Синдром эмоционального выгорания педагогов Автор : Автор : педагог-психолог высшей квалификационной категории Тазина Наталия Серафимовна г.Саров 2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Учитесь властвовать собой!" - профилактика профвыгорания педагогов
Advertisements

Эмоциональное выгорание педагогов. Синдром выгорания – поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований.
Автор: педагог-психолог МОУ-СОШ 6 г.Маркса Дунина Ольга Вениаминовна.
МОУ «СОШ 11 г.Вольска Саратовской области» ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЯ Практико-ориентированное занятие с элементами тренинга Подготовила.
Педагог-психолог: Белолипецкая В. В.. АКТУАЛЬНОСТЬ: Внедрение профессионального стандарта педагога Предъявление новых региональных требований к профессиональной.
Синдром хронической усталости Технология самооздоровления. Разработка Гришуниной Елены grishunina.ru Запись на консультацию по телефону
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Симптомы, стадии, профилактика Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Материал к семинару подготовлен Матухно И.М., педагогом-психологом МОУ СОШ 19 г. Комсомольска-на-Амуре.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ОБУСО « Парфинский СП « Росток »
Подготовила: Социальный педагог: Зилинская Н. В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
«Профилактика эмоционального выгорания». – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. Синдром.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
Адаптация Самоактуализация Творческое преобразование.
Транксрипт:

Синдром эмоционального выгорания педагогов Автор : Автор : педагог-психолог высшей квалификационной категории Тазина Наталия Серафимовна г.Саров 2011г. г.Саров 2011г.

Синдром эмоционального выгорания - Синдром эмоционального выгорания - Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов, полученных на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов, полученных на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.

Основные факторы, способствующие эмоциональному выгоранию Внешние: Внешние: - хроническая напряженная эмоциональная деятельность; - повышенная ответственность; - неблагополучная атмосфера профессиональной деятельности; - психологически трудный контингент; - -небольшая оплата труда; - отсутствие выходных, интересов вне работы. Внутренние: Внутренние: - повышенная впечатлительность и чувствительность; - высокий самоконтроль; - волевое подавление отрицательных эмоций; - склонность к повышенной тревоги; - постоянный анализ мотивов своего поведения.

Стрессы современного человека 1. Культурный стресс Когда естественная реакция запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе. 2. Информационный стресс Когда человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. 3. Эмоциональный стресс Возникает в процессе общения, в ответ на обиды и разногласия в коллективе. 4. Стресс бездеятельности Когда человеку настроенному на активное действие нечего делать, когда он не умеет правильно отдыхать.

Симптомы эмоционального выгорания: Симптомы эмоционального выгорания: - физические (усталость, утомление, - физические (усталость, утомление, истощение, изменение веса, плохой сон, истощение, изменение веса, плохой сон, одышка, головные боли, болезни одышка, головные боли, болезни сердечно-сосудистой системы; сердечно-сосудистой системы; - эмоциональные (пессимизм, - эмоциональные (пессимизм, - безразличие, агрессивность, раздражительность, преобладает чувство одиночества, потеря надежд и перспектив; - поведенческие (безразличие к еде, появляется желание отдохнуть, оправдание употребление табака, алкоголя, лекарств); - интеллектуальные (падение интереса к новым идеям в работе, скука, апатия, тоска, формальное выполнение работы, малое участие в коллективных делах); - социальные (низкая активность, падение интереса к досугу, непонимание других людей, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

В учебном году было проведено анонимное анкетирование В нем приняли участие 29 человек. В нем приняли участие 29 человек.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания –Снижение самооценки. – исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; – возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» –Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ВТОРАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания –Одиночество. - возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; – неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ профессионального выгорания –Эмоциональное истощение, соматизация. –притупляются представления о ценностях жизни, человек становится равнодушным ко всему; –глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости

Тест на стрессоустойчивость 3 – очень часто 2 – время от времени 1 – редко 0 – никогда 1. Супружеские или семейные конфликты Вымещение агрессии на ком-либо Апатия Желание покинуть рабочее место Нежелание поддержать коллег Ощущение неспособности к труду Раздражительность Неспособность принимать решения Лихорадочная активность по ничтожным поводам Неспособность концентрироваться Чувство отчужденности Депрессия Сильные головные боли Чувство вымотанности лость Состояние тревожности Бессонница, расстройства сна Чувство изолированности на работе Страх Чувство вины Переедание Повышенная чувствительность к критике Боли в спине

