В. И. Дихтяр ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Раздел 1.Принятие решений в социологических и прикладных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российский университет дружбы народов Кафедра экономико-математического моделирования Раздел 1. Принятие решений в социологических и прикладных исследованиях.
Advertisements

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Методы, применяемые в естествознании
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Транксрипт:

В. И. Дихтяр ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Раздел 1.Принятие решений в социологических и прикладных исследованиях в сфере туризма Тема 1.1.Классификация, содержание и направления научных исследований

Понятие метод Системный подход: базовые понятия и суть Социология и социологические исследования Маркетинг и маркетинговые исследования Принятие решений в процессе управления 2

общий замысел, Š взаимосвязанных взглядов, то или иное понимание явлений, ô или Þ; единый определяющий замысел, ведущая мысль Ȑ (труда, произведения). Наличие концепции позволяет ответить на следующие вопросы: что значит Ȑ, что Ȑ, как Ȑ и т. п. 3

Ȑ наиболее развитая форма рациональной Ą, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Поиск предполагает творчество, связанное с абстрагированием и идеализацией, опирающееся на воображение и интуицию. логические формы (индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный или правдоподобный характер) используются в Q эвристических средств открытия истин. 4

охватывает средства, необходимые для достижения определенной Ģ, но может содержать также χ(Ģ). Метод регламентирует некоторую сферу Ą и является совокупностью предписаний. Метод обобщает и Š Σ действий в этой сфере. Š методов Ȑ можно представить в виде совокупности всеобщего - метода, общесистемных специальных методов и специальных методов частных. 5

наблюдение; сравнение; измерение; эксперимент; абстрагирование; и синтез; индукция и дедукция; аналогия и Θ; идеализация; формализация; аксиоматический и логический методы; исторический, Š, комплексный, Ŝ, f- подходы.. 6

Специальные методы любой частной обусловлены особенностями ее предмета и ô изучения. Каждый из этих методов представляет совокупность принципов и вытекающих из них приемов, операций, посредством которых решаются специфические ζ в частной области Ȑ. К специальным методам частных могут быть отнесены методы математической статистики, оптимизации, технико--, математические и др. 7

Для эмпирического уровня характерен Þ установления и накопления, их, синтез, обобщение в Ģ получения закономерностей, пригодных для - Ģ. На - уровне проводится синтез Ž, выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, предсказать и предвидеть будущие события и факты. В Ȑ используются оба этих подхода, которые дополняют и обогащают друг друга. 8

Результаты эмпирического Ȑ служат исходным материалом для создания, проверки ее истинности и последующего развития и совершенствования. При эмпирическом Ȑ позволяет выделить существенные связи, объяснить и обобщить результаты, предсказать наиболее перспективные области дальнейших Ȑ. 9

высшая, самая развитая организация Ž, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую θ этой сферы. Эта θ строится таким образом, что некоторые из ее χ, имеющие наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. 10

Под ­ в широком смысле слова имеется в виду Š достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления. В более узком смысле высшая, обоснованная, логически непротиворечивая Š Ž, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, детерминанты, определяющие характер f- и развития определенной области реальности. 11

Наблюдение - планомерное, Š и целенаправленное восприятие Þ, ô в целом или отдельных его сторон, при котором Ȑ не вмешивается в поведение ô, а лишь фиксирует его свойства, χ и т. д. Сравнение - установление сходства и различия ô, Þ путем их сопоставления (непосредственное) или через промежуточный ô либо Þ (опосредованно). 12

Измерение - определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение включает в общем случае два вида действий: численную оценку измеряемой величины и проверку достоверности измерений. 13

изучение ô, основанное на активном, целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных или использования естественных условий, необходимых для проявления соответствующих свойств, χ, зависимостей и других его особенностей. 14

Методы, используемые на эмпирическом и - уровнях: и синтез (методы и синтеза проявляются в диалектическом единстве двух противоположных Þ: мысленного выделения сторон изучаемого ô, уточнения их и синтеза на более высоком уровне); индукция и дедукция; абстрагирование и конкретизация; аналогия; Θ. 15

Наблюдение фактов и измерение, q- или Q-описание наблюдений. В таких описаниях при необходимости используются различные абстракции. результатов наблюдения их Š, вычленение значимого и второстепенного. Обобщение (синтез) и формулирование гипотез,. 16

Прогноз формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой с помощью дедукции, индукции либо других логических методов. Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера критического эксперимента). 17

На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость все доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать - выводы результатами экспериментов отличает от других форм познаний, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы. 18

