СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ канд. псих. наук, профессор Зарецкий В.К. Зарецкий Ю.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Advertisements

Презентация к уроку на тему: Ценностные ориентации младшего школьника
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Выполнила: ученица 8 класса МКОУ «Романовская основная школа» Воропаева Евгения Руководитель: Лобанова Е.Д. педагог- психолог МКОУ «Романовская основная.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Педагога - психолога Костенко Елены Владимировны..
Название работы: Урок по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик» с элементами критического мышления Автор работы: Вдовина Яна Анатольевна.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Возрастные особенности. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. В старшем школьном возрасте устанавливаются.
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
У ЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ Подготовила и провела: Педагог-психолог Потапова Т.А.
«Если вы думаете, что можете или нет, в любом случае вы правы» Генрих Форд.
Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке и методов обучения для повышения эффективности.
Московский городской психолого- педагогический университет Научная работа на тему Восприятие стереотипного образа благополучия и успешности и идентификация.
Личностная тревожность студентов-психологов как проблема формирования адекватной самооценки Выполнила: Кандаурова А.Н. Руководитель: Замула А.А г.
Организация и проведение исследований в комплексной системе профессиональной ориентации в школе (все ступени обучения) Свистунова Ульяна Викторовна Педагог-психолог.
Проектная деятельность в начальной школе Тема 30..
Транксрипт:

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ канд. псих. наук, профессор Зарецкий В.К. Зарецкий Ю.В.

Два взгляда на ребенка Создание полезного для общества человека на основе педагогического воздействия Саморазвитие ребенка в сотрудничестве со взрослым

Субъектная позиция Теоретический анализ смыслов и контекстов, в которых употребляется термин «субъектная позиция» позволил выработать следующее определение: Субъектная позиция – это активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности.

Схема работы в РДП

Иллюстрация работы с субъектной позицией Саша О. Фрагменты занятий Ю.: Давай думать. тебе сказать какое правильное условие? или ты еще попробуешь вспомнить? С.: Ну попробую. Ю.: Ну давай. С.: Велосипедист, едет со скоростью 35 км час, автобус 70 км час, а машина 125 км час. Сколько всего км едет, едут, едет транспорт. Ю.: Вот.. Теперь вспомнил, ну почти. Условие правильно вспомнил, это был последний вопрос. А были еще два вопроса. С.: Какие? Ю.: Два еще осталось,) С.: Нет, еще два??! Это что получается в пять действий? Ю.: Три вопроса в задаче было, действий не знаю. С.: Ну сколько... Нам всегда говорили. Софья Сергеевна и Венера Федоровна, бывшая учитель. Она всегда говорила, сколько вопросов, столько и решений, ну действий, значит получается пять действий... три да еще два. Ю.: Стоп, стоп, стоп... погоди. А где три? С.: Вот раз Ю.: А это какой вопрос? В чем вопрос-то заключается? Ты их, эти вопросы не озвучивал. С.: Почему, я озвучивал. Ю.: Извини, я значит не услышал, можешь повторить? Ю.: Ну, давай заканчивать (он работает, но времени уже больше нет на занятие). Что получилось, а что не получилось на занятии? С.: Да уж, что-то получилось, а что-то не получилось.... Я научился писать маленькие и большие английские буквы, я пописал слова. но как ты понял, у меня возникли трудности с произношением английских букв, ну, в словах. Но с твоей помощью у меня что-то получилось, вот... Ю.: угу, хорошо! С.:А тебе дало, что-нибудь это занятие? Средства помощи Создание условий проявления субъектной позиции Поддержка этой позиции Фрагмент первого занятия Фрагмент последнего занятия

Ю.: Чем мы закончили заниматься в прошлый раз? С.: Мы занимались задачкой вот этой. Велосипедист ехал со скоростью 35 км\ч, Автобус на 70 км больше чем велосипедист. Машина, автомобиль, машина едет со скоростью 125 км час, машина едета на 25 км больше чем автобус, сколько всего едут велосипедист, автобус и машина вместе. Ю.: Не неправильно. Не вспомнил условие, значит что-то у тебя…. Почему не вспомнил? С. : Ну да Ю.: Условие было не таким. Давай думать, почему не получилось. Ты же вроде все записал? С.: Ндя. Ладно, тогда будем решать что ли. С.: Что-то я по-моему напутал... до «I» нормально, а потом... Ю.: Так, это сколько ты запомнил? 1, 2...и т.д. 9. букв ты запомнил (занимаемся 12 мин). Сколько тебе еще осталось? С.: трудно что-то, в уме не получается... Ю.: ну, мы же занимались математикой, должно легко получиться. С.:.... не не получается, надо записать. Да, мне всегда было за десяток трудно считать. Инициация процесса рефлексии Осуществление помощи Иллюстрация работы с рефлексией Саша О. Фрагменты занятий Средства помощи Фрагмент пятого занятия Фрагмент первого занятия

Методики Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адапатция А.Д. Андреева). Методика «Направленность на приобретение знаний» Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой. Опросник «Школьная ситуация», разработан В.К. Зарецким, А.Б. Холмогоровой. Модифицированная методика экспресс-диагностики учебных предпочтений учащихся. Модифицированная методика незаконченных предложений, сами утверждения взяты из методики Ж. Нюттена. Основная методики исследования, опросник «Субъектная позиция».

