Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе А.Чехова «Ионыч» Урок-диспут литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе А.Чехова «Ионыч»
Advertisements

Урок-диспут по рассказу А.П. Чехова «Ионыч». «Мещанство – это уродливо развитое чувство собственности и всегда напряженное желание покоя внутри и вне.
А. П. Чехов «Ионыч» Духовная деградация человека Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы ООШ 20 г. Одессы.
Рассказ А.П.Чехова «Ионыч» Презентацию подготовили ученицы 10 класса «А» Александрова Виктория, Левановская Кристина.
Задания для исследовательской работы по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»
Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей. Д.С.Лихачев.
Э ТАПЫ ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А.П. Ч ЕХОВА «И ОНЫЧ ».
Данная презентация подготовлена и представлена к просмотру Новосёловой Натальей Степановной и учениками Захвалинским А. и Яценко Д. г.Белгород.
Урок-диспут по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
И вот опять зовёт сентябрь за парты – Случайных баллов и побед не жди, И помни: школа станет только стартом Дальнейшего тернистого пути.
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание ». « Вечная Сонечка, пока мир стоит !»
« После бала ». Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что.
Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок Формирование нравственной культуры, адекватности при оценки.
Тема: «Чтобы слышать боль каждого» (по произведениям В. Астафьева)
Неделя Семьи в Татьянинской школе Дорогие родители и учащиеся! Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери и Неделе семьи, которые.
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
«Светить всегда, светить везде…» ( Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».)
Гуманизм: абстрактный или классовый?» (по роману А.А. Фадеева "Разгром") ЖилинаЖилина Галина Нигметовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карагачская.
Образ Мастера в романе « Мастер и Маргарита » Работу выполняли ученики 11 класса МБОУ СОШ 9 г. Амурска Сирош Павел, Крючко Вадим Учитель Плохотнюк И. В.
« В человеке всё должно быть прекрасно…». Антону Павловичу Чехову принадлежит высказывание: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда,
Транксрипт:

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе А.Чехова «Ионыч» Урок-диспут литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.

Цель Проанализировать этапы нравственной деградации герояПроанализировать этапы нравственной деградации героя

Рассказ «Ионыч» Мещанство – это уродливо развитое чувство собственности и всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед тем, что так или иначе спугнет этот покой. А. М. Горький. А. М. Горький. Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. А. П. Чехов. А. П. Чехов.

Законы диспута Здесь нет наблюдающих: Каждый в классе – активный участник разговора.Здесь нет наблюдающих: Каждый в классе – активный участник разговора. Перешептывания, неуместные шутки запрещаются.Перешептывания, неуместные шутки запрещаются. Острое, меткое слово приветствуются.Острое, меткое слово приветствуются. Помоги изжить недостатки своим товарищам.Помоги изжить недостатки своим товарищам. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.Говори, что думаешь – думай, что говоришь. Идея стоит спора! Спорь да не вздорь!Идея стоит спора! Спорь да не вздорь!

Вопросы к диспуту Как характеризуется Старцев в его отношении к Екатерине Ивановне?Как характеризуется Старцев в его отношении к Екатерине Ивановне? Котик – положительный или отрицательный персонаж?Котик – положительный или отрицательный персонаж? В чём заключается счастье для Ионыча?В чём заключается счастье для Ионыча? В чём смысл названия рассказа Ионыч?В чём смысл названия рассказа Ионыч? Встречаются ли среди нас ионычи?Встречаются ли среди нас ионычи? Каково ваше понимание счастья?Каково ваше понимание счастья?

Вступление к беседе Чехов рассказал нам правду жизни, какой он и видел, донес до нас свою мечту о будущем России. Его творчество продолжает и развивает традиции русской классической литературы, которая, веруя в силу разума, призывает нас и сегодня думать над коренными вопросами человеской жизни:Чехов рассказал нам правду жизни, какой он и видел, донес до нас свою мечту о будущем России. Его творчество продолжает и развивает традиции русской классической литературы, которая, веруя в силу разума, призывает нас и сегодня думать над коренными вопросами человеской жизни: Как жить достоино? В чём смысл жизни? К чему стремиться? Что надо любить, а что ненавидеть? Что такое счастье – вопросы, которые волновали героев Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Достоевского, Чехова.Как жить достоино? В чём смысл жизни? К чему стремиться? Что надо любить, а что ненавидеть? Что такое счастье – вопросы, которые волновали героев Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Достоевского, Чехова.

