Темперамент мультимедийная презентация занятия элективного курса в 9 классе Автор: учитель технологии Баланцева Е. Н. МОУ «Средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Темперамент мультимедийная презентация занятия элективного курса в 9 классе Автор: учитель технологии Баланцева Е. Н. МОУ «Средняя общеобразовательная.
Advertisements

Темперамент мультимедийная презентация занятия элективного курса в 9 классе Автор: учитель технологии Баланцева Е. Н. МОУ «Средняя общеобразовательная.
Темперамент Учение о темпераменте Типы темпераментов Типы темпераментов.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИЯ. В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений,
Значение темперамента в профессиональном самоопределении.
Природные свойства нервной системы.. Цель урока: Раскрыть понятия «темперамент», «характер» Научить определять тип темперамента Познакомить с проявлением.
Темперамент человека Холерик Холерик Холерик Сангвиник Сангвиник Сангвиник Флегматик Флегматик Флегматик Меланхолик Меланхолик Меланхолик.
ЧеловекЧеловек Мы часто говорим: У меня такой характер (темперамент). А что это такое?
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Темперамент и профессия Давно замечено, что несмотря на большие индивидуальные различия в поведении людей, присутствует сходство в стиле их поведения,
Темперамент продолжение. Цели урока Раскрыть особенности и преимущества каждого из типов темперамента Определить тип своего темперамента Развивать навыки.
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
Презентация на тему: Темперамент. Понятие темперамент Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики,
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия.
Темперамент это совокупность динамических характеристик и поведения человека.
Виды темпераментов. темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека,
Темперамент и Характер Личностные особенности и профессионально важные качества.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ – СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ- ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА.
Транксрипт:

Темперамент мультимедийная презентация занятия элективного курса в 9 классе Автор: учитель технологии Баланцева Е. Н. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 11» им. Г. М. Пясецкого

Чем мы отличаемся ?

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, затрагивающих наши интересы, - холериком и,наконец, в исполнении решений – флегматиком. в исполнении решений – флегматиком. (Вильгельм Вундт)

Предыстория Само слово "темперамент" означает в переводе с латинского - соотношение частей, соразмерность. Впервые это слово в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми определяются соотношением в их теле жидкостей: у сангвиника - преобладает кровь (сангвэ), у холерика - желтая желчь (холэ), у флегматика - слизь или лимфа (флегма), у меланхолика - черная желчь (меланэ холэ). Темперамент проявляется в мышлении, речи, манере поведения.

Темперамент - совокупность природных, врожденных свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека. Русский физиолог И. П. Павлов описал 3 основные свойства нервных процессов, которые определяют тип нервной системы: Сила нервных процессов; Уравновешенность нервных процессов; Подвижность нервных процессов; Соотношение основных свойств нервной системы лежит в основе темперамента.

Сила нервных процессов Cила нервных процессов - способность нервной системы человека выдерживать большие нагрузки и раздражители. Это природная индивидуальная особенность, показывающая работоспособность и выносливость. Силу нервных процессов переделать нельзя, но можно регулировать.

Уравновешенность нервных процессов. Уравновешенность нервных процессов - процессы возбуждения и торможения могут быть либо уравновешены, т.е. одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает.

Подвижность нервных процессов Подвижность нервных процессов - способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Данное свойство является показателем быстроты смены возбуждения и торможения.

Соотношение показателей ВНД и типов темперамента Типнервной Тип нервнойсистемы Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерик Уравновешенный Подвижный Сангвиник Уравновешенный Инертный Флегматик Слабый Неуравновешенный Подвижный Инертный Меланхолик

Особенности проявления: Действия порывисты, резки, стремительны, быстрый темп движений, речи. Действия порывисты, резки, стремительны, быстрый темп движений, речи. Инициативность, энергичность, активность. Инициативность, энергичность, активность. Склонность к резким сменам настроения, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность. Склонность к резким сменам настроения, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность. Подвержен эмоциональным срывам. Подвержен эмоциональным срывам. Недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах. Недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах. Холерик

Сангвиник. Высокая психическая активность, энергичность, работоспособность. Высокая психическая активность, энергичность, работоспособность. Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми. Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми. Общителен. Общителен. Чувства легко возникают и легко сменяются, мимика богатая. Чувства легко возникают и легко сменяются, мимика богатая. Свойственна открытость и доступность, а в некоторых Свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях - беззаботность, поверхностность, непостоянство. случаях - беззаботность, поверхностность, непостоянство. Стремится к частой смене впечатлений. Стремится к частой смене впечатлений. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи.

Флегматик Низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики. Низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики. Новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Как правило, редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие. Вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.

Меланхолик. Низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемость. Низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемость. Высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. Высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. Это, как правило, тревожные, малообщительные люди. Это, как правило, тревожные, малообщительные люди. При неблагоприятных условиях может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. При неблагоприятных условиях может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

Темпераментипрофессия Темперамент и профессия Холерику подходит цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.

Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он получает постоянно новые знания. Профессии должны быть постоянно связаны с общением, а также организацией деятельности людей.

Флегматик в работе должен иметь возможность соблюдать привычный режим, деятельность может носить монотонный характер.

Меланхолику подходит работа, требующая точных ручных умений. Противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.

Методика диагностики темперамента Айзенка Цель методики: Выявить особенности темперамента. Задачи: На основе анализа ответов на анкетный опросник определить, к какому типу темперамента относится человек. Материал методики: Для проведения методики подготавливается специальный тестовый бланк, ручка или карандаш для его заполнения и текст опросника. О Обработка результатов: используются "ключи", предлагаемые ниже. Используя данную методику, можно определить тип темперамента.

