Проблемы стратегического управления развитием регионов 25.02.2014 Кричмара А.А., Советник Губернатора области по стратегическим вопросам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Advertisements

CEFC Основные уроки планирования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: обзор региональной практики Добролюбова Елена.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Профессиональные кадры Бизнес в 68 регионах России и 40 отраслевых союзах Частные инвестиции Производственные мощности Деловая Россия ДЕЛОВАЯ РОССИЯ КОНСОЛИДИРУЕТ:
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
« Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Об организации работы по достижению значений показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 596 «О долгосрочной экономической.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Транксрипт:

Проблемы стратегического управления развитием регионов Кричмара А.А., Советник Губернатора области по стратегическим вопросам

2 Необходимые условия качественного управления чем-либо Наличие цели управления, ответственно принятой субъектом управления на себя в качестве управленческой задачи Наличие пути достижения цели Наличие полномочий у субъекта управления Наличие необходимого количества ресурсов в распоряжении субъекта управления Наличие необходимых управленческих и предметных компетенций у субъекта управления Желание субъекта управления достичь цель

3 Как эти требования выглядят применительно к задаче управления развитием нашей области? Наличие цели управления, ответственно принятой субъектом управления на себя как управленческой задачи Наличие пути достижения цели Наличие полномочий у субъекта управления Наличие необходимого количества ресурсов в распоряжении субъекта управления Наличие необходимых управленческих и предметных компетенций у субъекта управления Желание субъекта управления достичь цель ?

4 Насколько сложно в настоящих условиях обеспечить выполнение этих требований? Наличие цели управления, ответственно принятой субъектом управления на себя как управленческой задачи Наличие пути достижения цели Наличие полномочий у субъекта управления Наличие необходимого количества ресурсов в распоряжении субъекта управления Наличие необходимых управленческих и предметных компетенций у субъекта управления Желание субъекта управления достичь цель ?

5 Какой субъект в регионе соответствует этим условиям КАЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБЛАСТИ? Наличие цели управления, ответственно принятой субъектом управления на себя как управленческой задачи Наличие пути достижения цели Наличие полномочий у субъекта управления Наличие необходимого количества ресурсов в распоряжении субъекта управления Наличие необходимых управленческих и предметных компетенций у субъекта управления Желание субъекта управления достичь цель ?

6 Какова потенциальная роль регионального общественного экспертного сообщества в решении задачи качественного управления развитием ЯО Наличие цели управления, ответственно принятой субъектом управления на себя как управленческой задачи Наличие пути достижения цели Наличие полномочий у субъекта управления Наличие необходимого количества ресурсов в распоряжении субъекта управления Наличие необходимых управленческих и предметных компетенций у субъекта управления Желание субъекта управления достичь цель ? Общественный экспертный потенциал региона

7 «Зачем я здесь?» «Почему это важно для меня?» «Почему это важно для региона?»

8 Спасибо за участие и успешной работы!

9 Парадигма трансформации субъекта управления развитием региона исполнительруководитель ?

10 Ключевые факторы успешного развития Мобилизация ресурсов (все виды внутренних и внешних) Концентрация ресурсов (на максимально приоритетных задачах)

Правительство Ярославской области О главном… 11 Главная цель развития региона: Повышение качества жизни жителей Главный механизм достижения: Повышение конкурентоспособности экономики региона Главный тип показателей: место региона среди других регионов РФ Главная управленческая задача региональной власти: привлечь внешние и мобилизовать внутренние ресурсы населения, общественности, бизнеса и всех уровней власти в регионе и сконцентрировать их в направлении достижения целей развития в условиях ограниченности ресурсов и возрастающей конкуренции за них Главная роль губернатора: вдохновитель, координатор и интегратор усилий. Объединить всех вокруг единого процесса развития региона. Главная слабость региональной власти: профессиональная неготовность управлять развитием региона Главный инструмент власти для управления развитием: Система Стратегического Управления Регионом (ССУР) Главный фактор жизнеспособности ССУР: активное участие общественных экспертов

