Итоговая оценка учебных достижений учащихся по химии с учетом ФГОС второго поколения Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО (по материалам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Advertisements

ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
ЕГЭ – ОГЭ 2014 Белан Н.А.. Химия – принципиальных изменений нет 1. Проведено перераспределение заданий по частям работы: все расчетные задачи, выполнение.
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии и химии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская гимназия»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ(итоговая) АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В НОВОЙ ФОРМЕ в 2013 – 2014 учебном году БИОЛОГИЯ.
Информационно-методическое сопровождение подготовки к ГИА (ОГЭ), ЕГЭ в учебном году Бирюк О.И., директор МОУ ДПОПР «ЦПКИМР» г.Магнитогорска.
ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ (10 СЕНТЯБРЯ 2013 ГОДА)
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Отчет по итогам ЕГЭ по немецкому языку в г. Отчет по итогам ЕГЭ по немецкому языку в 2013 г. Канд.пед.наук., доцент, зав. кафедрой немецкой филологии Председатель.
Справка об изменениях КИМов для выпускников IX классов 2014 года 1ГБОУ СОШ 72.
Характеристика экзаменационной работы ГИА 2010 года Паневина Г.Н., председатель региональной предметной комиссии Хабаровского края.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ХИМИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ОБЩЕЙ ШКОЛЫ В 2010 ГОДУ.
Методическая поддержка ГИА-9 (в новой форме) Презентация по предмету: «Биология» Кобозева О.И., учитель высшей квалификационной категории, отличник народного.
Формы проведения государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах (ГИА 2013) Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов.
Единый государственный экзамен по ХИМИИ О. П. Костенко, проректор ГОУ РК « ИПК РО » по НМР.
Спецификация КИМов по химии в 2015 году. Нормативные документы 1. Федеральный закон от «Об образовании в РФ» 2. Федеральный компонент государственного.
Возможности подготовки учащихся 9 и 11 классов к ГИА-9 и ЕГЭ по химии с использованием пособий издательства «Интеллект-Центр» Дмитрий Юрьевич Добротин,
Единый государственный экзамен по ХИМИИ О. П. Костенко, проректор ГОУ РК « ИПК РО » по НМР.
1 О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2013году.
«Итоги ГИА-9 по биологии в 2013 году в городе Москве» Скворцов Павел Михайлович.
Транксрипт:

Итоговая оценка учебных достижений учащихся по химии с учетом ФГОС второго поколения Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО (по материалам Д.Ю. Добротина, с.н.с. лаборатории дидактики химии ИСМО РАО)

Учебные достижения - (результат обучения) уровень предметных знаний (в широком смысле этого слова - представлений, умений, навыков) и интеллектуального развития, достигнутый в процессе систематического обучения в образовательных учреждений или в результате самостоятельного обучения.

Учебные достижения Индивидуальные образовательные достижения обучающихся – совокупность учебных и внеучебных результатов, полученных в образовательных учреждениях (организациях) обучающимися за определенный период времени. Внеучебные достижения – образовательные результаты обучающихся, полученные в разных видах деятельности за пределами реализации основных образовательных программ школьного образования. Результаты образования – измеряемые достижения обучающихся, отражающие соответствие результатов образования требованиям, предъявляемым со стороны государства через Федеральные государственные образовательные стандарты образования. ramma/ ramma/

Система оценки достижений В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО и ООО. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка учебных достижений Оценка учебных достижений – это процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности. Количественные оценки учебных достижений (например, тестовые баллы) опосредованно позволяют судить и о степени личностного развития обучающихся: полнота и глубина знаний, конкретность и обобщенность ответов, гибкость мышления, системность и систематичность учебной работы, формирование общеучебных компетенций, опыт практической и творческой деятельности, адекватность и осознанность обучения, упорство, собранность, целеустремленность, усидчивость, целеполагание, мотивация, ценностно–смысловое отношение к обучению и контролю. (

Что должно оцениваться в рамках итоговой аттестации? Предметные знания и умения? Метапредметные знания и умения? Способность выполнять мыслительные операции? Способность осуществлять универсальные учебные действия? (уметь учиться) Способность применять на практике полученные знания?

Результаты PISA-2006 По всем направлениям исследования результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся из 57 стран: место по естественнонаучной грамотности; место по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран); место по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и в 2000 году из 32 стран). По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году.

Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания

Выводы из результатов PISA-2006 Российские учащиеся 15-летнего возраста уступают своим сверстникам из многих стран мира в способности: осваивать и использовать ЕН знания для приобретения новых знаний, для объяснения ЕН явлений и формулирования выводов в связи с ЕН проблематикой; понимать основные особенности ЕН исследований; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Традиционно сильная сторона российского ЕН образования - его направленность на формирование основ наук (физики, химии, биологии и географии), не могла проявиться в данном исследовании, поскольку оно было направлено на реализацию других задач, в большей степени ориентированных на требования современного информационного общества.

Планируемые результаты обучения система предметных знаний система предметных знаний система основополагающих элементов научного знания, выраженная через учебный материал соответствующего курса система предметных умений система предметных умений система формируемых действий, направленных на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Основные формы итоговой аттестации учащихся Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Особенности ЕГЭ: единые правила проведенияправила проведения единое расписаниерасписание использование заданий стандартизированной формы (КИМ)КИМ использование специальных бланков для оформления ответов на заданиябланков проведение письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам)

О государственной итоговой аттестации выпускников основной школы (ГИА-9) Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она предполагает в качестве итога получение независимой «внешней» оценки качества подготовки выпускников 9-х классов. При проведении аттестации в новой форме используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом (по аналогии с ЕГЭ). Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования выпускниками 9 классов.ЕГЭ Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью внедрения в практику открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся. Результаты ГИА в новой форме могут быть использованы как для аттестации выпускников за курс основной школы, так и для выявления учащихся, наиболее подготовленных к обучению в профильных классах старшей школы.

Основные документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ и ГИА-9 по химии Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России 1236 от г). Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России 56 от г.). Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России 1089 от г.).

Документы, регламентирующие ЕГЭ и ГИА-9 Спецификация характеризует структуру и содержание КИМ, показывает, в чем состоит их назначение, а также прописывает условия проведения экзамена. В этом документе представлены: структура и план экзаменационной работы текущего года; характеристика заданий различного типа; описание распределения заданий по частям работы, по содержательным блокам, видам проверяемых умений и способам действий; система оценивания отдельных заданий и всей работы в целом.

Продолжение В кодификаторе представлены: систематизированный перечень важнейших элементов предметного содержания, освоение которых проверяется контрольными измерительными материалами, и перечень предметных умений, сформулированных на основе этого содержания. Предметные умения определяют уровень освоения проверяемого содержания и, по сути дела, выступают в качестве требований к общеобразовательной подготовке выпускников.

Продолжение Демонстрационный вариант представляет собой образец КИМ, составленный в соответствии со спецификацией. Он не является точной копией какого-либо варианта экзаменационной работы текущего года и включает лишь те типовые задания, которые были использованы в экзамене предыдущих лет и успешно были выполнены экзаменуемыми.

Изменения в экзаменационной работе ГИА ( г.) Общее число заданий в варианте уменьшено до 22 (было 25). В Части 1 число заданий уменьшено до 15. Задание А15 представлено в форме круговой диаграммы. В Часть 2 – сохранено 4 задания. Перенесен элемент содержания «Первоначальные сведения об органических веществах». Свойства различных классов/групп неорганических веществ, проверявшиеся в 2010 году заданиями В2 и В4, объединены в задании – В4. В Часть 3 добавлено еще одно задание (всего 3), направленное на проверку умения составлять уравнения реакций в соответствии с описанием процессов, происходящих с веществами, предложенными в условии задания.

Изменения в экзаменационной работе ГИА (2014 г.) В 2014 г. на выбор органов управления образованием субъектов РФ предлагаются 2 модели экзаменационной работы по химии. Демовесия г. по своей структуре и содержанию аналогична работе 2013 г. В демоверсии-2 усилена практико- ориентированная составляющая, в связи с чем в экзаменационную работу включено задание для выполнения реального химического эксперимента (С4).

Шкала пересчета баллов ГИА г Демоверсия 1 Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), – 34 балла. Шкала пересчета полученных баллов в школьную отметку: 0-8 баллов – «2»; 9-17 баллов – «3»; баллов - «4»; балла – «5». Отметку «5» рекомендовалось выставлять в случае, когда в общей сумме баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набирал от 5 баллов и более за выполнение всех заданий части 3.

