Урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы ЧСОШ 2 Чурсина Л.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Advertisements

Счастье Счастье Родина Родина Мама МамаСолнцеУра!!! ДружбаДружбаДружбаДружба Небо Небо.
Обобщение изученного по теме «Лексика» 10 класс. Выполнила: Бабакина Н.И. МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
"Своя игра" по теме "Лексика"
Проект по русскому языку 6 класс.
Лексика Лексика. Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка Лексикология употребляется в том же значении, что и термин лексика.
П ОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Л ЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 7 классе.
Кластер сфера употребления архаизмы, историзмы, диалектизмы жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы. слова,, ограниченные в употреблении Лексика однозначные.
1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий? 1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы 2. В каком примере выделенное слово.
Название океана Л Е И С КА К Остров Однозначных и Многозначных Слов Остров ОСА Остров Фразеологизмов Остров Исторический Остров Прямого и Переносного.
Урок по русскому языку. Тема: «Написание сочинения на лингвистическую тему в жанре sms- сообщения.» Автор: Пащенко Лариса Ивановна, учитель русского языка.
Лексическое богатство русского языка. Что такое богатство языка Лексика – это словарный состав языка Лексика – это словарный состав языка Многозначные.
Как соотносятся между собой различные группы лексики.
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. МИРЗАЕВ ШАВКАТ ШКОЛА 73.
Антонимы Учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Сайфетдинова.
Лексика и фразеология Особенности лексического состава языка. 10 класс.
О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
Транксрипт:

Урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы ЧСОШ 2 Чурсина Л.Н.

от итальянского postiglione исконно русское письмоносец 1. Почтовый служащий, разносящий корреспонденцию адресатам; письмоносец. 2. В России до 1917 года: почтовый служитель, сопровождавший почтовую карету.

Ура! Каникулы!

нажми

профессионализмы е к 1 ы с и к о л о г и я ионскел гзмыолоен м о н и м ытсиризмы ннисимы азмыхра а т о н и м Слова, связанные с особенностями какой-либо специальности. Разгадывайте кроссворд сначала по горизонтали, а потом по вертикали. пр 1о1офессиона 3л3лизмы 2. Словарный запас, лексика. лексикон 3. Новые слова. неологизмы 4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений. историзмы 5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение. синонимы 6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия. архаизмы По вертикали: 1. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение. м о н и м ы о 2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. н а т о н и м ы 3. Наука, изучающая лексическое значение слов. л я к и о о и е с к л г Молодцы! Кроссворд разгадан

однозначные многозначные исконно русские заимствованные общеупотребительные необщеупотребительные лексика активного запаса лексика пассивного запаса нейтральная разговорная книжная имеющие одно значениеимеющие несколько значений индоевропейские, общеславянские слова, восточнославянские, собственно русские слова, пришедшие из других языков, в том числе и из старославянского слова, использование которых свободно, ничем не ограничено диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечная лексика повседневно используемые слова, значение которых понятно всем носителям языка устаревшая (историзмы, архаизмы) и новая (неологизмы) общеупотребительная для всех стилей закреплённая за одним из книжных стилей неофициальная, экспрессивная

Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Запишите антонимы группами. Смешной, традиции, мизерный, печальный, активный, эгоист, пессимист, пассивный, новаторство, гигантский, отсталый, альтруист, оригинальный, прогрессивный, банальный. Смешной – печальный, традиции – новаторство, мизерный – гигантский, активный – пассивный, эгоист – альтруист, пессимист – оптимист, отсталый – прогрессивный, оригинальный – банальный.

Являются ли слова «стол» и «стул» антонимами? Но человеку, который любит садиться на столы, обычно говорят: «Вот это стул – на нём сидят, вот это стол – за ним едят». С каким явлением мы встречаемся в этом примере? Это контекстуальные антонимы. Составьте предложения, используя в качестве контекстуальных антонимов следующие примеры: варёное яйцо – яичница; солнечный свет – лунный свет; один год – вся жизнь.

Распределите устаревшие слова на 2 группы (архаизмы, историзмы). Ланиты, выя, кольчуга, десница, шуйца, пищаль, дабы, забрало, редут, челобитчик, царь, пагуба, воевода, стольник. Архаизмы: ланиты выя десница шуйца дабы пагуба Историзмы: кольчуга пищаль забрало редут челобитчик царь воевода стольник Проверим

С какими явлениями омонимии мы встречаемся в данных примерах? 1)И сказал им старый гриб: «Осторожно, будет грипп!» 2) По поверхности стекла Капля дождика стекла. 3) Побежишь уж точно рысью, Если встретишься ты с рысью. 4) Не болеть чтоб, братец мой, Руки с мылом чаще мой. омофоны омоформыомоформы

Исправьте ошибку в употреблении фразеологизмов, объясните их значение Уморил червячка, положить в долгий ящик, работать спустив рукава, мороз по коже продирает, скрипя сердцем, доводить до белого колена. Заморил червячка, отложить в долгий ящик, работать спустя рукава, мороз по коже подирает скрепя сердце, доводить до белого каления

Начать тестирование

1.Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова адресат и адресант? 2) паронимы 4) антонимы 3) синонимы 1) омонимы Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

2. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении? 1) тяжёлый характер 4) золотое кольцо 3) горячий кофе 2) тяжёлая ноша Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

3. В каком ряду представлены синонимы? 2) высокомерие – надменность 4) комнату заставили мебелью – меня заставили учиться 3) высокий – низкий 1) жизненный – житейский Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

4. В каком ряду представлены полные омонимы? 2) ключ – ключ 4) жила – жила 3) кампания – компания 1) замок – замок Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

5. Определите слово по значению «количество участников собрания, необходимое для признания его правомочным». 2) кворум 4) консенсус 3) электорат 1) форум Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

6. Выберите правильный вариант. 2) На этом участке значительная часть почвы каменистая. 4) Одев очки, он читал книгу. 3) Я оцениваю ваше выступление как клевету. 1) На этом участке значительная часть почвы каменная. Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

7. Какой фразеологизм обозначает «препятствие на пути к достижению какой-то цели»? 1) камень преткновения 4) строить замки на песке 3) класть под сукно 2) разделать под орех Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

8. Укажите пример, в котором нет речевой ошибки 1) Информационное сообщение 4) Мужественный и смелый человек 3) Памятный сувенир 2) Долгие и продолжительные аплодисменты Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

9. В каком предложении слово дом употреблено в значении «семья»? 4) Мы дружим домами. 2) На нашей улице строились новые дома. 3) Земля – наш общий дом. 1) Не дай Бог в старости оказаться в доме престарелых. Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

10. В каком предложении вместо слова человеческий нужно употребить человечный? 3) Экзаменатор нам попался очень человеческий. 2) Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт его произведений. 4) В своих произведениях он часто изображает человеческие страдания. 1)Она подумала, что нашла наконец-то родную человеческую душу. Молодец! Продолжим. Ошибка! Продолжим..

Результат «5» – 10 правильных ответов «4» – 8 – 9 правильных ответов «3» – 5 – 7 правильных ответов

Итоги урока Что изучает лексикология? Какие лексические явления вам известны? Какие понятия, связанные с лексикологией, вызывают наибольшее затруднение? Для чего необходимо изучать этот раздел лингвистики?

Домашнее задание Напишите сочинение о дружбе и друзьях. Используйте синонимы, антонимы и фразеологизмы.

Интернет-ресурсы - изображение изображение изображение изображение изображение изображение телевизор _200_200.jpg - почтальон Печкин _200_200.jpg - изображение почтальона изображение почтальона 2