Правительство Ярославской области Стратегически значимые тренды 12 Рост конкурентности среды жизнедеятельности регионов Тренд на долгосрочные целевые установки со стороны федеральной власти в отношении регионов Снижение и сужение гарантий бюджетной обеспеченности регионов со стороны федеральной власти Рост ответственности региональной власти за качество жизни населения и за конкурентоспособность экономики региона в целом Внешние условия ( в том числе и макроэкономические прогнозы) могут неожиданно меняться …новые требования к управленческим умениям региональной власти

Правительство Ярославской области 13 Власть должна изменить подходы к управлению От пассивного исполнения функций, поручений и освоения бюджета в рамках полномочий к постановке долгосрочных целей и активной работе на результат по их достижению

Правительство Ярославской области Требования к управленческим умениям региональной власти 14 Традиционное управление по функциям не позволит власти достичь поставленных целей Управление по функциям Есть ресурс – делаю, нет – не делаю Выполняю только свою функцию Отчитываюсь за освоение средств на выполнение функции или за выполнение функции Насколько и для чего моя функция нужна кому-то – не имеет значения Чем больше стоит моя функция – тем лучше Деятельность отдельно от результата Управление по целям Не хватает ресурса - ищу Делаю все, что нужно для достижение цели Отчитываюсь за достижение цели Выполняя функции, думаю о вкладе в достижение цели Чем быстрее и эффективнее выполняю функции, тем лучше Деятельность ориентирована на достижение цели

Правительство Ярославской области 15 Традиционное отсутствие долгосрочного планирования не позволит достичь поставленных целей Краткосрочное планирование Ограничиваюсь мероприятиями и проектами, дающими эффект в течение не более 3 лет Отдельные проекты в различных сферах с быстрой отдачей Долгосрочное планирование Имею возможность обосновать высокую целесообразность мероприятий и проектов, дающих эффект через 3 и более лет Комплексные проекты по развитию человека, общества, институциональных преобразований, культуры, инфраструктуры… +

Анализ существующего уровня управленческих умений (зрелости) региональной власти 16 Правительство Ярославской области Некоторые выявленные в 2010 – 2011 гг. управленческие «слабости» власти ЯО Декларативность существующей стратегии Отсутствие стратегического видения ОИВов Отсутствие ключевых процессов стратегического управления Стратегически не ориентированное бюджетное управление Несконцентрированность ограниченных ресурсов на приоритетах развития – «размазанность» бюджетных усилий Слабая связь программ от стратегических целей Ведомственный перекос – слабый центр (недопустимо слабая функция «Квалифицированного Заказчика») Слабые процессы по привлечению инвестиций Закрытость решений власти Стратегическое несоответствие персонала

Не смотря на наличие существенных федеральных и международных инвестиционных ресурсов, а также собственного ресурсного потенциала, эти возможности слабо реализуются региональной властью 17 Правительство Ярославской области

Правительство Ярославской области Вывод – низкая способность региональной власти эффективно управлять развитием 18 Необходимо системно подходить к решению данных проблем – создавать систему стратегического управления регионом. Отсутствие основных бизнес-процессов стратегического управления Отсутствие интеграции стратегических и бюджетных процессов Отсутствие мотивации и вовлеченности в развитие региона общественности и представителей власти

Правительство Ярославской области 19 Создать качественную стратегию Система стратегического управления ЯО + Эффективно исполнить стратегию = Достижение главных целей развития ЯО Основная сложность в достижении стратегических целей состоит не в разработке качественной стратегии, а в способности ее эффективной реализации

Правительство Ярославской области Перспективы развития региона зависят от уровня зрелости системы управления региональной власти Горизонт планирования Функциональное/целевое управление Долгосрочный Краткосрочный Освоение бюджета и исполнение поручений в рамках полномочий (традиционный функциональный подход) Работа на результат в масштабах региона (требуемый программно- целевой подход, управление по целям) Зрелое стратегическое управление региона Высокие шансы устойчивого опережающего роста региона Нематериальные региональные активы не являются предметом развития Невысокие темпы и эффективность регионального развития Декларативный подход власти к долгосрочному развитию Высокие шансы инерционного сценария развития (плывем по течению) Власть не управляет развитием в регионе Высокие шансы отставания региона от темпов развития РФ Большинство регионов сейчас здесь(((( Всем регионам срочно сюда!