Шкала пересчета баллов ГИА г Демоверсия 2 Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), – 38 балла. Шкала пересчета полученных баллов в школьную отметку: 0-8 баллов – «2»; 9-18 баллов – «3»; баллов - «4»; балла – «5». Отметку «5» рекомендовалось выставлять в случае, когда в общей сумме баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набирал от 7 баллов и более за выполнение всех заданий части 3.

Основные результаты 2013 год Как и в 2011 году более 76% выпускников выполнили работу на «4» и «5». Изменилось соотношение между количеством выпускников, выполнивших работу на отметки «4» и «5»: произошло уменьшение числа выпускников, справившихся с работой на отметку «хорошо» (с 46% - в 2001 г. до 41% в 2012 г.), и увеличилось количество выпускников, выполнивших работу на «отлично» (с 31% в 2011 г. до 35% в 2012г.). Несущественно (на 1%) уменьшился процент выпускников, получивших отметку «удовлетворительно»: в 2011 – 20,5%; в 2012 – 19,6%. Количество учащихся, не справившихся с работой около 3,5% (сохранилось как в 2011г).

Основные выводы из результатов ГИА-9 КИМ ГИА-9 по химии позволяют объективно оценить знания и умения выпускников и определить степень их готовности к обучению в профильных классах старшей школы. Выбор экзамена по химии становится более осознанным. Однако, существует контингент девятиклассников, которые выбирая наш экзамен, имеют ограниченное представление о содержании экзамена и требованиях к знаниям и умениям, которые необходимо выполнить для его успешной сдачи. Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается, что в некоторых случаях достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. при изменении формулировок условий заданий, экзаменуемые оказываются не всегда готовыми к применению имеющихся знаний в незнакомой ситуации.

Продолжение Наибольшие затруднения практически у всех групп экзаменуемых вызвали задания, направленные на проверку знаний и умений, формируемых при выполнении реального химического эксперимента, а также в процессе жизнедеятельности учащегося. Это обусловлено тем, что для их выполнения требуется умение соединять теоретические знания и модельные представления с реальными объектами, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Отмечено повышение показателей выполнения заданий, проверяющих владение первоначальными сведениями об органических веществах. ГИА-9 по химии, все в большей мере рассматривается как первоначальная независимая проверка уровня знаний учащихся по химии на этапе основной школы.

Основные рекомендации по подготовке к ГИА года по химии: Тщательнее отрабатывать материал: практико- ориентированного направления, в том числе, имеющего непосредственное отношения к реальным жизненным ситуациям; содержащего сведения о роли веществ в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, быту, их грамотном хранении и применении. При выполнении реального химического ученического эксперимента больше внимания уделить формированию умений: наблюдать, описывать свойства веществ, фиксировать результаты опытов и формулировать выводы. Продолжить работу по формированию у учащихся о/у умений: извлечение и переработка информации, представленной в различном виде; представлять переработанные данные в различной форме.

Продолжение Использовать все многообразие существующих заданий, с различными алгоритмами решения, в том числе нетестовой формы. Учитывая преемственность моделей и структуры ГИА и ЕГЭ, своевременно вносить коррективы как в содержание изучаемого материала, так и в подходы к его изложению на старшей ступени школы. Сохраняется тенденция к ежегодному повышению процента выпускников, выполняющих работу на «хорошо» и «отлично», что может служить также показателем, свидетельствующем о целесообразности внесения изменений в КИМ ГИА, повышающих уровень сложности заданий или расширения многообразия форм заданий, ориентированных на выпускников с высоким уровнем подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ Уменьшено общее число заданий в работе: с 45 до 42. В Части 1: число заданий уменьшено до 28. Изменение связано с объединением элементов содержания, проверяемых разным заданиями в одно задание (А3 и А4; А18 и А19). В Части 2 уменьшено число заданий до 9, а также внесены коррективы в формулировку задания В5: в левом столбце будут представлены вещества, относящиеся к разным группам/классам неорганических веществ. В Части 3: изменена формулировка задания С2. Увеличено число баллов, выставляемое за верное выполнение задания С5: 3 балла

Изменения в КИМ ЕГЭ Проведено перераспределение заданий по частям работы: все расчетные задачи, выполнение которых оценивается в 1 балл, помещены в часть 1 работы (А26– А28). 2. Проверка элемента содержания «Реакции окислительно- восстановительные» будет осуществляться заданиями повышенного и высокого уровней сложности (В2 и С1); элемента содержания «Гидролиз солей» – только заданиями повышенного уровня (В4). 3. В часть 2 работы включено новое задание (на позиции В6), которое ориентировано на проверку элементов содержания: «качественные реакции на неорганические вещества и ионы», «качественные реакции органических соединений». 4. Общее количество заданий в каждом варианте КИМ составило 42 (вместо 43 в работе 2013 г.).

