Научно-учебная лаборатория

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Advertisements

«Наш класс в процентах» Выполнила ученица 6 «Г» класса Бойко Виктория.
Выполнил ученик 5 класса Мельцов Максим, Руководитель Макарова Н.В., учитель английского языка и МХК. ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНЫХ НЕУДАЧ Исследовательская Работа.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Результаты ЕГЭ по русскому языку: Школа – 68,03 Город – 65,21 Край – 62,98 2 место среди школ города Высший балл – 98.
Возможности школьной отметки. Количество троечников, хорошистов и отличников среди мальчиков и девочек (%) Количество троечников, хорошистов и отличников.
Необходимость оценки эффективности школьного обучения в отсутствие лонгитюдных исследований Выделение других индикаторов (помимо средних результатов)
Эффекты сообучения в «жестких» образовательных программах Г.В. Андрущак, О.В. Польдин, М.М. Юдкевич 5 апреля 2012 года.
1 из 22 Международный проект ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ практика и перспективы развития РОССИЯ.
L/O/G/O Результаты анкетирования «Семейные ценности» 2011 год.
«Семейно – нравственное воспитание детей». Зам. директора по УВР Коваленко Н.И. 2011г.
Изучение мотивации обучения школьников МБОУ «Устьянская СОШ» 2012 – 2013 учебный год.
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
НОМИНАЦИЯ: «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» П РЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА УЧАЩЕЙСЯ 7 КЛАССА МОУ СОШ 1 П. Г. Т. Н ИКЕЛЯ Г ОРИНОВОЙ Д АРЬЕЙ. Р УКОВОДИТЕЛЬ : УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГИМНАЗИИ 2005 – 2010 гг. Есть ли необходимость в программе 2009 г.?
Мини проект – социологическое исследование Школа глазами взрослых и детей Проект выполнили учащиеся 5 класса МОУ Красногривенская СОШ. п. Красная Грива,
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ «МЕДИАФОКУС» ИНСТИТУТА «УРАЛИНСО» 16 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА 1 16 апреля 2010 года УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА.
Из практики реализации билингвального (двуязычного) обучения в Прибалтийских странах и Грузии: усвоенные уроки и перспективы Марина Гурбо международный.
ИППР СО РАО, гимназия "Универс", Основательность ожиданий старшеклассников и доступность высшего образования Наталья Васильева, Красноярск.
Информационная культура и ценностные ориентации современной молодежи в сети Интернет.
Транксрипт:

Антишкольная культура эффекты школы и социальные сети школьников Д.А. Александров В.А. Иванюшина В.В. Титкова Институт образования ВШЭ 18 Марта 2014

Влияние друзей и сверстников Сверстники и друзья (peers) играют огромную роль в развитии детей и подростков. Традиция изучения роли сверстников в социологии образования заложена Джеймсом Коулманом (The Adolescent Society, 1969) Peer effects (peer influence, peer pressure) изучались в самых разных областях: распространение вредных привычек, депрессии, асоциального поведения, ожирения (Gaviria, Rafael, 2001; Trogdon ea, 2008; Starkey ea, 2009; Witvliet ea, 2010), школьные оценки, уход из школы, выбор высшего образования (Bain & Anderson, 1974; Wentzel, 1998; Crosnoe, 2000; Chen ea, 2003).

Культура школы как влияние больших групп сверстников В работах по school culture предполагается: нормы и ценности разделяются большинством в школе нормы и ценности относительно стабильны во времени и передаются от одного поколения учеников к другому когда новые ученики приходят в школу, они воспринимают господствующие нормы и ценности (conformity paradigm) Обычно культуру школы измеряют через агрегированные индивидуальные аттитюды Однако при этом теряется внутри-школьная гетерогенность, которая может быть весьма значительной

Выявление культуры класса/школы Часто при изучении влияния друзей/сверстников исследователи спрашивают самого респондента о настроениях, планах, поведении его друзей Типичные вопросы: Моя друзья думают, хорошо учиться – это важно Мои друзья смеются над теми, кто старается хорошо учиться Большинство моих друзей пойдут в колледж Достоинства подхода: можно быстро и дешево собрать информацию Недостатки подхода: подростки склонные переоценивать, насколько их друзья на них похожи; часто они не обладают точной информацией

