИЕ

Документы региональные Государственная целевая программа Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края« (до 2020 г.) Краевая стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы Краевая целевая программа "Развитие системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей и молодежи Хабаровского края на годы» ВОСПИТАНИЕ

Документы Концепция поликультурного образования в России, 2010 г. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» ВОСПИТАНИЕ

Примерные программы Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. М. : Просвещение, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С.Савинов].– М.Просвещение, 2011 г.

Требования к структуре основной образовательной программы Программа здорового и безопасного образа жизни Система оценки Программа развития УУД Программы по предметам Учебный план Программа коррекционной работы Программа воспитания и социализации (основная школа) Программа духовно-нравственного воспитания (начальная школа) Структура о о п Программы внеурочной деятельности

Отличительная особенность нового стандарта Одна из задач нового стандарта развернуть школу на воспитание Переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции

Стандарт основной школы Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности

Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей

Уклад школьной жизни Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни

Уклад школьной жизни Уклад школьной жизни - совокупность норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций и традиции школы.

Уклад школьной жизни Школа и семья – это союзники, а не конкуренты. Они должны идти навстречу друг другу. Семья – воспитывает и учит. Школа – учит и воспитывает. Мир детства удивителен. Он наполнен душевной чуткостью, добротой, творчеством, познанием, развитием личности ребенка. Воспитать личность – это значит дать хорошее образование, научить стремлению к активности, ответственности, труду и творчеству. Педагогический коллектив школы понимает необходимость создания такого воспитательного и образовательного уклада детской жизни, при котором все содействовало бы развитию и совершенствованию личности ребенка. А это требует укрепления духовных контактов между воспитателями и воспитанниками, между учителями и учащимися и взаимно ответственного отношения к общему делу.

Уклад школьной жизни В нашей школе учитель видит в каждом школьнике человека, личность, индивидуальность – вот то главное, от чего зависит воспитание личности созидателя, творца, труженика. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уютно, он не должен испытывать негативных чувств, не должен становиться участником конфликтов. В школе проводится множество традиционных мероприятий: день знаний, день туриста, ярмарка «Дары осени», посвящение в первоклассники, день учителя, день пожилого человека, день матери, новогодние и рождественские огоньки, неделя детской книги, неделя здоровья, прощание с азбукой, прощание с начальной школой, посвящение в пятиклассники. Привлекательный дизайн школы – одна из составляющих уклада школьной жизни. Весь коллектив школы принимает непосредственное участие в создании дизайна. Взаимоотношения администрация – учитель – ученик – родитель строятся на основах демократии и сотрудничества. Все жизненно – важные решения принимаются коллективом совместно. Успехи всего коллектива и каждого в отдельности становятся предметом гласности. О них обязательно сообщается на еженедельных школьных линейках, т.к. в коллективе все хорошо понимают, что общий успех школы складывается из малых побед каждого. В школе царит дух добра и взаимопонимания. Все, кто побывал в нашей школе, отмечают, что в ней уютно и атмосфера школы располагает к полному доверию.

Позиция педагога при введении программы воспитания и социализации Позиция учителя, его вера в успех и умение пользоваться свободой самореализации и поиска - главное, на что мы сможем опереться Российский учитель должен стать воплощением гражданственности

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития Определяет: Систему базовых национальных ценностей Современный национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеурочной деятельности

Ключевые идеи концепции Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Ценности российского общества Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ основа для разработки и реализации собственной программы воспитания и социализации учащихся основной школы для реализации требуются согласованные усилия многих социальных субъектов интегрирована в урочную, внеурочную, внешкольную, общественно- полезную деятельность обучающегося и его родителей

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание

Стандарт в первую очередь ориентирован на семью Семья и школа это партнёры, а не противоборствующие стороны Включать семью не столько в обсуждение профессиональных проблем, сколько в непосредственное решение задач, поставленных стандартом

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся ориентация на идеал аксиологический следование нравственному примеру диалогическое общение со значимыми другими идентификация полисубъектность воспитания и социализации совместное решение личностно и общественно значимых проблем системно-деятельностной организации воспитания

Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Принцип ориентации на идеал Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Принцип следования нравственному примеру Следование примеру ведущий метод воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Принцип диалогического общения со значимыми другими В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Принцип идентификации Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Принцип полисубъектности воспитания и социализации В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Воспитание это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Принцип системно-деятельностной организации воспитания Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Портреты выпускников Начальная школа Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ На 1 уровне – самоопределение На 2 уровне – смыслообразование На 3 уровне – нравственно- этическая ориентация

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни С переходом от одного уровня результатов к другому возрастают воспитательные эффекты: На 1уровне - воспитание приближено к обучению, предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, но и знания о ценностях; На 2 уровне - воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими форме нравственно- ориентированных поступков; На 3 уровне - создаются условия для участия школьников в нравственно ориентированной деятельности и приобретения элементов опыта нравственного поведения и жизни.