Определите тему рассказа Рассказ о том, как складывается судьба доктора Старцева.Рассказ о том, как складывается судьба доктора Старцева. Трансформация врача- подвижника Дмитрия Ионыча Старцева в стяжателя Ионыча.Трансформация врача- подвижника Дмитрия Ионыча Старцева в стяжателя Ионыча.

Определите своеобразие композиции произведения Характер композиции кольцевой: в начале и в конце рассказа представлена «талантливая» семья Туркиных, на фоне жизни которой и происходит превращение Старцева в Ионыча.Характер композиции кольцевой: в начале и в конце рассказа представлена «талантливая» семья Туркиных, на фоне жизни которой и происходит превращение Старцева в Ионыча.

Семья Туркиных «Самая образованная и талантливая» семья в городе олицетворяет в рассказе фальшь и посредственность.«Самая образованная и талантливая» семья в городе олицетворяет в рассказе фальшь и посредственность. Пошлость заразительна.Пошлость заразительна.

Нравственная эволюция доктора Старцева 1. «Любит говорить о своей больнице», совершает пешие прогулки, чтобы развлечься, способен трезво оценивать людей, но ему уже покойно и удобно в доме, где царит пошлость. 2. Хочет любить, способен делать «глупости», но главное – «своя пара лошадей и кучер» и «не надо бы полнеть». 3. Трезво размышляет о приданом и спокойно воспринимает отказ. 4. Пополнел и неохотно ходит пешком, торопится к богатым клиентам, а потому в Дялиже принимает «спешно». 5. Жизнь посвящена стяжательству.

Подумаем вместе Итак, прав ли автор, утверждая, что Старцев и в начале рассказа пустой малый, что в повествование он вступает уже обывателем, а не становится им впоследствии?Итак, прав ли автор, утверждая, что Старцев и в начале рассказа пустой малый, что в повествование он вступает уже обывателем, а не становится им впоследствии? Наш разговор мы начнем с обсуждения статьи В. Назаренко Подлинная трагедия Ионыча.

Автор статьи отмечает, что Ионыч в конце рассказа уродлив и мерзок. Ионыч пополнел и неохотно ходит пешком.Ионыч пополнел и неохотно ходит пешком. Он не посещает театры и концерты, но охотно играет в винт.Он не посещает театры и концерты, но охотно играет в винт. По вечерам пересчитывает деньги.По вечерам пересчитывает деньги. Перестал бывать у Туркиных. У него имение, два дома, присматривает третий.Перестал бывать у Туркиных. У него имение, два дома, присматривает третий. Больные его раздражают.Больные его раздражают.

Назаренко пишет, что сам Старцев мучительно страдает от бесчеловечности сытой жизни. Так ли это? Почему автор статьи сделал такой вывод? Он стремился, искал этой сытой, довольной жизни, значит не страдал от нее.

Последнее заключение, которое делает Назаренко, таково: трагедия Ионыча – это трагедия понимания и бессилия. Так ли это? Это не так. Он не сопротивлялся среде. Он не сопротивлялся среде. Сначала он осуждает обывателей города. А потом становится одним из них. Сначала он осуждает обывателей города. А потом становится одним из них. Он предал идеалы молодости, благородную мечту приносить пользу людям, лечить их, избавлять от страданий, помогать им. Он предал идеалы молодости, благородную мечту приносить пользу людям, лечить их, избавлять от страданий, помогать им. Старцев и не пробовал испытывать свои силы в сопртивлении обывательщине. Старцев и не пробовал испытывать свои силы в сопртивлении обывательщине. Он ничего не сделал, чтобы изменить жизнь, а плыл по течению, становясь мещанином. Он ничего не сделал, чтобы изменить жизнь, а плыл по течению, становясь мещанином.

Сделаем вывод Старцев ещё молод, у него всё могло измениться в жизни, но он этого не хотел. Как личность Старцев не состоялся. Он духовно деградировал. Такие понятия, как обывательщина, мещанство, пошлость, должны были бы уже исчезнуть из нашей жизни. Но они есть, и, к большому сожалению, мы сталкиваемся с ними очень часто. Конечно, писатели и поэты не могли обойти вниманием эти наболевшие темы. Например, стихотворение Маяковского О дряни, созданное в двадцатые годы, очень актуально и сегодня. Приглядимся внимательнее к себе, не обнаружим ли и мы в своих душах следы присутствия тех пороков, которые превратили молодого, полного сил врача Дмитрия Старцева в богатого, жадного, бессердечного обывателя Ионыча.