Использование информационных технологий на первой ступени обучения с учетом требований ФГОС второго поколения Худякова Юлия Александровна, учитель начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки, создания.
Advertisements

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Применение информационных технологий на уроках математики Учитель математики и информатики МОУ «СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Новый.
Проведение уроков английского языка с применением ИКТ г. Рязань, 2007.
Педсовет Информационно – коммуникационные технологии в УВП.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ МОУ СОШ 2 с.Средняя Елюзань 2010 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 1.
Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе обучения являются развитие личности учащегося; подготовка к самостоятельной продуктивной.
Цифровые образовательные ресурсы Введение В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. В современном обществе.
Применение информационно- коммуникационных технологий в развитии связной речи младших школьников.
Тема выступления : «Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании русского языка и литературы» Презентацию подготовила учитель.
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗЕНКИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА 2014 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел Маркова Зинаида Гавриловна учитель математики « МОУ СОШ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ на УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ СЛШ 1 Пялькиной.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский.
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Применение ИКТ в начальной школе. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; игровая.
Транксрипт:

Использование информационных технологий на первой ступени обучения с учетом требований ФГОС второго поколения Худякова Юлия Александровна, учитель начальных классов МБОУСОШ 4 г. Советский

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.

В соответствии с новыми "Квалификационными характеристиками должностей работников образования" каждый педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Грамотное использование информационных технологий для создания дидактических средств обучения школьников способствует переводу процесса обучения на качественно более высокий уровень. Организация эффективного обучения школьников возможна только при знании и умелом использовании разнообразных средств обучения в ходе педагогического процесса. В педагогической литературе нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни исследователи используют данное понятие в узком смысле, подразумевая под этим средства- инструменты, которые служат достижению целей обучения. Другие, наоборот, рассматривают данное понятие в широком смысле и обозначают им все содержание и все средства-инструменты обучения.

Основные возможности программного пакета MS Office по разработке дидактических средств обучения

Наиболее широко используемые в начальной школе дидактические средства и необходимые для их разработки программные продукты корпорации Microsoft ® представлены в таблице.

п/пДидактические средстваПрограммные продукты 1Печатный раздаточный материал (карточки-задания, кроссворды, ребусы, схемы, таблицы, инструкции, памятки и пр.) MS Word, Paint 2Печатный иллюстративный материалMS Word, Paint 3Печатный бланковый тест (открытый, закрытый)MS Word 4Электронный тест (открытый, закрытый), кроссворд, ребусы без автоматической обработки результатов MS Word 5Электронный тест (закрытый), кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих результатов MS PowerPoint 6Электронный тест (открытый, закрытый), кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих и итоговых результатов MS Excel 7Электронный дидактический материал для классификации предложенных объектов, конструирования объектов из готовых элементов MS Word, Paint 8Электронные шаблоны для обработки результатов эксперимента, наблюдений, анкетирования и т.д. MS Excel 9Мультимедийный демонстрационный материалMS PowerPoint 10Электронные справочники, справочные таблицыMS Excel, MS Access 11Электронные мультимедийные пособия для самостоятельного изучения материала MS PowerPoint

Использование на уроке печатного раздаточного материала способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Возможности текстового процессора MSWord (рис. 2), графического редактора Paint (рис. 1) позволяют не только создать красочный дидактический материал, но и распечатать необходимое количество экземпляров.

Рис. 1. Пример карточки-задания, разработанной в Paint

Рис. 2 Примеры карточек-заданий, разработанных в MSWord

Целью использования в обучении младших школьников печатного иллюстративного материала является демонстрация объектов и явлений окружающей действительности, достижений науки и культуры современного общества. Возможности информационных технологий в области цифровой фотографии, воспроизведения оцифрованных изображений, размещения их в документах помогают учителю самостоятельно разрабатывать данные дидактические средства (рис. 3).

Рис. 3. Пример иллюстративного материала, разработанного в MS Word

Особое внимание в последнее время уделяется тестам – дидактическим средствам, предназначенным для контроля и оценки знаний учащихся. Средства информационных технологий позволяют учителю разрабатывать бланковые и электронные тесты открытого и закрытого типа. Печатные бланковые тесты различного типа чаще всего разрабатываются с помощью текстового процессора MS Word. Это объясняется тем, что данное программное средство в настоящее время является самым популярным и наиболее освоенным учителями из всего пакета MSOffice. Несмотря на это, учителями используется лишь малая часть его широчайших возможностей. Это относится к разработке индивидуальных карточек-заданий и бланковых тестов (рис. 4).