Правительство Ярославской области Целеполагание по месту (рангу) среди других субъектов РФ как инструмент развития в изменяющейся внешней среде По итогам 2011 г. Ярославская область занимает 13-ое место среди субъектов РФ по качеству жизни населения (по рейтингу регионов РИА-Рейтинг) По итогам 2025 г. Ярославская область должна занять не менее чем 10-е место среди субъектов РФ по качеству жизни населения

Правительство Ярославской области 22 Сфокусировать первоочередные усилия на снятии управленческих и ресурсных ограничений развития ЯО построение системы управления региональным развитием подготовка стратегических активов региона к инвестированию поиск и привлечение инвестиционных ресурсов всех типов выявление и вовлечение в развитие существующего в регионе ресурсного потенциала построение системы непрерывного совершенствования процессов содержания бюджетной сферы.

Правительство Ярославской области Не только региональная власть ответственна за развитие региона Без скоординированности и вовлеченности основных участников СЭР невозможно достичь стратегических целей

Правительство Ярославской области 24 Спасибо за внимание!

Правительство Ярославской области Требования к управленческим умениям региональной власти 25 Необходимые профессиональные управленческие умения власти в современных условиях для управления долгосрочным развитием региона (1) понимать слабые и сильные стороны объекта управления, угрозы и возможности внешней среды ставить достижимые и в то же время агрессивные цели разрабатывать подходы по достижению долгосрочных целей оценивать потребность в ресурсах планировать на среднесрочную и долгосрочную перспективу и управлять реализацией планов удерживать вектор движения к цели в условиях отрицательного воздействия внешних факторов уметь убедительно и открыто обосновывать свои решения мотивировать и координировать органы власти на достижение приоритетных целей регионального развития

Правительство Ярославской области Требования к управленческим умениям региональной власти 26 Необходимые профессиональные управленческие умения власти в современных условиях для управления долгосрочным развитием региона (2) привлечение финансовых ресурсов ФГП привлечение частных инвестиций создание конкурентных условий для профессиональных человеческих ресурсов в регионе оптимизация затрат на содержание бюджетных сетей повышение эффективности использования государственного имущества в регионе расширение и повышение эффективности использования налогооблагаемой региональной базы вовлечение ресурса населения и общественности в решение задач развития региона распределение ограниченных бюджетных ресурсов с учетом приоритетов СЭР региона

Правительство Ярославской области Главные ценности системы стратегического управления в ЯО для повышения устойчивости развития региона 27 Обеспечивает приоритет качества жизни жителей в деятельности власти Охватывает всю проблематику системы стратегического управления регионом, включая отраслевой, функциональный и территориальный аспекты Указывает направления расходования бюджетных средств в соответствии с приоритетами развития региона Определяет стратегическую роль ОИВов, ОМСУ и устанавливает персональную ответственность их руководителей за достижение стратегических целей Способствует вовлечению общественности и населения в процесс исполнения стратегии и достижения стратегических целей Обеспечивает своевременное внесение изменений в стратегические приоритеты цели и задачи с учетом различных изменений, включая федеральные вводные Обеспечивает координацию и эффективное взаимодействие всех участников процесса стратегического управления Обеспечивает преемственность действий властиУстанавливает цели и приоритеты социально-экономического развития региона

Правительство Ярославской области «Народность» Стратегии – это не лозунг 28 Народность стратегии Качество жизни человека – главная цель стратегии Человек – полноценный участник разработки стратегии Человек – активный участник воплощения стратегии в жизнь

