ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ « Искусство умственного и нравственного развития есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не просто назидание и сообщение знаний » ( П. Ф. Каптерев )
Саморазвитие, самосовершенствование есть процесс осознанного и управляемого личностью ребенка развития, в котором в субъективных целях формируется и развиваются качества и способности человека. Саморазвитие как управляемый личностный процесс должен быть скоординирован с направленным извне педагогическим процессом.
1. Ребенок не должен бояться своего воспитателя. Не следует кричать на ребенка, не следует наказывать за всякий проступок и требовать слепого подчинения. 2. Ребенок не должен испытывать длительное состояние стыда, вины. Это разрушает его психику. Не следует затягивать непрощение к нему. 3. Ребенок должен осознавать педагога как инстанцию, которая дает всему смысл, помогает привести в равновесие мысли и чувства. Ребенок должен видеть бескорыстие любви. Его нужно любить не за что - то, а вообще. Это дает ему ощущение тыла. 4. Учатся у тех, кого любят ( Гёте ). Педагог должен дать возможность ребенку любить себя, дать ему понять, что он тоже нуждается в понимании ребенка. 5. Никогда нельзя использовать во зло и держать в тайне информацию, полученную от ребенка. 6. В случае неправдивости ребенка не спешите высказывать неверие. Постарайтесь эмоционально войти в его положение и понять причины лжи.
Потребности - механизмы саморазвития 1. Познавательная - ориентировочный инстинкт ( любопытство, любознательность, творческий поиск ). 2. Самоутверждение - стремление иметь преимущество перед окружающими, занимать в обществе достойное место 3. Самовыражение ( стремиться проявить себя, нравиться себе и другим ) 4. Самоопределение - синтез первичных потребностей – поиск своего места в жизни. 5. Самопознание – от осозания своего « Я » в начальной школе к самоконтролю в среднем звене и целевым установкам в старших классах. 6. Самовоспитание – от исправления своих проступков в начальной школе, воспитания воли и характера в среднем звене, ответственности и принципиальности в старших классах. 7. Самообразование – воспитание культуры умственнного труда. 8. Безопасность - желание быть защищенным, ощущать эмоциональную близость и любовь. 9. Самореализация – стремление быть счастливым, ощущение себя строителем своей судьбы или пространства творческой деятельности.
Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность в данной сфере.
Структура технологии саморазвития личности школьника Личность самосовершенствующаяся Подсистема теорияПодсистема деятельностьПодсистема уклад Осознание целей, возможностей, способов саморазвития Удовлетворение потребностей саморазвития во внеурочной деятельности Уклад жизнедеятельности, окружающая среда XI-XII Подготовка к жизни « Реализуй себя » X Саморегуляция « Управляй собой » IX Школа самоопределения « Найди себя сам » VIII Школа общения « Утверждай себя » VII Общеуч e бные умения « Научи себя сам » VI Самовоспитание « Сделай себя сам » V Самопознание « Познай себя » I-IV « Начала этики поведения » ( азбука вежливости, этическая грамматика, правила дорожного движения, общеучебные умения ) Старшая ступень здоровый образ жизни, дополнительное профессиональное образование, деятельность в НОУ, психотренинг, социально - педагогические и профессиональные пробы. Основная школа внеурочная продуктивная и творческая деятельность ( художественно - эстетическая, техническая, общественная, нравственно - патриотическая, эколого - биологическая, учебно - исследовательская, трудовая, туристско - краеведческая, физкультурно - спортивная ), общественные объединения учащихся, объединения по интересам, самоуправление, методика коллективных творческих дел. организация творческой деятельности по И. П. Волкову ( выход на конечный продукт, творческие книжки, творческие комнаты ), ролевые игры, занятия по интересам. Институционный уровень : содержание образования, организация УВП, дополнительное образование, детские объединения, интерьеры, гимназические СМИ, межличностное общение, спорт, туризм. Функциональный уровень : просвещение, стимулирование, поддержка, микроклимат, личностный подход, деятельностный подход. Технологический уровень : педагогика сотрудничества, гуманно - личностные технологии, игровые технологии, технологии развивающего обучения, технологии саморазвития, технологии дифференциации, групповые и коллективные, творческие, исследовательские, коммуникативные, интегративные, проблемные, проектные, индивидуализации, продуктивные, программированного дистанционного обучения, концентрированного обучения, модульные, информационно - коммуникационные, человекоформирующие, укрупнения, интеграции Методологический уровень : вера в ребёнка, дух самосовершенствования в педагогическом коллективе, примеры целеустремлённости, стойкости, самосовершенствования окружающих, оптимистическая позиция воспитания, патриотизм, толерантность, коллективизм + автономность ( индивидуальность ).