Часть 2 3 в большой степени, 2 в небольшой степени, 1 незначительно, 0 не свойственно. 1. Нервозность Ухудшение самочувствия Ухудшение результатов своей деятельности Понижение работоспособности Появление нехарактерных ошибок Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, шмыгание носом) Изменение обычной, привычной позы Изменение цвета кожи лица ( покраснение, побледнение ) Изменения в речи Ухудшение памяти (что-то забываю) Ухудшение внимания (невнимательность) Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности)

Обработка результатов Подсчитайте суммарный показатель по Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста: 0–35 баллов высокая стрессоустойчивость; 0–35 баллов высокая стрессоустойчивость; 36–70 баллов средняя стрессоустойчивость; 36–70 баллов средняя стрессоустойчивость; 71–105 баллов низкая стрессоустойчивость. 71–105 баллов низкая стрессоустойчивость.

Практический блок Профилактика стресса Средства и методы борьбы со стрессом: Средства и методы борьбы со стрессом: - арт-терапия; визуализация; музыкотерапия; - соблюдение психогигиены (настрой на позитив, умение обращать на 95% плюсов, переключение внимания с одного вида деятельности на другой, создание на рабочем месте уюта, распределение своих нагрузок); - саморегуляция; - уход от ненужной конкуренции; - эмоциональное общение; - поддерживание физической формы.

Физиологическая саморегуляция «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «мышечный панцирь». «мышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.

Упражнение «Спать хочется» Представьте себе, что вам очень хочется спать и ваша голова склоняется то на правое плечо, то на левое. Положите голову на правое плечо. Мышцы шеи слева напряглись. Напряглись мышцы плеча и верхней части груди. Трудно дышать, долго удерживать это положение неудобно, неприятно. Выпрямились. Мышцы шеи естественно расслабились. Легко дышится. Отдыхайте. Представьте себе, что вам очень хочется спать и ваша голова склоняется то на правое плечо, то на левое. Положите голову на правое плечо. Мышцы шеи слева напряглись. Напряглись мышцы плеча и верхней части груди. Трудно дышать, долго удерживать это положение неудобно, неприятно. Выпрямились. Мышцы шеи естественно расслабились. Легко дышится. Отдыхайте. Положите голову на левое плечо. Напряглись мышцы шеи, правого плеча, а также мышцы верхней части груди. Удерживайте это положение некоторое время. Почувствуйте напряжение. Долго удерживать неудобно. Трудно дышать. Выпрямились! Мышцы шеи естественно расслабились. Отдыхайте. Мышцы шеи полностью расслабились. Легко и свободно дышится. (Выполните упражнение по 2 раза в каждую сторону). Положите голову на левое плечо. Напряглись мышцы шеи, правого плеча, а также мышцы верхней части груди. Удерживайте это положение некоторое время. Почувствуйте напряжение. Долго удерживать неудобно. Трудно дышать. Выпрямились! Мышцы шеи естественно расслабились. Отдыхайте. Мышцы шеи полностью расслабились. Легко и свободно дышится. (Выполните упражнение по 2 раза в каждую сторону).

Упражнение «Не урони вазу» - Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с - Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются. - Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше - Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. - Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на - Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые. (Упражнение выполняется 2 раза).

Релаксация

«Продукты счастья» Фрукты. Кисло-сладкий вкус фруктов рождает бурю положительных эмоций, а витамин-С защищает организм, повышая его сопротивляемость болезням.

Овощи Они богаты витаминно- минеральном витаминно- минеральном составом. составом. Содержат:каротин,витамины А и Е, магний, йод, железо, медь, кальций магний, йод, железо, медь, кальций. Лечат исстрадавшуюся душу. В них есть серотонин - гормон счастья, и тирамин - органическое соединение, которое превращается в серотонин в организме. Благодаря этому улучшается настроение, а в стрессовых ситуациях а в стрессовых ситуациях работают как антидепрессанты.

Рыба и мясо. Содержат большое количество витаминов B6 и B12, которые помогают справиться со стрессом, и защищают сердечно-сосудистую систему. стимулируют выработку «гормона счастья» серотонина.

Все ягоды

Сыры

Шоколад

ЦВЕТ ПИЩИ : ПОЛЬЗА ДЛЯ ОРГАНИЗМА

КРАСНЫЙ

ОРАНЖЕВЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

ФИОЛЕТОВЫЙ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!