Ключевые вызовы и проблемы развития России Правительство Ярославской области 29 Основные вызовы долгосрочного развития России (из КДР 2020): Усиление глобальной конкуренции Новая волна технологических изменений Возрастание роли человеческого капитала, как фактора экономического развития Исчерпание потенциала энерго- сырьевой модели развития Усиление глобальной конкуренции Новая волна технологических изменений Возрастание роли человеческого капитала, как фактора экономического развития Исчерпание потенциала энерго- сырьевой модели развития Основные проблемы долгосрочного развития России (из КДР 2020 и Проекта доклада Госсовету): недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации высокие риски ведения предпринимательской деятельности слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества низкий уровень доверия к власти низкий уровень эффективности государственного управления низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда; недостаточный уровень развития национальной инновационной системы недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации высокие риски ведения предпринимательской деятельности слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества низкий уровень доверия к власти низкий уровень эффективности государственного управления низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда; недостаточный уровень развития национальной инновационной системы

Значимость стратегического управления на новом этапе развития России Система стратегического планирования в сфере государственного управления и его эффективная реализация через программные мероприятия и меры бюджетной политики является одной из приоритетных задач развития страны Подготовить проект ФЗ «О государственном стратегическом планировании», предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики Указ Президента РФ 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» Прогноз Долгосрочного Социально-экономического развития на период до 2030 г. Основные направления деятельности Правительства на период до 2018 г. Целевые показатели развития России Государственные программы Система стратегического управления на федеральном уровне Открытое правительство 30

Региональная власть ответственна за достижение федеральных показателей 31 В соответствие с подпунктом б) пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, утвержденного ,012 г. Пр-1958ГС, в целях достижения показателей социально-экономического развития субъектов РФ, установленных указами Президента РФ от 7 мая 2012 г необходимо: -образовать комиссии по мониторингу достижения указанных целевых показателей; -провести работу по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств бюджетов субъектов РФ, сконцентрировав расходы на достижении целевых показателей.

Ключевые задачи по уровням власти в рамках проекта по созданию системы стратегического управления регионом Для региональных ведомств: Формирование долгосрочных ведомственных целей и путей их достижения Расширение ведомственных полномочий до необходимого стратегического уровня Развитие ведомственных компетенций по привлечению федеральных и частных инвестиций Развитие подхода «непрерывного совершенствования» деятельности ведомства Для регионального центра: Определение долгосрочных целей и приоритетов развития регионального уровня Вовлечение общественности и экспертного сообщества в развитие региона Ориентация бюджета на приоритетные задачи развития Постановка и согласование долгосрочных ведомственных и территориальных целей и путей их достижения (Персонализация стратегической ответственности ОИВов и ОМСУ) Мотивация ОИВов и ОМСУ на достижение долгосрочных целей развития Общий контроль и координация стратегической деятельности в регионе Обеспечение временной и территориальной синхронизации ведомственных решений Анализ потенциала и обеспечение достижения синергетических эффектов ведомственных решений Усиление инвестиционного потенциала территорий за счет надмуниципального подхода Балансировка сценариев развития ведомственных сфер между собой с учетом бюджетных ограничений Балансировка сценариев развития территорий между собой с учетом бюджетных ограничений 32

Анализ существующего уровня управленческих умений (зрелости) региональной власти 33 Правительство Ярославской области Декларативность существующей стратегии СЭР ЯО 2030 (по состоянию на 2010 год) Не было регламента мониторинга достижения целей и показателей стратегии Не были закреплены за ОИВами и СПП задачи и цели стратегии Не проводился регулярный причинно- следственный анализ влияния действий власти на достижение целей и показателей стратегии... Приоритеты развития, указанные в стратегии, практически не принимались во внимание при принятии управленческих и финансовых решений власти Наличие стратегии практически никак не влияло на деятельность власти!

