От коллективизма к взаимодействию Воспитательная работа в современной школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные признаки закрытого воспитания: - линейность, законченность, объективность, замкнутость, предельная полнота описания, абсолютная точность, устойчивость,
Advertisements

Проблема XXI века: педагогическая опека или сотрудничество? Куляева Светлана Александровна учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ 8.
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска Педагогический совет по.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Воспитание как педагогический процесс.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Выполнили : гр. ПМНО -22 Гаджиева Э. Пилипишена О.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
Гуманизация в образовании Установки авторитарных учителей Учитель учит, а ученики учатся. Учитель знает все, а ученики не знают ничего. Учитель говорит,
L/O/G/O Педагогический совет Тема: « Педагогическая поддержка ребёнка в процессе его развития» май 2012год.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Актуализация и обогащение субъектного опыта младших школьников в учебном процессе на основе педагогической поддержки Прохорова Светлана Юрьевна, к.п.н.,
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Ресурсы уроков биологии в социализации школьников Автор: Мильяненко А.М. учитель биологии ГБОУ СОШ 629 г. Москва.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
МОУ «Нискасинская СОШ» Воспитательная деятельность с учащимися.
Транксрипт:

От коллективизма к взаимодействию Воспитательная работа в современной школе

Цель образования в современной школе : готовить учеников как субъектов своей жизни. Субъектность – это внутренняя творческая активность. Законы воспитания 21 века говорят о гуманном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Критерий гуманистичности определяют 2 показателя - добровольность и самодеятельность - которые, по сути, должны определять гуманность, т. е. человечность содержания образования.

Все мы помним систему государственного образования в СССР, традиционные ценности включали : Ригоризм - суровое и непреклонное соблюдение раз и навсегда установленных нормативов. Авторитаризм – беспрекословное подчинение установленным государствам авторитетам. Дидактическое морализаторство - навязывание готовых образцов знаний и поведения. Воспитывался человек, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами, человек с « хоровым началом ». Идея гуманизма воспитания блокировалась в Советском Союзе как развивающая в молодёжи дух непокорности, пренебрежение к властям и закону.

60 % старшеклассников отметили, что учителя весьма бестактно вмешиваются в их отношения. Вмешательство учителей вряд ли идёт на пользу, если осуществляется в виде контроля, замечаний, поучений, наставлений. По мнению старшеклассников (50%), хороший ученик для учителя послушный, дисциплинированный, исполнительный, вежливый, скромный, не выделяющийся, не думающий, не имеющий собственного мнения, безропотный, не мешающий работать, смотрящий в рот учителю. 56 % учеников считают, что для успешной учёбы первостепенное значение имеет интерес к предмету, который определяет учитель. 24% считают, что данный интерес в меньшей мере зависит от ученика или предмета -25 %. Пассивная позиция ученика («сделайте мне интересно») сталкивается с такой же выжидательной позицией учителя («они не хотят учиться», «они должны…»). Это противостояние проявляется и в отношении к отметкам: 30% учащихся считает, что отметка оценивает отношение учителя к ученику. 21% - способности ученика. 11% - используется как способ давления. (исследования профессора Кульневича Сергея Владимировича) Прошло время, но традиционная педагогика царствует и поныне.

Для гуманной педагогики субъект всегда первичен. Для этого воспитание должно иметь содержание, т. е. в нём должны быть представлены нравственные ценности. Их совместный с учителем поиск, обнаружение, осмысление и делает воспитание субъектным, развивающим активность личности на уровне её смыслотворчества. Т. е. умение думать и действовать по схеме как главную ценность традиционного воспитания, вытесняет сознательная потребность человека сперва осмысливать ( придавать смысл ), а только затем принимать решения и действовать. Первым принципом гуманистического воспитания становится субъектность развивающегося сознания. Новое место педагога – внутри системы воспитательных отношений, а не снаружи. И учитель, и ученик определяются активными субъектами воспитательной деятельности, однако для этого воспитание должно стать исследовательским полем.

Неприкрытый, прямой, зачастую специально демонстрируемый авторитарный диктат учителя. Исследователи назвали его « буря и натиск ». Более скрытый вариант опёки - « закадычный друг ». Попечительство над учеником приобретает как бы демократическую форму, но ей не достаёт демократического содержания. Третья разновидность опекунства состоит в абсолютизации роли активной деятельности, полностью отданной на откуп ученикам без какого - либо вмешательства учителя. Исследователи определяют такой типаж как « педагогика попустительства ». Какие бы формы не принимала педагогика опеки, суть её одна : воспитание в учениках установки на то, что учитель обязан заботится о них, и однозначное мнение об учителе, как о передатчике готового к употреблению опыта поведения, а мнение о себе – как о потребителях, но не производителях такого опыта. Следующая помеха на пути становления ценностных ориентиров учителя- затруднения. Связанные с пониманием различий между педагогическим опекунством и взаимодействием.

