Возможности использования технологии проблемного обучения через учебную деятельность по системе Л.В. Занкова. МОУ СОШ 29 Ангарск, 2005
Проблемное обучение Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целевые ориентации Приобретение З.У.Н Усвоение способов самостоятельной деятельности. Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюри) 1.Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. 2.Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. 3.Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникший у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условия успешности обучения а) проблематизация учебного материала б) активность ребенка в) связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Особенности методики Проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закон
Проблемные ситуации педагогическая Организация учебного процесса Создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания психологическая Деятельность ученика Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально.
Технологическая схема проблемного обучения Новые ЗУН, СУД Учитель Педагогическая проблемная ситуация Помощь Информация Ученик Новые ЗУН, развитые СУД Решение проблемы Проблема (осознание неизветсного) Психологическая проблемная ситуация Поиск Анализ
Литература Н. Д. Никондров «Проблемное обучение.» Воспитание школьников, 1993г. 12 В. Оконь Основы проблемного обучения. М. Знание 1968г. Т. В. Кудрявцев Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. М. Знание 1991г. Г. К. Селевко Современные образовательные технологии. М. Народное образование.1998г.