Стратегии (концепции развития) по отраслям и видам деятельности ОЦП и РП по отраслям и видам деятельности Стратегии (концепции развития) по отраслям и видам деятельности На региональном уровне ЯО практически отсутствует долгосрочное видение развития в отраслевом, функциональном и территориальном разрезах Правительство Ярославской области Федера льный уровень Региона льный уровень Стратегии (концепции развития) по отраслям и видам деятельности ФЦП по отраслям и видам деятельности нормативные документы в поддержку развития отраслей и видов деятельности Стратегии (концепции развития) по отраслям и функциям ОЦП и РП по отраслям и видам деятельности нормативные документы в поддержку развития отраслей и функций Региональные стратегические документы отраслевого уровня и по направлениям деятельности, определяющие долгосрочные цели и пути их достижения практически отсутствуют. А те, которые присутствуют не согласованы с программами. Такая ситуация приводит к невозможности качественно оценить эффективность и результативность программ развития и, как следствие, – к невозможности эффективно управлять бюджетными расходами на развитие Стратегия (концепция) СЭР ЯО Схема территориального планирования ЯО Система стратегического управления (ПиК, СУПП, Стратегический Совет) Концепция СЭР РФ 2020

Практически отсутствовали де-факто и де-юре основные процессы стратегического управления 35

Стратегические слабости бюджетного и финансового управления ЯО Правительство Ярославской области Бюджетная политика являлась исключительно декларативным документом и не создавала бюджетных правил, обеспечивающих финансирования приоритетных направлений В бюджетном процессе отсутствовал регламентированный этап соотнесения предлагаемых направлений расходов со стратегическими приоритетами развития. Этот вопрос решался «наверху» за закрытыми дверями методом «челночной дипломатии» Бюджетные расходы на развитие не отделены от расходов на содержание (кроме АИП). При этом решение о включении объектов в АИП происходило по возникающей необходимости, а не на плановой основе. Бюджет развития не был защищен бюджетными правилами. Средства бюджета развития формально выделялся на задачи развития, а реально отдавался в полное распоряжение ГРБСов, которые перераспределяют его в соответствие со своими оперативными приоритетами. ГРБСы сами ставят себя задачи, сами планируют исполнение и необходимый бюджет, сами оперативно перепланируют, сами отчитываются и оценивают свою работу, отчитываясь почти всегда о 100% выполнении. При это реальная полезность не оценивается и никого не интересует.

Правительство Ярославской области 37 «Размазанность» бюджетных усилий: Доступность дошкольного образования Уровень решения проблемы доступности дошкольного образования 73% Полное решение проблемы 75% ОЦП «Обеспечение доступности дошкольного образования в ЯО на гг.» ОБ–1004,8 млн.руб МБ-701,43 млн.руб ОЦП «Развитие АПК и сельских территорий ЯО в гг.» в части дошкольного образования ОБ–310,0 млн.руб МБ-32,0 млн.руб Общий объем финансирования ОБ–1314,8 млн.руб МБ-733,43 млн.руб Экстраполяция существующего подхода: 2015 – 2064 ОБ–16437,1 млн.руб МБ-9165,8 млн.руб ежегодно: ОБ–1769,7 млн.руб МБ- 995,4 млн.руб 2014 Каков целевой показатель полного решения проблемы доступности дошкольного образования? За какое время мы планируем достичь целевого состояния? Сколько денег ориентировочно необходимо для достижения целевого состояния? Каким способом мы собираемся решать данную проблему? Почему предложенный способ лучше других? На сегодняшний день не существует ясных согласованных ответов на вопросы: % ?