Исследования антишкольных настроений John Ogbu – оппозиционная культура этнического меньшинства в США. Paul Willis – counter-school subculture of working class in Britain. D.H. Hargreaves – differentiation-polarization theory. G. Farkas vs. J. Ainsworth-Darnell & D. Downey – дебаты о существовании оппозиционной культуры, использование перекрестных данных. M. Van Houtte – эмпирическое доказательство существования differentiation-polarization в Бельгии. Roland Fryer – signaling models of peer-pressure and achievement and empirical verification using AddHealth (без сетевого аналиаз) – contingent effects of school composition on forming coalitions

Основные проекты НУЛ СОН НИУ ВШЭ 2010 опрос в СПб:104 школы, ~7300 учеников опрос в Подмосковье: 50 школ, ~3000 учеников 2011 опрос и фокус-группы детей неграждан РФ в школах СПб: 650 учеников опрос в СПБ (внеклассная деятельность): 100 школ, ~7000 учеников 2012 опрос в Подмосковье: 50 школ, ~3400 учеников и 860 учителей опрос в СПб: 20 ПТУ, ~800 учащихся

Основные собираемые данные Индивидуальный уровень: Социо-демографические характеристики Этнический статус Социально-экономический статус семьи Успеваемость Образовательные траектории Чувство принадлежности Анти- и про-школьные аттитюды Самооценка популярности Сети дружб, взаимопомощи и dislike Уровень школы/класса: Тип (гимназии/лицеи, стандартные) Размер школы Число детей этнических меньшинств Процент этнических меньшинств в классе

Гимназии/лицеи, углубленные Стандартные школы Родители с высшим образованием Школьники, планирующие покинуть школу после 9 класса Школьники этнических меньшинств 76% 53% 39% 24% 10% 6% Сравнение типов школ по основным характеристикам

СЭС школы Аничков лицей Гимназии/лицеи, углубленные Стандартные школы Связь СЭС школы и ее характеристик

СЭС школы Гимназии/лицеи, углубленные Стандартные школы Селекция между школами приводит к разным образовательным планам и результатам ЕГЭ

% иноэтничных школьников Сегрегация между школами одного микрорайона

Многоуровневая организация среды школы На каком уровне организации сети школьника: школа – класс – социальные группы / crowds – лучшие друзья, влияние сверстников наиболее сильное?

Как определить значимых сверстников? При изучении эффектов сверстников их определяют разными способами: все ученики школы ученики параллели ученики одного трека банды, клики сrowds друзья лучшие друзья Все эти определения имеют смысл, поскольку социальная жизнь подростка сложна и многообразна, и он/она испытывает влияние на разных уровнях Важно различать «приписанных сверстников» (соученики) и «выбранных» (друзья, приятели)

Пример дружеской сети: эго-сеть узла

Пример дружеской сети: полный класс

Пример дружеской сети: клики в классе

КоличествоСредняя (SD) Min - Max Класс30920,5 (4,3) Клика10506,2 (2,4) Эго-сеть50554,8 (2,4) Взаимная эго-сеть 45493,2 (1,7)1 - 9 Число единиц каждого уровня сети (100 школ, 5100 учеников)

Многоуровневое моделирование: индивид, клика, школа Обычный уровень: индивид -> класс -> школа Наши уровни: индивид -> клика -> класс -> школа Kliquefinder (K. Frank) разделает сеть на клики (non- overlapping cohesive subgroups), основываясь на данных о взаимодействии между каждой парой акторов. Границы клики определяют, что взаимодействие внутри клик выше, чем между.

