Т.А. Корчагина, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «СОШ 4» Тема выступления: «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синдром хронической усталости Технология самооздоровления. Разработка Гришуниной Елены grishunina.ru Запись на консультацию по телефону
Advertisements

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не « гореть » Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой И таким сильным испытанием, как.
Адаптация Самоактуализация Творческое преобразование.
Негативное отношение к детям как следствие профессионального выгорания педагогов Педагог-психологТ.В.Куксина.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Негативное отношение к детям как следствие профессионального выгорания педагогов Педагог-психологТ.В.Куксина.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ 1 » г.Черногорск а Рассказова Е.Ю.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Синдром эмоционального сгорания г. Алматы, 2011г. Мальчиков Виктор.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
"Учитесь властвовать собой!" - профилактика профвыгорания педагогов
Синдром эмоционального выгорания. определения это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней.
ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. По оценкам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире в структуре заболеваемости.
ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания Топчий Ирина Викторовна учитель основ здоровья Запорожской гимназии 11.
Эмоциональное выгорание Доцент кафедры психотерапии и сексологии РМАПО кмн, психотерапевт высшей категории Захаров Роман Иванович.
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
Синдром эмоционального выгорания Педагог дополнительного Образования МОУ ДОД ЦДЮТиЭ Степанова Марина Леонидовна.
Транксрипт:

Т.А. Корчагина, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «СОШ 4» Тема выступления: «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога»

Синдром эмоционального выгорания Это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.

Факторы риска профессиональной деформации личности педагога Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями.

Организационные факторы, способствующим эмоциональному выгоранию, относятся:: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Профессиональные факторы риска: «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям - врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители; также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами: в медицине - это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями; в педагогике - это дети подросткового возраста, а также дети из семей, находящихся в социально опасном состоянии; в последнее время концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен, например, программисты; среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности; как, например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах; молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы; провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы - развод, смерть близкого; по этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят: предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка, сюда же можно отнести и двусмысленные, неоднозначные требования к выполняемой работе; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное, а также частое отсутствие выходных и отпусков; невозможность влиять на принятие важных решений; постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым; работа с «тяжелыми» клиентами: это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями, подростки; провоцировать синдром выгорания могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы: развод, смерть близкого; отсутствие каких-либо интересов вне работы.

Первый признак эмоционального выгорания – истощение Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Полностью утрачивается интерес к партнёрам по профессиональной деятельности.

Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой. Низкая самооценка, вина и депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный и социальный неуспех.

1.Физические симптомы: разбитость, подавленность, усталость и физическое утомление; такие, что хочется лечь и уснуть, полное истощение; снижается работоспособность, что приводит к нехарактерным ошибкам; снижаются показатели психических процессов: памяти, мышления, внимания; человек без видимой причины теряет в весе или, наоборот, набирает вес; несмотря на усталость, мучает бессонница, но даже при нормальной длительности сна – отдых не ощущается; очень плохое общее состояние здоровья: затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, повышается давление, обостряются желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания.

2.Эмоциональные симптомы: неэмоциональность, недостаток эмоций; в то же время в отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, и как результат – потеря самообладания и самоконтроля; развитие психосоматических заболеваний; пессимизм, цинизм и черствость, как в работе, так и в личной жизни; увеличение деперсонализации своей или других, т.е. все люди становятся безликими, как манекены; безразличие и усталость; ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность; повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких как раздражительность и агрессивность; нарастание тревоги, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; развитие депрессии, чувства вины, снижение самооценки; душевные страдания, вплоть до истерик; потеря надежд на профессиональные перспективы; преобладает чувство одиночества.

3.Поведенческие симптомы: увеличение рабочего времени - больше 45 часов в неделю); во время рабочего дня часто появляется усталость и непреодолимое желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; стол скудный, без изысков; оправдание употребления большого количества табака, алкоголя, лекарств; учащение несчастных случаев: травмы, падения, аварии; импульсивное эмоциональное поведение.

