Устно образуйте видовую пару к глаголам. Указывайте вид названного глагола. Умыть умыться осветить шагать восставать объединять говорить разрезать умывать,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Корни с чередованием Материал для уроков в 5-6 классах.
Advertisements

Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованием Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь:
Правописание корней с чередующимися гласными е -и Тема урока: Правописание корней с чередующимися гласными е -и Выполнила: Максимова Н.Г.
Буквы е-и в корнях с чередованием. Урок в 5 классе. Prezentacii.com.
"Толковые ребята"2 Правило Опорный конспект Стихотворный алгоритм Комментированное письмо Тест.
Чередование корней (-бер-/-бир-, -пер- /пир-, -дер/ -дир-, - тер/тир-,- -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, - стел-/-стил-, -блеет-/-блист-, -чет-/- чит-)
РАСТ (РАЩ) –РОС (О- А) ЛАГ –ЛОЖ (О-А) Вырасти Подрастать Выращенный Сращение Ростовщик Разрослись Разберу Положение Располагать Предположение Излагать.
Слово делится на части, Ах, какое это счастье, Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Буквы Е и И в корнях с чередованием. Спишите, вставляя пропущенные буквы Выр…стить на окне, морские водор…сли, ул…жить вещи, имя прил…гательное,высказать.
Буквы е - и в корнях с чередованием. -Из данных предложений выберите пары глаголов с чередованием гласных е-и в корне. -Из данных предложений выберите.
Е-И в корнях с чередованием.. Русский язык не так уж прост! Как разб..раться в нем? Вот сложный вопрос! Нас в словах ты напиши И на суффикс погляди! Соб..ру,
Корни с чередующимися гласными Е/И Материалы для наблюдения и упражнения составлены Шершнёвым А.В.
Добрый день!!!. Берётся, собирались. Вытер, протирать. Запирает, отпереть.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Составила Студеникова Любовь Андреевна, учитель русского языка и литературы (высшей категории) МКОУ СОШ 17 села Сухая Буйвола Петровского.
Буквы Е – И в корнях с чередованием 5 класс. Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь:
??? От чего зависело правописание гласных в корнях –лаг-, -лож-; - раст-, -рос-, -ращ- !!!Сегодня вам предстоит узнать, от чего зависит выбор гласной.
Корни с чередованием букв е-и, их правописание И Е.
Цели урока: Научиться распознавать корни с чередованием по лексическому значению; познакомиться с условиями выбора гласной И-Е; научиться грамотно писать.
Урок русского языка в 5 «А» классе. Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Кировская СОШ 2» Бочкова Татьяна Анатольевна.
Буквы о, а в корнях -гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор- Дейкина Татьяна Ивановна, учитель русского языка Запорожского УВК 109.
Транксрипт:

Устно образуйте видовую пару к глаголам. Указывайте вид названного глагола. Умыть умыться осветить шагать восставать объединять говорить разрезать умывать, умываться (не теряйте постфикс), освещать, шагнуть, восстать, объединить, сказать, разрезать.

Какого вида приведенные глаголы? Пою буду петь пела, несовершенный вид Забыть забуду забыла. совершенный вид

Люди пишут, а время стирает, Все стирает, что можно стереть. С. Маршак

Как писать: ст и рает или ст е рает?

Цели урока: 1)научиться находить слова, в которых есть корень с чередованием е - и; 2) учиться объяснять выбор гласной е и в корне с чередованием.

Избирать замирать отдирать расстилать изберут замер отдеру расстелю (несов.вид) (совер.вид)

Запишите видовые пары так, чтобы в корне надо было вставлять то букву е, то букву и. Соб…рёшься – Выж…чь – Зап…реть – Расст…лается – Бл…стеть – Уд…рёшь – Ум…реть – Прот…рать –

Грамматические задачи для тренировки. Задача 1. Запишем корни: -мир- -мер-; -бир- -бер-; -пир- -пер-; -дир- -дер-; -тир- -тер-. -К-Какой суффикс в глаголах с такими корнями? -Д-Допишем к первому корню в паре -а-, ко второму-е-. Подчеркнем сочетание «ира». -Е-Есть ли ярко выраженное смысловое значение у этих корней? -Ч-Что, например, означают корни -дер-, -бер-, -тер-? (Лексическое значение появляется, когда корень «работает» вместе с приставкой и суффиксом!)

Задача 2. Поможем Незнайке. Проверим, правильно ли он записал слова? ВытирЕть, отперАть, задирАл, придирЁтся, вымерЛи, пробирАться, прибирУ, удирУ, удирАть, вытирАть

Задача 3. Пунктуационно - орфографический практикум Из сказок Паустовского Милиционер протянул девочке варежку, в которой был воробей Пашка: «Берите. С варежкой! А то удерет». Подчеркните «ошибкоопасные» места, которые вы держите на контроле. Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разберите по составу последнее слово и. сделайте вывод о том, как суффикс «командует» гласным корня.

Задача 4. Какое слово «лишнее»? Помирились, умереть, умирали П омирились- мир Вывод: корень проверяется гласным в сильной позиции, так как -мир- в первом слове имеет ярко выраженное лексическое значение и проверяется однокоренным словом: мирный процесс. В двух других словах -мер- и -мир- чередуются.

Задача 5. Суффикс -а- продолжает командовать! Бл...стАть бл...стеть, расст...лАть расст..лить, разж...гАть разж..г, рассч...тАл расч...тливый.

Задача 6.Помогите расшифровать записку Незнайки. Вставьте буквы и пропущенные знаки. Сердце зам…рает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расст…лается гладкое зеркало большого озера и низко от него над лугами ст…лется туман. Трудно проб…раться сквозь густые зар…сли кустов. Но вот скоро забл…стит солнце на небе исчезнет туман.

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.

Из каких произведений А. С. Пушкина взяты отрывки? Выпишите слова, в которых гласный корня чередующийся. На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним. …Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрёхонек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь, а Балда братца гладит. Фарлаф с боязнию глядит; В тумане ведьма исчезает, В нем сердце замерло, дрожит…

ЧЕРЕДОВАНИЕ Р Е Ч Н В Д А О И Е Е

Итог урока: С какими новыми орфограммами мы работали? Что оказалось трудным? Какой всесильный суффикс любит командовать корнями?

Домашнее задание: 1)выучить наизусть правило о написании корней с чередованием е и, стр. 140; 2) упражнение 930 ; 3) составить устное высказывание по упражнению 931; 4)найдите в сказках А.С.Пушкина 2-3 предложения, в которых встречаются слова с изученной орфограммой.

МОЛОДЦЫ!