Тестовый бланк Инструкция: "Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно ("согласен"), то поставьте в соответствующей клетке знак "+", если отрицательно ("не согласен"), то знак "--".Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. Результаты фиксируются на тестовом бланке.

51)Т ы чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие? 52)Т ебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей? 53)Б ываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить? 54)Б ывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким? 55)Т ы стесняешься заговорить с незнакомыми людьми? 56)Т ы часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять? 57)К огда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? 58)Б ывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины? 59)Т ы считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании? 60)Т ебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал чего-нибудь, не подумав? Вопросы: 1)Л юбишь ли ты суету и шум вокруг себя? 2)Ч асто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать? 3)Т ы всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем- нибудь спрашивают? 4)Б ывает так, что ты раздражен чем-нибудь? 5)Ч асто ли у тебя меняется настроение? 6)В ерно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами? 7)Ч асто ли тебе мешают уснуть разные мысли? 8)Т ы всегда делаешь так, как тебе говорят? 9)Л юбишь ли ты подшучивать над кем-либо? 10)Т ы когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? 11)М ожешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек? 12)Т ы когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 13)В ерно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь? 14)Н равится ли тебе все делать в быстром темпе? 15)Т ы переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо? 16)Т ебе можно доверить любую тайну? 17)М ожешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию? 18)Б ывает так, что у тебя безо всякой причины бьется сердце? 19)Д елаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь? 20)Т ы когда-либо говорил неправду? 21)Т ы легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу? 22)Т ы часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям? 23)Т ы часто чувствуешь себя усталым? 24)Т ы всегда делаешь сначала уроки, а все остальное потом? 25)Т ы обычно весел и всем доволен? 26)О бидчив ли ты? 27)Т ы очень любишь общаться с другими ребятами? 28)В сегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? 29)У тебя бывают головокружения? 30)Б ывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение? 31)Т ы часто чувствуешь, что тебе все надоело? 32)Л юбишь ли ты хвастаться? 33)Т ы часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей? 34)В олнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте? 35)Т ы обычно быстро принимаешь решение? 36)Т ы никогда не шумишь в классе, даже если нет учителя? 37)Т ебе часто снятся страшные сны? 38)М ожешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей? 39)Т ебя легко огорчить? 40)С лучалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь? 41)В ерно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания? 42)Е сли ты оказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь? 43)Т ебе очень нравятся веселые игры? 44)Т ы всегда ешь то, что тебе подают? 45)Т ебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-нибудь просят? 46)Т ы любишь часто ходить в гости? 47)Б ывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить? 48)Б ыл ли ты когда-нибудь груб с родителями? 49)С читают ли ребята тебя веселым и живым человеком? 50)Т ы часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

Обработка результатов. По шкале социальной желательности (шкала лжи) показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Это распространяется и на другие шкалы. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку. По шкале социальной желательности (шкала лжи) показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Это распространяется и на другие шкалы. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку. Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяется по числу совпадений знаков при ответе на вопросы : со знаком "+" н н н на вопросы: 8, 16, 24, 28, 36,44; со знаком "-" на вопросы: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Экстраверсия – интроверсия. ИнтроверсияЭкстраверсия ЗначительнаяУмереннаяУмереннаяЗначительная Экстраверсия - интроверсия определяется по сумме положительных ответов "+" на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57; и отрицательных ответов "-" на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59.

Экстраверсия и интроверсия. Экстраверт (по Айзенку) - общителен, полон жаждой новых впечатлений и возбуждения. Экстраверт имеет много друзей, склонен к рискованным поступкам, действует под влиянием момента, импульсивен, любит шутки, "не лезет в карман за словом". Экстраверт беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчивости. Его эмоции строго не контролируются, на него не всегда можно положиться. Интроверт - спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений. Любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм. Эмоциональная стабильность - нестабильность Эмоциональная стабильность Эмоциональная нестабильность ВысокаяСредняяВысокая Очень высокая Эмоциональная стабильность определяется суммой положительных " "" "+" ответов на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Нейротизм. Нейротизм (по Айзенку) характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность - нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. На одном полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивость, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип.

ТемпераментСангвиникЭкстраверсияумеренная Эмоциональная стабильность средняя ХолерикЭкстраверсиязначительная Эмоциональная нестабильность высокая ФлегматикИнтроверсияумеренная Эмоциональная стабильность высокая МеланхоликИнтроверсиязначительная Эмоциональная нестабильность очень высокая

Не бывает «хорошего» или «плохого» темперамента. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их. Какой темперамент лучше?

Например, великий полководец А. Суворов был холериком, удивляя окружающих своей энергией и целеустремленностью. Полной ему противоположностью был флегматик Кутузов и вероятно его темперамент оказал влияние на выбор стратегии в войне с Наполеоном. Наполеон был сангвиником. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.

Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение. Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи.

Заключение:В жизни в «чистом» виде темпераменты встречаются редко, как правило, говорят о преобладании тех или иных черт темперамента (смешанный тип). Проявление свойств темперамента во многом зависит и от условий жизнедеятельности.

Домашнее задание. Помните «Три мушкетера»? Атос, Портос, Арамис и ДАртаньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии, четыре времени года, и поэтому непобедимы! Попробуйте определить темпераменты мушкетеров.