Правительство Ярославской области 38 «Размазанность» бюджетных усилий: Эксплуатация полностью изношенных и изношенных дорог регионального и межмуниципального значения Уровень решения проблемы эксплуатации полностью изношенных и изношенных дорог регионального и межмуниципального значения 60% Полное решение проблемы 61,8% ВЦП «Сохранность региональных автомобильных дорог ЯО на гг.», Всего ОБ-3686,0 млн. руб в том числе на капремонт, проектирование и ремонт 836,7 млн. руб (22,7 % ) Справочно: км (40%) региональных дорого имеют полный износ Экстраполяция существующего подхода в части капремонта, проектирования и ремонта дорог : 2014 – 2077: 17,8 млрд. руб ,8593 млрд. руб. ежегодно на капремонт, проектирование и ремонт дорог 2020 Каков целевой показатель полного решения проблемы эксплуатации полностью изношенных и изношенных дорог регионального и межмуниципального значения? За какое время мы планируем достичь целевого состояния? Сколько денег ориентировочно необходимо для достижения целевого состояния? Каким способом мы собираемся решать данную проблему? Почему предложенный способ лучше других? На сегодняшний день не существует ясных согласованных ответов на вопросы: ? 66 %

Правительство Ярославской области 39 «Размазанность» бюджетных усилий: развитие сети автомобильных дорог регионального значения Уровень решения проблемы развития сети автомобильных дорог регионального значения 0,0 км ? Полное решение проблемы 17,065 км ОЦП «Развитие сети автомобиль- ных дорог ЯО на гг.», ОБ-782,5 млн. руб. (без учета строительства стационарных строений) БРФ – 61,6 млн. руб. Экстраполяция существующего подхода : ? млн. руб ? млн. руб ежегодно 2020 Каков целевой показатель полного решения проблемы развития сети автомобильных дорог регионального значения? За какое время мы планируем достичь целевого состояния? Сколько денег ориентировочно необходимо для достижения целевого состояния? Каким способом мы собираемся решать данную проблему? Почему предложенный способ лучше других? На сегодняшний день не существует ясных согласованных ответов на вопросы: ? ? км, %

Правительство Ярославской области 40 «Размазанность» бюджетных усилий: газификация сельского населения области сетевым газом Уровень решения проблемы газификации сельских населенных пунктов сетевым газом 20,3 % Полное решение проблемы 28,1 % ОЦП «Модернизация ЖКХ ЯО гг » ОБ – в части газификации села 134,2 млн. руб ОЦП «Развитие АПК ЯО на гг.» ОБ – в части газификации села 147,45 млн. руб БРФ – 60,7 млн. руб МБ-10,95 млн. руб Всего по 2-м ОЦП ОБ – в части газификации села 281,65 млн. руб БРФ – 60,7 млн. руб МБ-10,95 млн.руб Справочно: ОЦП «Развитие АПК» предусматривает комплексную газификацию сельской местности Экстраполяция существующего подхода: 2015 – 2051 всего - 3,257 млрд руб вт.ч. ОБ – 2,606 млрд руб всего - 361,04 млн руб ежегодно в т.ч. ОБ - 288,8 млн руб 2020 Каков целевой показатель полного решения проблемы газификации области в целом и в сельской местности в частности? За какое время мы планируем достичь целевого состояния? Сколько денег ориентировочно необходимо для достижения целевого состояния? Каким способом мы собираемся решать данную проблему? Почему предложенный способ лучше других? На сегодняшний день не существует ясных согласованных ответов на вопросы: ? 39,8 %

Правительство Ярославской области 41 «Размазанность» бюджетных усилий: Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Уровень решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда 1,5% Подпрограмма «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа на гг.» ОБ млн руб МБ- 226,35 млн руб Справочно: Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в ЯО 188,0 тыс. м.кв. Экстраполяция существующего подхода: 2016 – 2077 всего- 7409,15 млн руб В т.ч. ОБ – 4615,9 млн руб ежегодно: Всего-801 млн руб В т.ч. ОБ-499 млн руб 2020 Каков целевой показатель полного решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда? За какое время мы планируем достичь целевого состояния? Сколько денег ориентировочно необходимо для достижения целевого состояния? Каким способом мы собираемся решать данную проблему? Почему предложенный способ лучше других? На сегодняшний день не существует ясных согласованных ответов на вопросы: ,5% ?