4.Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем, конфликтов; увеличение скуки, тоски, апатии, и как следствие - недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; предпочтение стандартных шаблонов, рутине, нежели творческому подходу; безразличие к новшествам, нововведениям; малое участие или полный отказ от участия в развивающих экспериментах: тренингах, образовании, повышении квалификации; формальное выполнение работы.

5.Социальные симптомы: нет времени, энергии и желания для социальной активности; уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, любым интересам вне работы; социальные контакты ограничиваются только работой; скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

ЗАДУМАЙТЕСЬ! Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье. Вам нужна, если не медицинская, то уж точно - социально- психологическая помощь. Попробуйте разобраться в причинах того, что вы обнаружили в себе, обратитесь за помощью к специалистам, посетите тренинг. Но не бездействуйте!

Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками 1. Все были когда-то детьми, многие из нас имеют своих детей, поэтому, сталкиваясь с несчастьями, которые переживают другие дети, мы можем испытывать самые сильные негативные чувства подавленность, ощущения несправедливости, «как же такое возможно?», раздражения и гнева. Постоянная необходимость иметь дело с сильными эмоциональными переживаниями способствует формированию защитных механизмов, снижающих тяжесть переживания этих эмоций. Многие специалисты, длительное время проработавшие в этой области, теряют чувствительность к эмоционально-значимым переживаниям родителей и детей, попавших в трудную ситуацию;

Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками 2.Сам контакт с детьми, попадающими в трудные жизненные ситуации, зачастую затруднен. Прошлый опыт большинства детей заставляет их относиться с опаской к взрослым. Внимание со стороны взрослых может восприниматься детьми как попытка использовать их в своих целях. Они не подпускают к себе взрослых, «проверяют» их отношение к себе, ведя себя агрессивно в ответ на «хорошее отношение», манипулируют. Это истощает специалистов, они чувствуют себя неуспешными, начинают считать детей «неблагодарными», постепенно привыкают не привязываться к детям, не включаться в их ситуации и проблемы, что делает бессмысленной их работу;

Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками 3.Результаты работы с «брошенными» детьми бывают трудно ощутимы и неконкретны, а затраты на эту работу велики. Ребенок подрастает, его дальнейшая судьба нередко неизвестна людям. которые оказывают ему помощь. Эффективность работы, зависит от различных людей и обстоятельств, иногда конкретному человеку очень трудно почувствовать значимость своего вклада в жизнь ребенка. Кроме того, решение большинства длительно формирующихся проблем требует продолжительного времени;

Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками 4. Труд в социальной сфере обычно низко оплачивается, что не позволяет в достаточной мере обеспечить себе и своей семье нормальное существование, и, самое главное, оставляет очень ограниченные возможности для переключения и отдыха. Рабочий день не всегда нормирован и часто перегружен, личное смешивается с рабочим, что приводит к проблемам в организации собственной жизни;

Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками 5.Большая загруженность на работе и недостаточные материальные ресурсы предоставляют ограниченные возможности для профессионального роста, посещения обучающих семинаров и тренингов. Накапливаются личные проблемы, неизбежно возникающие в работе с эмоционально травмирующими ситуациями.

Для сотрудников входящих в группу риска характерно «особое» отношение к работе, которое назвали «идентификацией с работой», имеется ввиду: чрезмерно высокие требования, предъявляемые к своей работе; высокую личностную ценность результатов своей профессиональной деятельности; понимание им своей работы как главной жизненной ценности.

Профилактика и преодоление СЭВ Профилактические и коррекционные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его коррекции. Для организаций социального профиля, где нередко скапливается большой круг проблем, связанных с выгоранием, характерны частые явные и неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, высокая текучесть кадров, неблагоприятный психологический климат. Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным обучением; правильной организацией работы персонала, со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки; необходимо обратить внимание на улучшение условий труда - характер складывающихся взаимоотношений в коллективе; отработкой личных проблем.

Соблюдая перечисленные данные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности. В целях направленной профилактики СЭВ следует: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Спасибо за внимание !