Гуманистическая педагогика однозначно выступает против любых видов опёки. Использовать рекомендации и советы можно гораздо более эффективно, если не навязывать их, а создавать условия для возникновения у ребёнка потребности во взаимодействии с педагогом. Цель любой опёки – на фоне ярко демонстрируемой заботы навязать ребёнку потребность быть постоянно контролируемым и жестоко управляемым. Цели современного воспитания другие: готовить ребёнка быть субъектом жизни, профессионального и личностного самоопределения. Постоянный контроль и жесткое управление «извне» должны уступать место самоконтролю и самоуправлению. Самоконтроль», «самоуправление», «самореализация» ни одно из этих качеств не может быть «сформировано», навязано человеку. Добровольность и самодеятельность возникают тогда, когда ученику помогают в саморазвитии, а не навязывают его. Учителя учат не наставлениями, требованиями, понуканиями, а в общей с учениками творческой работе, учебной и воспитательной. Они постоянно учатся сами – друг у друга и у своих воспитанников. Благодаря этому опыт совместной работы закрепляется в сознании детей, становится руководством к самостоятельному принятию решений во взрослой жизни.

Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учеником, сколько между учениками. Секрет сотрудничества состоит в том, как эти условия создаются: -побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика; -творчество обязательно во всём, потому что дети, освобождённые от назойливой опеки старших, но погружённые в условия необходимого поиска самостоятельных решений, всё делают творчески, с полным напряжением внутренних сил. Механизм развития личности- это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела.

Актив класса должен постоянно меняться. При чередовании традиционных поручений – трудовых, интеллектуальных, спортивных, организаторских, которые выполняются по очереди (в классном коллективе мини – группами, в школьном – классами) понятие «актив» утрачивает свою элитарную притягательность. В такие объединения входят 1-2 самостоятельно мыслящих, творческих ученика, и два-три ничем не выдающихся ученика. Смысл такого объединения в том, что выпадающий из общего поля активности ученик (ученики) в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрывает свои «малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных.

Происходит это из-за непонимания учителями различий между двумя основными подходами к воспитанию формирующим (традиционным) И развивающим (гуманистическим). Основная воспитательная идея для Аристотеля ( гг. до Р. Х.) сводилась к необходимости насильственного исправления живущих в заблуждении. Ученик – ведом, поучаем, наставляем и управляем. Сократа ( г. до Р. Х.)- именно он рассматривал вопросы – о решениях личности, диктуемых совестью, о личных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества. Эти вопросы составили философскую основу гуманистической педагогики.

Основной проблемой современной педагогики является понимание учителем смысла открытого воспитания. - нелинейность (знания и опыт возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам открытия их самими учениками при поддержке учителя); -незавершённость и открытость (информация о культуре сообщается не в полном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, смыслом и опытом учащихся); -субъектность (культура и опыт её понимания принадлежат только конкретному ученику); - неустойчивость и нестабильность (знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможность развития личности); -определение целей воспитания не ограничивается государственным заказом, а расширяется потребностями в воспитании, привносимыми учениками, их родителями, учителями; -ориентация воспитания на разностороннее, а не всестороннее развитие личности, так как охватить все стороны развития невозможно, поскольку это ограничивает, «закрывает» воспитание и личность; - свойства личности не «задаются» учителем, в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены в сознание ученика как природосообразные, интеллектуально- нравственные задатки; -личности ученика и учителя – субъекты педагогического взаимодействия, они открыты для постоянного обновления новыми смыслами, знаниями, пониманиями. - ученик-цель, а не средство воспитательных процессов, выполнение требования программ и рекомендаций: он самоценен, т.е. имеет значение в том виде, в каком он есть, и для себя, и для учителя; программы задают базовый, т.е. необходимый ориентир- минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, зависящих от культурных, региональных, этнических и др. условий воспитания; -

приоритет воспитания, ориентированного на личность ученика (личностно ориентированное), над воспитанием, ориентированным на знания о необходимых правилах поведения (формирующее); -опыт культуры существует и имеет значение для ученика только тогда, когда из объективного, т.е существующего независимо от человека, становится субъективным,т.е. личностно значимым; -учитель знает гораздо больше, чем ученики, но он не претендует на «полное и абсолютное» знание всего; как и ученики, вместе с ними и немного впереди он постоянно приближается к знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не назидательный монолог; -- понятие «методика» как набор жёстких предписаний, требующих точного, «ритуального» исполнения в воспитании уступает место понятию «технология», как более целостному и мягкому набору ориентиров, допускающих творчество учителя и ученика в познании и способствующих их взаимному развитию;

- самоутверждение, самореализация и самоопределение личности является следствием самоорганизации личности; самореализация не сводится к распространённым в современной педагогике представлениям о ней, как об умениях самоконтроля и саморегуляции, появляющихся в результате внешних воспитательных воздействий; она происходит при педагогической поддержке, опирающейся, преимущественно, на внутренние источники развития ученика; - общественное мнение ученического коллектива из эффективного, но опасного педагогического инструмента в закрытом воспитании, преобразуется в открытом воспитании в функции групповой поддержки, совместного оценивания и переживания личных и групповых достижений, успеха (неудачи) в человеческой близости, теплоты, единства; - однозначно установлен приоритет сознания, как главной личностной ценности; учитель не «преподносит» мир в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания ученика; -открытость воспитания зависит не только от умения учителя применять воспитательные методы обучающего воздействия, но и от умения работать с условиями, в которых протекает жизнь учеников.

Гуманистическое воспитание – это обучение принципам жизни. Учитель мягко и тонко регулирует процесс передачи социального опыта, он направляет ученика к самостоятельной работе над строительством своей личности, развивая то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиции национальной культуры воспитания.