Исследовательский проект Влияние индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) на индивидуальное развитие и формирование универсальных учебных действий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательский проект Влияние индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) на индивидуальное развитие и формирование универсальных учебных действий.
Advertisements

Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
" " " Роль безотметочной системы обучения в формировании метапредметных УУД обучающихся на начальном уровне общего образования " Зам. директора по УВР.
Внедрение технологии индивидуального образовательного маршрута в практику работы учителя.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Научно-методические основы построения индивидуальных траекторий школьников как способа управления развитием творческой личности.
Доклад на заседании методического объединения учителей по теме: «Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся как условие педагогической.
Основные тенденции оценки качества образования. «Приоритет начального общего образования – формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения.
Познание ученика – ключ к созданию оптимальных условий для его обучения, воспитания и развития индивидуальности. Психологическая служба ГОУ ЦО 1450.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
МКОУ Новоуспенская средняя общеобразовательная школа «Образование –важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества, в противном случае оно совершенно.
Вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.
«Роль ПМС – центров в процессе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в образовательной системе района» Руководитель МОУ «Лодейнопольский.
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
Система мониторинга знаний в условиях предпрофильной подготовки.
Научно-методические основы построения индивидуальных маршрутов.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Транксрипт:

Исследовательский проект Влияние индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) на индивидуальное развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников

Актуальность проекта Новый социальный заказ: превратить процесс обучения в процесс развития творческих способностей каждого ребенка. Приоритет нашего образования: развитие личности средствами предмета. Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться. Основная проблема: познание индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала.

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное средство формирования универсальных учебных действий ученика успешного в обучении или ученика, имеющего проблемы в обучении (ИОМ). ИОМ - метод индивидуального сопровождения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащегося, овладеть ключевыми образовательными технологиями, расширить объём знаний по предметам, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации. В этом случае происходит реализация персональных запросов на образование ученика. Индивидуальный образовательный маршрут - определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика. ИОМ – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика. Можно другое

ИОМ учащегося содержит следующие разделы: 1. Результаты мониторинга личностного развития учащегося (предварительный, повторный и итоговый срезы). 2. Результаты мониторинга сформированности познавательных процессов. 3. Результаты мониторинга успешности обучения. 4. Лист достижений. 5. Мониторинг сформированности ЗУН по предмету. 6. Табель успеваемости. 7. Характеристика учащегося на основе диагностики. 8. Тематическое планирование ИОМ по предмету. 9. Пояснения для родителей к ИОМ. 10. Результаты реализации ИОМ.

Цель проекта: - определить степень влияния индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) на формирование у ребенка универсальных учебных действий (УУД). Задачи исследования: - подбор методик психолого-педагогического обследования ученика; - изучение личностных особенностей ученика; - составление ИОМ ученика на основе результатов диагностики; - реализация ИОМ ученика; - определение степени влияния ИОМ на формирование УУД ученика. Ожидаемые результаты от внедрения проекта: - апробирование и внедрение методик изучения и составления ИОМ; - обновление и совершенствование качества образования; - развитие системы поддержки учащихся; - формирование у учащихся УУД ; - повышение уровня познавательного и личностного развития учащихся; - разработка алгоритма составления ИОМ для учителя.

Механизм реализации проекта: Этапы реализации:Формы и способы деятельности 1.Диагностический1.Подбор необходимой информационной и методической базы. 2.Подбор диагностического инструментария и проведение входной диагностики уровня развития мотивационной и интеллектуальной сфер ученика. 3. Мониторинг результатов диагностических работ, анкетирования, наблюдения. 4.Выявление успешности обучения по конкретным темам. 2. Проектировочный1. Сопоставление результатов исследования. 2. Составление ИОМ ученика. 3. Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика. 3.КоррекционныйРабота по ИОМ ученика. 4.Итоговый1. Анализ работы по ИОМ учащегося. 2.Определение степени влияния ИОМ на индивидуальное развитие учащегося. 3.Продумывание системы мер по предупреждению ошибок.

I этап – диагностический Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Задачи: 1. Составление циклограммы проведения диагностики уровня развития учащегося: Циклограмма проведения диагностики уровня развития учащегося Параметры изученияМетодика изученияПериодичность Личностное развитие Удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться «Методика изучения особенностей личностного развития младших школьников» (кн. «Беседы с учителем: Методика обучения: 3 класс/ Под ред. Л.Е.Журовой».-М.: Вентана-Граф, 2007) 3 раза в год Сформированность отношений в классе и другое Познавательное развитие Уровень развития мышления Методика «Сложные ассоциации»;(кн. Рогов Е.И.«Настольная книга практического психолога») 2 раза в год Уровень развития памятиМетод опосредованного запоминания Уровень обученности Уровень развития учебной деятельностиПедагогическая диагностика успешности обучения по УМК «Начальная школа21 века» ( кн. «Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс»/ Под ред. Л.Е.Журовой. -М.: Вентана-Граф, 2007) 3 раза в год Уровень осознания усвоенных знаний, умение применять их в стандартной ситуации Уровень умения использования своих знаний в нестандартной ситуации