Правительство Ярославской области 42 «Размазанность» бюджетных усилий: Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Уровень решения проблемы капитального ремонта многоквартирных жилых домов 2,2 % Полное решение проблемы Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в ЯО на 2011 (95 домов) Средства Фонда -103,48 млн руб ОБ - 30 млн руб МБ – 37,2 млн руб Прочие – 10,55 млн руб Справочно: В капитальном ремонте нуждается 4328 домов Экстраполяция существующего подхода: 2012 – 2055 всего – 8058,8 млн руб в т.ч. ОБ – 1337,8 млн руб ежегодно Всего – 824 млн руб в т.ч. ОБ – 136,8 млн руб 2020 Каков целевой показатель полного решения проблемы капитального ремонта жилых многоквартирных домов? За какое время мы планируем достичь целевого состояния? Сколько денег ориентировочно необходимо для достижения целевого состояния? Каким способом мы собираемся решать данную проблему? Почему предложенный способ лучше других? На сегодняшний день не существует ясных согласованных ответов на вопросы: ? 22 %

Слабая связь Программ со стратегическими целями 43 Целевые программы ОИВ 1 ОИВ 2 ОИВ N Целевые программы Портфель целевых программ на период Программные инициативы выдвигаются «снизу» не для достижения целей Стратегии, а для достижения ведомственных целей, которые не скоординированы между собой Бюджетные ограничения Департамент финансов Задача оптимизации инициатив под бюджетные ограничения решается финансовым органом, без учета стратегических установок и приоритетов

44 Существующая практика формирования и исполнения программ не ведет к достижению стратегических целей Правительство Ярославской области Портфель программ и проектов Показатели главных целей Показатели стратегических целей Показатели программ и проектов Стратегия СЭР

45 Ведомства сами определяют себе ведомственные цели, способы и бюджеты для их достижения Ведомства своевременно корректируют бюджет, обеспечивая практически всегда «красивый отчет» о 100% выполнении поставленных задач и 100% освоении бюджета Губернатор не имеет реальных инструментов сбалансированного управления ведомствами. Очень слабая центральная функция «квалифицированного заказчика» ???? Вывод: Достижение федеральных и региональных целей невозможно без устранения дисбаланса и перехода от ведомственного подхода к управлению по целям Существующий дисбаланс власти: исторически реальные возможности управления практически полностью смещены в сторону ведомств, не смотря на полномочия губернаторов и финансовых департаментов Ведомственный перекос препятствует принятию сбалансированных решений в интересах развития региона в целом Правительство Ярославской области

Слабые процессы по привлечению ресурсов для развития 46 Правительство Ярославской области Отраслевые ОИВы самостоятельно практически не занимаются привлечением частных инвестиций, ведут себя пассивно при привлечении федерального финансирования, не участвуют в разработке сложных (ГЧП..) схем привлечения инвестиций и поиске инвесторов Департамент Экономического развития не выполнял функцию центра компетенций и поддержки для ОИВов в вопросах привлечения инвестиций Системная работа по различным типам источников инвестиций не велась Нехватка средств для поддержания необходимых темпов регионального развития!

Закрытый характер управленческих решений 47 Правительство Ярославской области Неспособность надежно спланировать и системно обосновать большинство принимаемых решений приводит к закрытому стилю поведения власти, так как даже полезные решения власти, во-первых, не подаются в правильно, во-вторых, у власти нет уверенности в их исполнений Снижается доверие населения к власти Снижается вовлеченность жителей в процессы развития региона Снижается устойчивость власти

Правительство Ярославской области Наш главный вывод по ЯО (по состоянию на начало 2011 год): 48 Необходимо создавать систему стратегического управления регионом. Слабая способность региональной власти управлять развитием Требования внешней среды и федеральной власти о необходимости управлять развитием региона Неспособность управлять развитием является ключевым стратегическим ограничением