Рис. 4. Пример фрагмента открытого и закрытого бланкового теста, разработанного в MS Word

Текстовый процессор MS Word позволяет также разрабатывать электронные тесты различных типов. Электронные тесты по сравнению с бланковыми тестами обладают рядом преимуществ, основным из которых является возможность их многократного использования в процессе обучения. Электронные тесты для младших школьников с целью сокращения времени их непосредственного пребывания перед экраном дисплея целесообразно оснащать кнопками выбора вариантов ответа (кнопочная форма) или флажками (флажковая форма) (рис. 5).

Рис. 5. Пример фрагмента кнопочного и флажкового электронного теста, разработанного в MS Word

Недостатком электронных тестов, разработанных в MS Word, является обработка текущих и итоговых результатов ответа учителем «вручную». Электронные тесты, разработанные в инструментальном средстве MS PowerPoint, позволяют достаточно просто организовать текущую проверку введенных ответов и используются чаще всего на этапе самоконтроля знаний. Полная автоматическая обработка текущих и итоговых результатов ответа учащихся на вопросы теста осуществляется при использовании табличного процессора MS Excel. В то же время необходимо отметить, что разработка электронных тестов в табличном процессоре представляет собой определённые трудности и требует от учителя гораздо большего количества времени, чем это требуется для разработки тестовых материалов в MS Word и MS PowerPoint.

Интересным для учителей начальных классов является разработка в MSWord электронных дидактических средств с элементами конструирования и классификации: Составь схему, Собери картинку, Что чему соответствует и т.д.(рис. 6) Работа с такими дидактическими средствами является для младшего школьника своеобразной игрой, повышает интерес к изучаемому предмету. В технологической основе выполнения таких заданий лежит умение ребенка управлять курсором мыши. Данное умение легко осваивается и способствует развитию координации движений руки ребенка.

Рис. 6. Пример фрагментов электронных дидактических средств на классификацию и конструирование, разработанных в MSWord

Табличный процессор MS Excel является мощным инструментальным средством, предоставляющим современному учителю широкие перспективы в плане повышения эффективности учебного процесса, контроля качества обучения. В основном учителя знакомы с применением табличного процессора MS Excel в качестве средства для создания одностраничных и многостраничных электронных тестов. Однако возможности MS Excel в обработке текстовой и числовой информации позволяют разрабатывать на его базе различные дидактические средства с автоматической проверкой введённых данных и визуализацией результатов их обработки в виде графиков и диаграмм: кроссворды, ребусы, и т.д. (рис. 7 и 8).

Рис. 7. Пример электронного кроссворда, разработанного в MS Excel

Рис. 8. Пример электронных ребусов, разработанных в MS Excel, с выводом результатов ответа в виде диаграммы

Для разработки мультимедийного демонстрационного материала целесообразно использовать возможности инструментального программного средства для создания презентаций MS PowerPoint. Power Point позволяет размещать на слайдах не только рисунки, отсканированные фотографии, но и видеоролики, звуковое сопровождение. Анимационные возможности MS PowerPoint делают демонстрацию отобранного текстового и графического материала наиболее яркой и запоминающейся. Для демонстрации таких слайдов на уроке лучше использовать проекционную систему, а не отдельные компьютеры. Данное дидактическое средство можно использовать как для проведения традиционных уроков, так и уроков-игр, уроков-путешествий, уроков-викторин (рис. 9).

Рис. 9. Пример фрагмента мультимедийного демонстрационного материала, разработанного в MS PowerPoint

С помощью средств, предоставляемых MS PowerPoint, учитель может разрабатывать не только отдельные мультимедийные демонстрационные материалы, но и мультимедийные пособия по изучению учебной темы или учебного предмета в целом с использованием элементов самоконтроля, звуковых и анимационных эффектов. Созданные электронные пособия можно использовать в начальной школе для самостоятельного изучения материала по всем учебным предметам.

Систематическое использование в учебной деятельности дидактических средств с применением информационных технологий позволяет:

активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, жела­ние учиться; повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти); активизируют мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.). делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материа­лами, которые помогают учащимся проявлять свои творческие способности; приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом; обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; расширять кругозор учащихся; оптимизировать процесс обучения.

Использование мобильных кабинетов в нашей школе позволяет сформировать цифровую обучающую среду для широкого спектра учебных задач, информационного обеспечения уроков, традиционных внеклассных мероприятий, конкурсов. Учитель может проводить тестирование по различным предметам (в том числе с использованием собственных разработок) с получением отчетов по всему классу и по каждому учащемуся в отдельности. Технологии создания некоторых из рассмотренных средств обучения представлены в отдельной папке.