«В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием» Н.Е. Щуркова

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.

Ожидаемые результаты 1 уровня – приобретение школьниками социальных знаний о … Приобретение умений… 2 уровня – получение школьниками опыта переживаний и позитивного отношения к таким общественным ценностям, как: 3 уровня – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (освоение способов решения задач по…)

Целевые ориентиры (новообразования) разных ступеней образования Постепенное согласование своих оценок, внутренних позиций = целостное личное мировоззрение (самоопределение). «Сформированность российской идентичности» Личностные результаты Расстается со «сказочным» мифологическим мышлением (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди; есть неоднозначные поступки). «Основы российской идентичности» Основы личного мировоззрения (принципы поведения), но разные оценки могут не согласовываться друг с другом. «Воспитание российской идентичности»

Социальная проба довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание.

Социальная проба Цели осознание информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности; получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом); присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения. Задачи социальной пробы: собрать информацию о социальном явлении, социаль­ном учреждении, социальной среде; познакомиться с функционированием социального объекта; проанализировать полученную информацию; вступить с социальным объектом в прямое взаимодейст­вие способом, новым для подростка; отрефлексировать полученный опыт взаимодействия.

Виды социальной пробы: Экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; встреча с компетентным специалистом.

Объекты социальной пробы: 1. Социальные институты: инспекция по делам несовершеннолетних; отделение пенсионного фонда; отделение социального обеспечения граждан; центр психологической работы с детьми, подростками; районная администрация; магазин; дом культуры; учреждение здравоохранения; центр досуга: клуб, дискотека, выставка и др.; прочее. 2.Социальная среда: мой двор; территория школы; улицы микрорайона; детская площадка; ступеньки подъезда;реклама на остановке; места отдыха;спортивные площадки; другое. 3.Социальные явления и отношения: проблема курения (алкоголизма, наркомании, токсикомании); политическая борьба в районе; употребление ненормативной лексики в общении (сквернословие дома, в школе, на улице); беременность девочек-подростков; отношение к потребителю (старикам, молодежи, клиен­там, детям); фанаты; другое.

Практикум Планируемые результаты воспитания и социализации Результат Направления развития личности Самоопределени е Смыслообразова ние Нравственно- этическая ориентация Спортивно- оздоровительное Воспитание гражданственнос ти, патриотизма

Решение педсовета 1.Педагогическому коллективу изучить: Закон «Об образовании», Концепцию духовно нравственного развития российских школьников, Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, Примерную основную программу образовательного учреждения и определить пути внедрения в свою педагогическую практику Срок – до конца марта 2014 года Ответственные – ШМО

2. Провести анкетирование среди обучающихся школы и родителей с целью отбора ценностей и приоритетных направлений для всей школы и классов Срок – до конца февраля 2014 года Ответственные – кл. рук классов 3. На основе изученных нормативных документов, анкетирования разработать модель воспитательной системы школы, программу воспитания и социализации по ступеням на основе нравственного уклада школьной жизни Срок – до конца мая 2014 года Ответственные – Лисова Л.Ю. 4. ШМО классных руководителей провести ряд практических семинаров по отработке навыков составления программы воспитания и социализации класса, созданию классного уклада, логике отбора ценностей для проектирования воспитательной системы класса Срок – до конца апреля 2014 года Ответственные – Янкина Н.Л., Лисова Л.Ю.

5. Разработать систему мониторинга показателей эффективности реализации программ воспитания и социализации, воспитательной системы классов, школы Срок – до конца мая 2014 года Ответственные - администрация школы 6. Каждому классному руководителю разработать программу воспитания и социализации класса Срок – до конца октября 2014 года Ответственные – классные руководители 1-11 классов