Правительство Ярославской области План доклада (1) 49 Анализ окружающей среды в 2010 г и сейчас. Нарастает конкуренция, динамичность и сложность. Ресурсы становятся мобильными: они перемещаются во времени и пространстве и концентрируются там, где создаются лучшие условия для их использования. Невозможно все спланировать до деталей из центра. В условиях ограниченных ресурсов необходимо кардинально повышать обоснованность решений, искать новые подходы и механизмы их реализации Требования к управленческим умениям власти: Становится недостаточным, просто выполнять свои функции. Необходимо как минимум оценивать и понимать конкурентоспособность региона, способность удерживать ресурсы и привлекать их. Понимать сколько и каких ресурсов и на что надо. Уметь убедительно и открыто обосновывать свои решения (всегда ущемляющие чьи-то интересы) перед жителями. Региональная власть не должна более быть простыми исполнителями федеральных решений и поручений, а быть полноценным авторитетным органом управления региона. Надо самостоятельно думать о целях, проблемах и причинах и принимать ответственные решения (переход от управления по функциям к управлению по долгосрочным целям – ключевой фактор устойчивого развития региона). Власть должна уметь: в этой ситуации ключевыми ценностями управления становятся: умение ставить достижимые и в то время агрессивные цели, не только создать, но и исполнить стратегию, т.е. сконцентрировать ресурсы и уметь их добывать, измерять движение к ним… Краткое теоретическое введение: Пришло время стратегического управления. в чем сила долгосрочного целевого планирования по сравнению с краткосрочным (концентрация усилий вокруг цели, а не вокруг функции, плюс на коротком горизонте проекты с более длинным эффектом не могут конкурировать с краткосрочными, невозможно их увидеть и обосновать); Поэтому сегодня мы говорим о долгосрочном целевом (стратегическом) управлении

Правительство Ярославской области План доклада (2) 50 Правительство Ярославской области Анализ существующих (2010 год) управленческих свойств власти ЯО. Практическое отсутствие на региональном уровне НПА по стратегическому управлению, существующая стратегия декларативна и не встроена в систему управления, бюджет распределяется на основе «челночной дипломатии», так как других аргументов НЕТ, формальная нацеленность Программ на целевые показатели, фактическое распределение бюджетов на ГРБС, безответственность ГРБС по достижению целей, всегда отличная отчетность ГРБС, низкий непрозрачный уровень обоснования при выборе объектов финансирования, Выводы об управленческом несоответствии власти. Можно уже дать в виде диаграммы 360 из экспресс аудита зрелости. О власти в целом: некомпетентность, нежелание, пассивность, непрозрачность, недоверие Об ОИВах, о слабом центре, о неэффективном взаимодействии между собой, с федеральным уровнем, с бизнесом, с населением.. Реальное непонимание власти, что надо делать. Цели формальны декларативны и «живут» отдельно от деятельности власти, непрозрачность решений, обособленность от жителей, низкое доверие к власти, общественная пассивность населения и, как следствие, неспособности в таком состоянии решать поставленные задачи: власть не является фактором повышающим устойчивость развития региона. Сказать об исторических причинах такой неспособности. Выводы о необходимости срочно развивать управленческие способности власти. Без адекватного качества управления бессмысленно рассчитывать на успех. Здесь слайд о субъекте и объекте управления. Поэтому необходимо незамедлительно решать задачу. Это сложная задача, которая может быть решена в рамках 2-3 летнего проекта. Как мы ее решаем в ЯО

Правительство Ярославской области План доклада (3) 51 Правительство Ярославской области Идеология и ключевые ценности ССУР. Только комплексный системный подход позволит рассчитывать на успешное решение данной задачи в приемлемые (2-3 года) сроки. Поэтому, мы посчитали, что то, что надо сделать вполне достойно названия СИСТЕМА СУР. Итак, цели создания ССУР, ключевые ценности ССУР, направления создания ССУР, организация работ по созданию ССУР. Очень своевременны майские указы и ПП1199, как факторы стимулирования к управленческим изменениям. Сегодня мои коллеги расскажут подробнее о том, что было нами сделано в рамках проекта по созданию ССУР, и о том, как были организованы работы, которые в настоящее время активно продолжаются.