Модель: влияние сверстников Индивидуальные аттитюды -> Поведение -> Успеваемость Аттитюды сверстников Влияют ли на успеваемость ученика аттитюды его друзей? (при контроле по индивидуальным аттитюдам и социо- демографическим характеристикам)

Empty Model 1 Empty Model 2 Empty Model 3 Empty Model 4 Empty Model 5 Empty Model 6 Empty Model 7 Школа5,8%4,5%4,3% Класс9,6%4,8%4,5%0% Клика26,2%22,0%21% Индив. уровень 95%90,4%91%73,8%74,5%75% DIC8256,9 (5116) 8186,5 (5116) 8169,2 (5116) 7629,2 (5116) 7617,7 (5116) 7600,8 (5116) 7600,6 (5116) Нулевые модели: вариация на разных уровнях сети

Model 1 Model 2 Model 3 Model 4 Model 5 Model 6 Model 7 Школьная Мотивация n.s. Мотивация класса *** n.s. Мотивация клики *** *** Мотивация в эго сети *** Мотивация взаимной эго сети *** Индивидуал ьная мотивация *** *** *** *** *** *** *** DIC Результаты: связь успеваемости и аттитюдов друзей

1.Чем выше мотивация школьника, тем выше его оценки (при контроле по социально-демографическим факторам: пол, возраст, этнический и миграционный статус) 2.Средняя мотивация по школе (school culture) не влияет на учебные достижения ученика (при контроле по соц- дем. И индивидуальной мотивации) 3.Средняя мотивация в классе значимо связана с оценками ученика, но … 4.Эффект класса исчезает, когда в модель вводится уровень дружеских сетей эффект класса – это усредненный эффект клик класса 5.Клика, эгосеть, взаимная эгосеть объясняют примерно одинаковую долю дисперсии. Модели с эгосетями немного лучше статистически (model fit is slightly better)

Популярность школьников и анти-школьная культура Социометрическая популярность: число номинаций полученные учеников от его одноклассников. Популярность и признание: Популярность говорит нам о том, как ребенка видят его одноклассники. (Bukowski W., 1996) Межличностные качества или характеристики, которые приводят к социальному признанию, отличаются для детей из разных групп с различными социальными ценностями, и меняются от класса к классу. (Lubbers M., 2003; Meisinger E.B. et al., 2007) Определение популярности школьника среди одноклассников – наш подход к выявлению академической культуры класса. Мы определяем классы: с ПРО-школьной культурой как классы, где отличники популярны; с АНТИ-школьной культурой как классы, где отличники маргинализованы

boy girl GPA girl min max Сеть класса

Высоко- мотивированные классы Низко- мотивированные классы Z-scale Мотивация Распределение классов по академической мотивации

СЭС школы Размер школы В школе есть низко-мотивированные классы Учебная мотивация и характеристики школы

Мотивация в классах различных школ Размер школы

Академическая мотивация 9а 9б 9б10а 10б Академическая мотивация классов внутри одной школы может существенно различаться

Низко- мотивированные Высоко- мотивированные MeanSDMeanSD t-value / Sig. GPA3,570,583,800,597,48/.000 Переход в ПТУ68,4714,6878,2613,4512,73/.000 Мотивация2,660,473,120,3619,59/.000 Анти-школьная культура 2,170,611,590,4619,06/.000 Высмеивание успехов2,040,611,590,467,34/.000 СЭС семьи44,0011,8248,4513,314,71/.000 * Independent Samples T-test, Sig. (2-tailed): ***

Мальчики Девочки Связь успеваемости школьника и его популярности в классе

Мальчики, Высоко- мотивированный класс Мальчики, Средняя мотивация класса Мальчики, Низко- мотивированный класс Связь успеваемости школьника и его популярности в классе : эффект контекста

Число групп разного уровня с высоким уровнем анти-школьных настроений (из 7300 учеников) Уровень среды Класс23 класса391 учеников (5,2%) Клика60 клик233 учеников (4,2%) Эго-сети289 учеников (4,9%)

Спасибо за внимание!

Связь мотивации и СЭС на индивидуальном и школьном уровне СЭС школы Индивидуальный СЭС

Вопросы на академические аттитюды Учеба – это напрасная трата времени Мои оценки важнее для моих родителей и учителей, чем для меня Мне интересно учиться То, чему учат в школе, мне никогда не пригодится в жизни Можно достичь успеха в жизни, даже если плохо учишься Есть предметы, которые мы обсуждаем после уроков Некоторые предметы меня настолько интересуют, что я занимаюсь ими сверх программы Я готов ездить в школу далеко от дома, лишь бы она была хорошей Только с хорошим образованием можно получить хорошую работу Образование - это путь к успеху