Опросник «Субъектная позиция В результате факторного анализа выделились 4 шкалы: объектная позиция, негативная позиция, активность и осознанность. Показатели альфы Кронбаха – 0, 659, что подтверждает внутреннюю надежность опросника. Проводится корреляционный анализ между опросником «Субъектная позиция» опросником исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.В. Спилбергера, в адаптации А.Д. Андреевой), результаты которого подтверждают внешнюю валидность опросника.

Сравнение по шкалам опросника «Субъектная позиция» 3-их и 7-ых классов общеобразовательных школ. Группы Шкалы 3 класс N=68 M (SD) 7 класс N=66 M (SD) Уровень значимости (p) (критерий Манна- Уитни) Объектная позиция 15,36 (3,13) 10,2 (3,55),020* Негативная позиция 3,12 (2,01) 4,7 (4,22),079 Осознанность 8,235 (2,044) 6,27 (3,11),000* Активность 3,9 (1,79) 1,9 (1,87),002*

Сравнение по шкалам опросника «Субъектная позиция» 3-их и 10-ых классов общеобразовательных школ. Группы Шкалы 3 класс N=68 M (SD) 10 класс N=65 M (SD) Уровень значимости (p) (критерий Манна-Уитни) Объектная позиция 15,36 (3,13) 8,02 (4,1),000* Негативная позиция 3,12 (2,01) 6 (2,7),000* Осознанность 8,235 (2,044) 6,1 (2,67),000* Активность 3,9 (1,79) 2,1 2,16),001*

Сравнение по шкалам опросника «Субъектная позиция» 7-ые и 10-ые классов общеобразовательных школ. Группы Шкалы 7 класс N=66 M (SD) 10 класс N=65 M (SD) Уровень значимости (p) (критерий Манна-Уитни) Объектная позиция 10,2 (3,55) 8,02 (4,1),015* Негативная позиция 4,7 (4,22) 6 (2,7),005* Осознанность 6,27 (3,11) 6,1 (2,67),683 Активность 1,9 (1,87) 2,1 2,16),683

Выраженность показателей по шкалам опросника «Субъектная позиция» 3-их классов общеобразовательных школ (средние значения).

Типы позиций по отношению к учебной деятельности

Описание групп, выделившихся в ходе исследования

Сравнение по шкалам опросника «Субъектная позиция» 7-ых классов физико-математической и общеобразовательных школ Группы Шкалы 7 класс фм N=44 M (SD) 7 класс N=66 M (SD) Уровень значимости (p) (критерий Манна- Уитни) Объектная позиция 8,04 (3,07) 10,2 (3,55),005* Негативная позиция 2,48 (2,18) 4,7 (4,22),003* Осознанность 7,56 (2,06) 6,27 (3,11) 000* Активность 5 (1,58) 1,9 (1,87),000*

Выводы Рассматривая отношение к учению как аспект мотивационной и ценностно-смысловой сферы, можно выделить активное и осознанное отношение к учебной деятельности в качестве важнейших характеристик субъектной позиции. Разработанный опросник позволяет выделить различные типы позиций школьников по отношению к учебной деятельности – субъектную, объектную и негативную позиции, которые имеют разную степень выраженности в разные возрастные периоды

Выводы Сензитивным периодом для развития субъектной позиции по отношению к учебной деятельности является младший школьный возраст. В этом возрастном периоде наблюдается наиболее высокая степень выраженности субъектной позиции. От младшего школьного к подростковому возрасту (при переходе из начальной школы в среднюю) позиция по отношению к учению претерпевает следующие изменения: снижается собственная активность и осознанность в отношении к учению, в то же время подросток менее склонен подчиняться учителю учителю.

Выводы Изменения в отношении к учению, происходящие в ранней юности, по сравнению с подростковым возрастом (при переходе из средней школы в старшую), в основном касаются усиления «негативного настроя» и все большей независимости от мнения учителя, в то время как осознанность и активность по отношению к учению остаются на прежнем уровне. Позиция по отношению к учебной деятельности существенно отличается в зависимости от контингента учащихся, а именно: в учреждениях, где набор производится на конкурсной основе и предполагает интерес ребенка к определенным предметам, негативная позиция существенно ниже, чем в общеобразовательных школах и в школах для подростков с девиантным поведением.

Выводы Создание условий для укрепления субъектной позиции школьника предполагает: (1) выстраивание отношений сотрудничества с ребенком, (2) организацию совместной деятельности в зоне ближайшего развития, (3) организацию самостоятельной рефлексии ученика относительно учебной деятельности и его позиции. Включение такой работы в систему психолого-педагогического сопровождения школьника, испытывающего трудности в освоении учебного материала и/или имеющего сниженную мотивацию, возможно, начиная с младшего школьного возраста.

Спасибо за внимание!