Пример 1 Верны ли следующие суждения о железе? А. Железо относится к d-элементам. Б. Соединения железа в степени окисления +2 проявляют как окислительные, так и восстановительные свойства. 1) верно только А (33,7%) 2) верно только Б (8,2%) 3) верны оба суждения (53,6%) 4) оба суждения неверны (4%)

Пример 2 При обычных условиях практически осуществима реакция между медью и 1) водой (10,6%) 2) соляной кислотой(разб.) (27,6%) 3) нитратом ртути(II)(р-р) (54,8%) 4) сульфатом алюминия(р-р) (6,6%)

Пример 3 Фенол, в отличие от этанола, взаимодействует с 1) кислородом (7%) 2) натрием (13%) 3) раствором КОН (58%) 4) раствором HBr (22%) Средний процент выполнения Все выпускники Группа слабо подготовленных Группа хорошо и отлично подготовленных 51,6%25,7%80%

Пример 4 Реакция бромирования метана 1) протекает по радикальному механизму 2) приводит к образованию только одного продукта – дибромметана 3) начинается с разрыва С–Н-связи в молекуле метана 4) начинается с разрыва связи в молекуле брома 5) осуществляется по стадиям 6) является каталитической Средний процент выполнения Все выпускники Группа слабо подготовленных Группа хорошо и отлично подготовленных 51,6%25,7%80%

Пример 5 Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций. Элементы ответа 1) 2Fe + 6H 2 SO 4 = Fe 2 (SO 4 ) 3 +3SO 2 + 6H 2 O 2) Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6NaOH = 2Fe(OH) 3 + 3Na 2 SO 4 3) 2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O 4) Fe 2 O 3 + Fe = 3FeO

В5 Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать. ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА А) HCl Б) K 2 SiO 3 В) Na 2 CO 3 Г) СuCl 2 РЕАГЕНТЫ 1) Аg, H 3 PO 4, MgCl 2 2) H 2 SO 4, HCl, CaCl 2 3) NaOH, Fe, Na 2 S 4) H 2 SO 4, NaOH, CuO 5) AgCl, SiO 2, H 2

Пример 6 При взаимодействии 25,5 г предельной однооснóвной карбоновой кислоты с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты. 1) Cоставлено уравнение реакции в общем виде, и вычислено количество вещества газа: С n H 2n+1 COOH + NaHCO 3 = С n H 2n+1 COONa + H 2 O + CO 2 n(CO 2 ) =5,6 : 22,4 = 0,25 моль 2) Рассчитана молярная масса кислоты: n(CO 2 ) = n(С n H 2n+1 COOH) = 0,25 моль М(С n H 2n+1 COOH) = 25,5/0,25 = 102 г/моль 3) Установлена молекулярная формула кислоты: М(С n H 2n+1 COOH) = 12n + 2n = n + 46 = n = 56 n = 4 Молекулярная формула C 4 H 9 COOH

Основные результаты В 2013 Приняло участие выпускников (2011г. – 77806; 2010 г. – выпускников) Минимальный балл составил 14 первичных баллов или 36 тестовых балла границу минимального балла не преодолели 11% из общего числа экзаменуемых средний балл по России остался на высоком уровне и составил 58 баллов Около 9% участников экзамена показали отличные знания и получили за выполнение работы более 80 баллов В их числе 365 чел.(0,42%) получили 100 баллов

Уровни подготовки выпускников УровниПервичный балл Тестовый балл Неудовлетво рительный 0–130–34 Удовлетвори тельный 14–3336–55 хороший34–5756–79 отличный58–6580–100

Из чего должен (может) складываться пакет документов («портфолио»), отражающих учебные достижения выпускника? Результаты ЕГЭ Исследовательские и проектные работы Результаты выступлений на олимпиадах (с указанием количества набранных из определенного количества возможных баллов) Грамоты, дипломы и другие поощрения, как в предметных областях, так и за личные заслуги.