совокупность способов, приемов и операций - или - освоения действительности, т. е. путь поŽ. учение о методе, рассмотрение соответствия метода предмету Ȑ ; она стремится создать целостную Š принципов Ą (с ­ точки зрения). Š принципов и способов организации и построения - и - Ą. методологию поŽ, т. е. учение о принципах построения, формах и способах -познавательной Ą. 19

дает χ компонентов Ȑ, его ô, предмета, ζ Ȑ, совокупности Ȑ средств, необходимых для их Ř, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в Þ Ř Ȑ -ζ. 20

Наличие конкретного ô Ȑ. Дифференцированное Ř эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними), - (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных ζ. Четкое различие установленных фактов и гипотез. Объяснение и прогнозирование фактов и явлений. 21

совокупность и последовательность (методов, приемов) соединения средств и предметов труда и/или возможных путей использования определенных орудий либо предметов труда в Þ изготовления. τ Ȑ совокупность приемов и методов получения ĭ, необходимой для принятия Ř о Q ô Ȑ на основе последовательных способов применения определенных средств Ȑ. 22

Сущность τ Ȑ раскрывается τ-средой (средства и ô Ȑ, методы, способы, приемы взаимодействия среды и ô Ȑ ) и τ- Þ (Ŝ Þ). τ- Þ Ȑ называется последовательность отдельных видов целесообразной Ą, которая определяет взаимодействие средств и ô Ȑ и во время которой происходит изменение ĭ ( труда) о свойствах ô Ȑ. 23

глубокое и всестороннее Ȑ предмета с Ģ получения основополагающих Ž, а также с Ģ выяснения закономерностей выясняемых явлений. Результаты подобных Ȑ не предназначены для непосредственного промышленного использования. 24

Ȑ, которые используют достижения фундаментальной для Ř - ζ. Ģ подобных Ȑ создание τ и совершенствование уже существующих. НИОКР: соединяется с производством, что обеспечивает проработку как, так и инженерно-технических аспектов данного проекта. Иногда приводят к - технической революции. 25

Система (Š) целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее свойствами, отличными от свойств элементов, образующих это множество Свойства: Š – совокупность элементов наличие связей (взаимосвязей) между элементами 26

перенос материальных, энергетических или ĭ- компонентов из одного объекта (Ô) в другой рекурсивная устанавливает причинно-следственную связь синергическая результат совместных действий элементов как общий эффект, который превышает сумму эффектов, получаемых от независимого элемента циклическая обратная связь между элементами в Š, определяющая ее полный жизненный цикл обратная основа саморегуляции, развития Š, приспособления к изменениям условий существования 27

наличие: элементов: описаны атрибутами (свойствами) связей : степень организации в целом отношения между элементами: уровни иерархии цель существования Š во внешней среде языка описания состояния и поведения Š (свойство изоморфизма, многообразия средств описания – рисунки, таблицы, символы..) 28

потребности в Š-подходе: управление объектами, имеющими большие размеры в пространстве и времени, в динамичных изменениях внешней среды (U) Š-подход универсальный метод исследования ( Ȑ ) : основан на восприятии Ô: как целого состоящего из взаимосвязанных частей являющегося одновременно частью Š более высокого порядка расположенного во U 29

многогранен требует Š-, всестороннего, комплексного подхода привлекать специалистов различного профиля Š-подход: рассмотрение Ô с позиций целостности – фирма (Ф) как Š формальная строгость (отсутствует в комплексном) Комплексный подход: разностороннее рассмотрение Ô комплексный + Š-подходы обогащение Ȑ Системность стремление исследовать Ô с разных сторон (комплексно) и во взаимосвязи с U 30

определенность 1. Системность означает определенность мир неопределенен: отношения, цели (Ģ), информация (ĭ) Рыночная среда: подвижна, неустойчива, лишь в какой-то мере моделируема, познаваема и подвластна контролю. То же характерно для поведения Ф, людей.. 31

непротиворечивость 2. Системность означает непротиворечивость ценностные ориентации Ф и людей иногда противоречивы до несовместимости и Š не образуют целостность 3. Системность означает целостность клиентская (ξ-) база оптовых, розничных Ф, банков.. целостности не образует не всегда может быть интегрирована ξ имеет несколько поставщиков и может их менять 32

позволяет упорядочить мышление людей и в процессе жизнедеятельности Ф, и в решения (Ř) проблем (Ź) корректно идентифицировать Ź дать ответы на вопросы: в чем Ź, каковы Ř, какое Ř будет наилучшим? 33

