Принцип наглядности в дидактике. Термин принцип (лат. principium) обозначает основа, начало [1, с. 377]. Отсюда принцип обучения - это первооснова, закономерность,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наглядность как основной метод обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии Семинар учителей специальных (коррекционных) классов VIII вида МОУ.
Advertisements

МИМЦ СР Муниципальный информационно- методический центр Советского района.
Психологические особенности использования технических средств обучения.
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
Методы обучения биологии Лекция Макаровой О.Б.. Метод 1. подход к явлениям природы и общества; 2. способ достижения цели, определенным способом, упорядоченная.
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
Семинар на тему: «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ» «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО.
МБОУ «Белокурихинская СОШ 1» Использование средств обучения в реализации принципа наглядности на уроках и во внеурочной деятельности Е.В.Бирюкова, учитель.
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ.
Средства обучения математике и их виды. Понятие о средствах обучения математике и их классификация В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия.
Дидактика Дидактика Теория обучения. Ян Амос Коменский ( ) великий чешский педагог- гуманист, основатель педагогической науки; создал педагогическое.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Конструирование урока математики с использованием ИКТ.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ Павлова Т.П. ГОУ СОШ 1173 Москва.
ЛЕКЦИЯ 9 Средства наглядности в обучении русскому языку.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
Системно-деятельностный подход в процессе обучения физики.
Транксрипт:

Принцип наглядности в дидактике

Термин принцип (лат. principium) обозначает основа, начало [1, с. 377]. Отсюда принцип обучения - это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету [2, с. 139]. Р.К. Миньяр-Белоручев определяет наглядность как дидактический принцип обучения, провозглашающий эффективность живого восприятия предметов и явлений окружающего нас мира в процессе его изучения [3, с. 59]. Г.В. Рогова считает, что наглядность можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в ее понимании, усвоении и использовании [4, с. 94].

Одним из важнейших принципов обучения, введенным чешским педагогом Яном Амосом Коменским ( ), является принцип наглядности, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Сформулированное им золотое правило гласит: все видимое - зрению, слышимое - слуху, обоняемое - обонянию, осязаемое - осязанию, т.е. требует включения в познание по возможности большего количества рецепторов [5, с. 44]. Дистервег, отвечая на вопрос о том, как люди достигают знаний, отмечал: никаким другим путем, кроме как путем наглядности [6, с. 353]. Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения, и наглядность превращается в самоцель [5, с. 370].

Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять - осмыслить - запомнить - применить - проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание - запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Педагоги-психологи в своих исследованиях утверждают, что от услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается примерно в среднем 10 % содержания. От воспринятого через чтение закрепляется примерно 30 %. Наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти примерно в среднем около 50 % воспринятого. Практические действия учащихся с учебным материалом составляют в их памяти примерно в среднем 90 % воспринятого.

При реализации принципа наглядности необходимо учитывать следующие обобщённые правила: Все, что можно, представлять для восприятия органами чувств. Не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий. Используя наглядность, активизировать чувственный опыт учащихся, воспитывать внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению. Варьировать наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных. Следить, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия. Использовать наглядность в качестве самостоятельного источника знаний. Помнить, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.

При реализации принципа наглядности средствами информационных технологий обучения следует так же учитывать специфические правила: 1. Средство наглядности ориентирует на развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделение главного, обобщения и воображения. 2. Нельзя перегружать средство наглядности зрительной информацией (оно должно содержать минимально возможное количество слов, а иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер). 3. Звуковое сопровождение средства не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Общие виды наглядности Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи). Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения: Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры.

Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких- либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т.п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

Список литературы 1. Розенталь Д.Э., Тегенкова М.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях: учеб.-метод. пособие/под ред. А. А. Миролюбова и А. В.Парахиной. М., Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник терминов методики обучения языкам. М., Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам // Иностр. яз. в шк Педагогическое наследие/ Коменский Я.Н. [и др.]. М.: Педагогика, с. 6. Дистерверг А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.