Курс «Современные методы социологических исследований», 2014. Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Современные методы социологических исследований», 2014 © Пузанова Ж.В. Семантический дифференциал.
Advertisements

Курс «Современные методы социологических исследований», Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.
Образец репертуарной решетки ЯМамаПапаЛучший друг Начальник или преподаватель, под чьи руководством Вам комфортно работать СходствоКонтраст не имеет высшее.
Курс «Современные методы социологических исследований», Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.
Мотивационные карты. Содержание Что такое мотивационные карты Способы выявления мотиваторов Как может помочь знание мотиваторов Пример из практики.
Экспресс ассессмент-центр Описание проекта. Этот проект нужен, если… Необходимо в кратчайшие сроки, с минимальными затратами оценить потенциал и компетенции.
Тренинг для учителей по педагогическому мастерству Занятие 1.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Сенситивные вопросы и проективные методики.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Диагностика социально психологического климата в классе, группе 1.
СЛЫШАТЬ ГЛУБИННЫЕ ЦЕННОСТИ Когда вы беседуете с клиентом или соискателем, вы можете определить его ценности с помощью: Слов-меток: слов, которые указывают.
Краткая характеристика методов научного исследования.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Тема родительского собрания: «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка»
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Нормальное распределение Тема 1. Вопросы для обсуждения 1.Случайная величина и ее распределение 2.Математическое ожидание и его оценка 3.Дисперсия и ее.
Рефлексивная сессия Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться.
СОВЕТЫ УЧЕНИКУ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ РАБОТА БОРОДЬКО Ж.В., УЧИТЕЛЬ МОУ ППМС «ЦЕНТР ППРК» Г. УДОМЛЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛ. УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
Магазины и услуги с доставкой на дом. Доставка услуг и товаров в Москве!
Транксрипт:

Курс «Современные методы социологических исследований», Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли

Замечания по процедуре выявления конструктов: + Компактность и понятность протокола (фиксируются «слова» респондента и к каким элементам они привязаны: 123 я получаю удовольствие – я не получаю удовольствия 456 предсказуемый результат – непредсказуемый результат + Легкость "включения" процесса извлечения информации из памяти испытуемого (при дальнейшем интервью) ? Биполярность конструкта (Келли: хорошо без плохо не бывает) ? Контраст – не противоположность (не антоним) (шустрый – честный, и шустрый – тугодум) + свобода техники решетки от установок наблюдателя !!!

Практическое использование выявления конструктов (как техники) Если необходимо исследовать «словарь» / язык респондента специфическую/ профессиональную картину мира, интересующую и исследователя (например, требования к менеджерам в компании в различных странах – культурные различия) когда необходимо побудить людей обозначить словами никогда раньше не вербализованные восприятия («я так чувствую») индивидуальные различия в стилях восприятия (одни и те же элементы, но с «разных сторон») – пример:

Практическое использование выявления конструктов (в маркетинговом исследовании (медикаменты) ) быстро действует медленно действует дешеводорого легко носитьтрудно брать с собой эффектно смотрится одноцветный можно давать детям не дал бы детям хороший вкуспротивный вкус большая таблетка маленькая таблетка использую регулярно едва ли буду пользоваться Домохозяйка / мать реагирует с другими препаратами не реагирует с другими препаратами по необходимостипо предписанию жидкостьтаблетки активный препаратплацебо трудно передозироватьопасность передозировки медленное воздействиебыстрый эффект центральное действиепериферийное действие безвредноопасно Врач при появлении болипо предписанию новые изделия"мои" изделия побочные эффектынемного побочных эффектов наше изделиеизделие других большой срок годности короткий срок годности хорошо упакованнепривлекательная упаковка хорошая рекламаслабая реклама Фармацевт

Получение конструктов, соответствующих цели исследования: 2 этапа (2 способа): 1. Каждая цель требует, чтобы исследователь и его собеседник выбрали вполне определенный контекст. Необходимый контекст определяется исследователем (используются «квалифицирующие» / контекстные вопросы и замечания (уточнения)). Формулируются в виде: Если говорить о… или С точки зрения... как выполняется работа… ; что Вы чувствуете, думая о… Уйти от внушения (суггестии) конструктов исследователя!!