2. Анализ результатов диагностических работ. Результаты мониторинга личностного развития ученицы 2 класса (по результатам методики изучения особенностей личностного развития) 1. Диагностика удовлетворенности школьной жизнью и желание учить­ся. 2. Наблюдение за дружескими отношениями в классе. 3. Диагностика степени школьной тревожности. 4. Диагностика уровня самооценки. 5. Диагностика самочувствия ребенка в школе. Результаты мониторинга сформированности познавательных процессов ученицы 2 класса 1. Уровень развития памяти 2. Уровень развития внимания 3. Уровень развития вербального мышления 4. Уровень развития невербального мышления 5. Индивидуальные особенности восприятия 6. Уровень развития воображения

Результаты мониторинга успешности обучения ученика 2 класса (по результатам педагогической диагностики) 1. Уровень развития учебной деятельности. 2. Уровень сформированности мыслительных операций. 3. Уровень языкового развития. 4. Уровень осознания усвоенных знаний, умение применять их в стандартной ситуации. 5. Уровень умения использования своих знаний в нестандартной ситуации. Учебные предметыПериод обучения Начало учебного года1 полугодие2 полугодие Чтение: осознанность правильность выразительность темп чтения Русский язык: каллиграфия орфография развитие устной речи Математика: устный счет письменные вычислительные навыки решение задач логические задачи геометрический материал Окружающий мир: умение наблюдать умение устанавливать причинно- следственные связи умение применять полученные знания на практике Учебно-организационные умения: умение определять цель деятельности умение планировать предстоящую деятельность умение осуществлять запланированные действия умение контролировать ход и результаты деятельности умение оценивать ход и результаты деятельности Сформированность познавательной активности и ценностных отношений: активность познания отношение к учению отношение к труду отношение к людям ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ ученика 2 класса

II этап - проектировочный Цель: составление ИОМ ученика. Задачи: 1. Подбор оптимальных методов психолого-педагогического сопровождения учащихся. 2. Составление тематического планирования ИОМ ученика: 3. Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика. ДатаТемаПерсональное задание Способы работыСрокиФорма контроля Отметка о выполнении Тематическое планирование индивидуального образовательного маршрута Цель: ликвидация отставания по учебному предмету (расширение и углубление ЗУН по предмету)

III этап – коррекционный Цель: реализация ИОМ ученика. Задачи: 1. Реализация ИОМ. 2. Корректировка индивидуального развития ученика. 3. Внесение изменений в тематическое планирование ИОМ по мере необходимости. п / п ДатаТемаПерсональное заданиеСпособы работыСрокиФорма контроляОтметка о выполнении 1Работа с консультантами1 урокСверка с образцом+ 2Парная работа1 раз в неделюСамооценка Индивидуальное занятие2 занятияКонтрольная работа Групповая работаЭтап урокаВзаимопроверка + Тематическое планирование индивидуального образовательного маршрута по русскому языку ученицы 2 класса Цель: ликвидация отставания по немецкому языку

IV этап - итоговый Цель: анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными. Задачи: 1. Проведение диагностических работ. 2. Сопоставление результатов с предыдущими. 3. Определение степени влияния ИОМ на индивидуальное развитие учащегося. 4. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные Мониторинг индивидуального развития учащегося

Результат работы по индивидуальным образовательным маршрутам Результаты мониторинга личностного развития учеников 2 класса (по результатам методики изучения особенностей личностного развития) 1. Диагностика удовлетворенности школьной жизнью и желание учить­ся. 2. Наблюдение за дружескими отношениями в классе. 3. Диагностика степени школьной тревожности. 4. Диагностика уровня самооценки. 5. Диагностика самочувствия ребенка в школе. Результаты мониторинга успешности обучения учеников 2 класса (по результатам педагогической диагностики) 1. Уровень развития учебной деятельности. 2. Уровень сформированности мыслительных операций. 3. Уровень языкового развития. 4. Уровень осознания усвоенных знаний, умение применять их в стандартной ситуации. 5. Уровень умения использования своих знаний в нестандартной ситуации.

качества знаний учеников 2 класса степени обученности учеников 2 класса Мониторинг

Алгоритм составления ИОМ ученика 1. Подбор методик для изучения личностных особенностей и ЗУН ученика. 2. Проведение психолого-педагогической диагностики. Анализ и обобщение результатов. 3. Составление характеристики учащегося, выделение зоны ближайшего развития. 4. Определение направления ИОМ. 5. Составление ИОМ ученика. 6. Разработка пояснений к ИОМ для родителей. 7. Реализация и корректировка ИОМ. 8. Мониторинг реализации ИОМ. Подведение итогов.

Заключение Использование индивидуальных маршрутов в учебно- познавательной деятельности, обеспечивает повышение эффективности обучения, удовлетворения и развития потребностей школьников в процессе обучения. В результате реализации ИОМ выявлено продвижение учеников вперед, подъем их на более высокий уровень развития. Роль учителя при работе с индивидуальными образовательными маршрутами изменяется: это консультирование, рекомендация дополнительных источников информации. Учитель выполняет функции тьютора: оказывает персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве, создает условия для реализации индивидуализации процесса обучения. Работа по индивидуально-образовательным маршрутам реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.