наука ( ) об обществе (Ö) [О. Конт] объект (Ô), предмет, методы исследования место в Š научного знания (Ž) изучает социальное бытие человека (Ч) и Ö как единого целого: специфику, качественную определенность, социальные отношения 34

социальный организм: сложный взаимосвязанный целостный противоречивый Компоненты: относительно самостоятельные субъекты Ö-жизни взаимодействуют с иными субъектами (воспроизводство, осуществление и развитие) 35

интегрированный характер взаимодействия индивидов, общностей, различных групп его историческая определенность определение особой реальности, охватывающей все, что касается Ч в его социальной жизни 36

качественная определенность, характеризующая взаимодействие различных общностей, способ этого взаимодействия изучает сущность социального, закономерности и качественные характеристики социальных отношений и процессов на всех уровнях Ö 37

закономерности функционирования и развития различных общностей как субъектов определенных отношений, совокупность которых образует социальную среду Ö 38

= научная деятельность (Ą) элементы: Ô – процесс и явления действительности субъект – социолог-исследователь направленность на достижение определенной Ģ средства – научные, технические и организующие результат – новые Ž + способ их применения 39

Ř(Ч): личная неудовлетворенность положением или Ö-потребности Ź, Ģ, ζ, Лично или отношения с другими людьми договариваться о совместной работе (), распределении обязанностей, использованию техники, других ресурсов (Ŕ) согласованно руководить, Ģ (результаты, время, кому..) = управлять 40

наилучший способ разрешения Ź; предпочтительный способ достижения Ģ Разные способы: результат зависит от качества Ŕ + способа задействования Ŕ Математика: правильное Ř всегда одно + объективно Ř субъективно: разные ЛПР могут выбрать разные способы разрешения + разные условия неодинаковый способ устранения Ź 41

большая Ф – небольшой коллектив – автомобиль разные уровни, функции и объекты управления + разные науки: кибернетика: общая теория управления Š (ее прикладной раздел) теория управления организациями = менеджмент (иерархия управления) теория администрирования теория автоматического управления (регулирования) 42

Ф: общественно-полезная Ą, ЛПР ĭ объективная, точная (компетентность) правильная стратегия (Ş), ΔU, новая ĭ о рынке Ş: успех сегодня не гарантирует удачу завтра устранять Ź разработка + воплощение Ř 43

44

важный для ЛПР вопрос, порожденный в его сознании неудовлетворенностью чем-либо внешнее (U-) окружение и внутреннее (V-) состояние + желание ЛПР и имеющиеся возможности устранить этот психологический дискомфорт если у ЛПР нет желания или отсутствуют возможности, то Ź нет 45

уровень ощущений + анализ причин неудовлетворенности более четкие формы Ź: расхождение в представлениях между желательным и действительным понимание Ģ, желаемого результата преобразующей Ą ( устранение Ź ) Ź начальный пункт Ą, разработки и принятия Ř формулировка Ģ первое фактическое представление о направленности Ą 46

Более детальный анализ Ģ подĢ согласование по стадиям развития логического процесса достижения Ģ (время, место, руководители, исполнители..) совокупность ζ ? решена вся совокупность ζ + по всем ζ достигнуты требуемые результаты степень степень достижения Ģ 47

формирование замысла достижения Ģ + Ą по достижению Ģ Операция Ą (комплекс мероприятий) в интересах достижения Ģ Замысел Ř (программа развития, план, ζ и критерии выполнения) + ζ (руководителям) процесс практической реализации принятого и доведенного до исполнителей Ř 48

полезность и эффективность Ę(Ř): факт + степень устранения Ź: полностью без видимых отрицательных последствий частично без отрицательных последствий; частично + затруднения не устранена + значительные Ź Ř: отслеживать Δ PEST, конкурентов (Ψ), глобализацию (Ğ) необходимость маркетинговых исследований ( - Ȑ ) 49

Þ(планирования и осуществления замысла) + определение цен (), продвижение, распространение идей, продукции для удовлетворения потребностей Ч и организаций (Ō) (American Marketing Association ΑΜΑ) 50

процесс разработки, сбора, анализа и обобщения ĭ, необходимой для Ř конкретной -ζ функция, связывающая ξ, Λ и Ö со специалистом по посредством ĭ, используемой для идентификации и определения возможностей и ζ, разработки, уточнения и оценки эффективности () мероприятий, а также отслеживания ( ) и овладения как процессом (ΑΜΑ) 51