Получение конструктов, соответствующих цели исследования: 2 этапа (2 способа): 2. «Лестница». Система конструктов имеет иерархическое строение. Некоторые конструкты ближе к центру, к сущности человека, другие – находятся на периферии. Один из способов изображения системы конструктов – представление их в виде ряда ступенек лестниц… Способы выявления в интервью: 1) "почему"-определители - восхождение вверх по лестнице к центру к базовым конструктам (Почему это важно – делать различение между элементами …) - - осторожность!!! (4-6 у человека) – клин.практика 2) "как"– определитель - движение вниз по лестнице (от центра) (Расскажите мне поподробнее о том, как x отличается от y…)

Задание 2: Попробуйте получить как можно больше конструктов относительно 9 профессий (4 нравятся, 4 не нравятся и «своя»). Используйте «лестницу» вверх (например: какие профессии вообще Вы предпочитаете, профессии которые являются (имеют) x или профессии, которые являются (имеют) y? ), контекстные вопросы. Запишите имена трех своих одногруппников, и найдите несколько конструктов в терминах их успешности в учебе. Теперь проведите сами себя по лестнице вверх ("почему?" - вопросы) и вниз ("как?" - вопросы). Попробуйте с товарищем "лестницу – вверх" и "…– вниз" со следующими наборами элементов, например: чтобы я попросил бы у золотой рыбки, исполняющей всего три желания; мои друзья /подруги; места, которые я посетил...

Выбор элементов определяется целью и содержанием исследования выбора нескольких ключевых точек (топография): «церковных шпилей», вершины или водоемы Элементы должны быть дискретными: используют людей, предметы, события и виды деятельности (нет противоположности); Элементы должны быть однородными (не смешивать людей и действия…) Элементы не должны быть подвидами других элементов Элементы не должны быть оценочными

Три способа получения элементов (1) Интервьюер можете предложить их сами; (2) Интервьюер можете попросить составить список элементов самого испытуемого после того, как обсудили класс желаемых элементов, (3) Интервьюер может подготовить список вопросов, ответы на которые приводят к желаемым элементам.

ЗАПОЛНЕНИЕ РЕШЕТКИ: [элементы] X [конструкты] – ранжирование (один из способов заполнения) ОЦЕНКА 1Э1Э2Э3Э4Э5Э6Э7Э8Э9ОЦЕНКА 5 специалисты в этой области деятельности появился в этой области случайно самозащищающиеся пират подверженный фантазиям знает, чего хочет 20 +-летний опыт совсем новичок могут сказать: прошли трудный путь гладкая дорожка конъюнктурщики, осведомленные о политических реалиях считает, что рациональные аргументы решат любую проблему (в работе) остановился в развитии (в работе) все еще растет и развивается (вне работы) остановился в развитии (вне работы) все еще растет и развивается тонкокожий не замечает оскорблений высокого мнения о себе допускают возможность неудач поддается влиянию эмоций не дает эмоциям овладевать собой позволяют другим надуть себя скептик игнорирует профессиональные требования других признает возможность сотрудничества с другими профессионалами Другие способы заполнения: 2-х-балльная шкала (Х0), 7-балльная…..

Анализ данных решетки: подсчет частот Количество используемых конструктов (до и после чего- либо (обучения, использования)) сравнение относительных частот распределения категорий между двумя или более группами людей Контент-анализ (сравнение с информацией из других источников) (напр. должностные требования, обязанности…) Визуальная фокусировка…

Визуальная фокусировка Э1Э2Э3Э4Э5Э6Э7Э8 К1 xxx x x К2x x x x К3 x x x x К4xx xx x К5 x x К6 xx x К7 x x К8xx xx xx Используется дихотомическая шкала Э1Э2 x= 0 x = 0 x= 0 xx= 1 = 1 x=0 =1 xx Всего = 4 Э1Э3совпадения x= 0 xx= 1 = 1 x = 0 x= 0 x=0 x=0 x =0 Всего = 2 2 шаг: Сравнение по элементам: каждого с каждым 1 шаг: заполнение решетки на основе дихотомических шкал

Высокая степень совпадения оценок между двумя элементами = можно предполагать, что эти элементы рассматриваются как похожие Э1Э2Э3Э4Э5Э6Э7Э8 Э1x Э2x Э3x12523 Э4x5456 Э5x183 Э6x14 Э7x3 Э8x 3 шаг: заполняется матрица совпадений – насколько схожи элементы

Перегруппировка (упорядочивание) Э3Э6Э8Э2Э4Э1Э5Э7 К1XXXXX К2X XXX К3 XXXX К4 XXXXX К5XX К6X XX К7XX К8 XXXXXX К2П XXXX К3 XXXX Реверс тех конструктов, у которых степень сходства с другими меньше четырех Э3Э6Э8Э2Э4Э1Э5Э7 К2П XXXX К3 XXXX К1XXXXX К6X XX К4ПXXX К7XX К8ПXX К5XX

Литература по теме: Келли Дж. Теория личности. СПб.: Речь, Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб, Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии//Социология: 4М, Тарарухина М.И., Ионцева М.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли// Социология: методология, методы, математические модели,

Домашнее задание Найдите не менее 6 возможных антонимов к каждому из следующих слов (можете с помощью друзей): новый, унылый, гладкий, взрослый, агрессивный, хороший, удобный Провести мини-исследование с помощью ТРР: поставить цель, определить элементы, выявить конструкты (у одного человека, у разных людей). Проанализировать…