Соколов Александр ЦЭМИ РАН 1 15.04.2014 НИУ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Научный семинар «Политическая экономика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Современное состояние и перспективы развития российской страховой отрасли Москва,
Advertisements

Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Основные социально-экономические показатели (темп роста %) Отчет ОценкаПрогноз ВВП Производство промышленной продукции.
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
О Программе «Национальная банковская система России 2010, 2020» Ассоциация российских банков Г.А. Тосунян, Ассоциация российских банков.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2012 года.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Ценообразование на электрическую энергию: Итоги и прогнозы Докладчик: Вахруков Д.С. первый заместитель генерального директора ОАО «Ярославская сбытовая.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- марте 2010 года.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Группа 22 MBA - Финансы Группа 12 МВА – Банковский Менеджмент Москва 2011 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Институт делового.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
О формировании тарифной политики на 2008 год Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
ОАО «Дальсвязь»: программа повышения эффективности деятельности в 2006 – 2008 гг. Антон Алексеев Генеральный директор ОАО «Дальсвязь»
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе 2012 года.
Транксрипт:

Соколов Александр ЦЭМИ РАН НИУ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Научный семинар «Политическая экономика»

1.1. Рентоориентированное поведение российских управленцев Незаконная приватизация рост концентрации собственности, неформального контроля и рентоориентированного поведения; Отсутствие классического отделения прав собственности от функций управления, перераспределение активов, нестабильность; Высокий уровень «захвата государства» и коррупции среди управленцев (особенность периферийных сырьевых колоний); Воспроизводство рентоориентированного поведения неравенства на различных уровнях; Высокий уровень теневого сектора, олигархичности и расслоения; Снижение качества управления, незаинтересованность населения и бюрократии в развитии, краткосрочная временная ориентация. В результате инсайдерского контроля инвестиции остаются недостаточными даже для замедления деградации основного капитала 2

1.2. Реальный ВВП, промышленное производство и инвестиции: динамика и потери, 1990=100% 3

4

1.4. Инсайдеры и инсайдерский контроль в российских корпорациях 5

1.5. Определение госкорпораций и правовые особенности Государственная корпорация (ГК) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. 1)ГК образуются на основании отдельного федерального закона 2)ГК - образуется, контролируется и ликвидируется Правительством и Президентом РФ; 3)имущество, переданное ГК, становится ее собственностью; 4)ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов; 5)на ГК не распространяются положения закона о банкротстве; 6)на ГК поначалу не распространялись положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО; 7)на ГК поначалу не распространялись положения о проведении конкурсов при госзакупках. 6

7 Гипотеза 1. В связи с передачей госкорпорациям колоссальных финансовых средств и активов на фоне низкого уровня ответственности, прозрачности и контроля за этими структурами, они становятся привлекательными для рентоориентированных групп лиц. Гипотеза 2. В госкорпорациях наблюдается инфраструктура неформального инсайдерского контроля над активами, нацеленная на изъятие ренты. Гипотеза 3. Извлечение ренты в госкорпорациях носит систематический характер. Гипотеза 4. Инсайдерский контроль ведет к негативным последствиям для инвестиционной деятельности, в частности подрывает спрос и предложение инвестиционных фондов. Как следствие - перерасход средств, увеличение сроков строительства, снижение рентабельности проектов Основные гипотезы исследования 7

2.1. Полномочия и возможности менеджмента ГК 8

2.2. Особенности контроля в госкорпорациях 9

2.3. Внешние и внутренние элементы инфраструктуры инсайдерского контроля в госкорпорации 10

2.4. Инсайдерский контроль над активами с помощью цепочек офшорных и фиктивных фирм 11 Более 80% (81 из 100) самых богатых российских миллиардеров по- прежнему контролируют основную часть своих активов через офшоры

Контроль активов в ОАО «Оборонительные системы» (ГК «Ростехнологии») в 2012 г. 12 Структура перекрестного контроля над активами в ОАО «Ижевский машзавод» (ГК «Ростехнологии») на г. Структура перекрестного контроля над активами в ОАО «АвтоВАЗ» (ГК «Ростехнологии») в 2007 г.

2.6. Систематический вывод инсайдерской ренты из госкорпораций 13 Элементы исходных гипотез исследования / Госкорпорация Рос нано Олимп строй Рос атом Ростех Гипотеза III. Механизмы изъятия инсайдерской ренты Офшорные схемы++++ Сделки с аффилированными лицами++++ Схемы с цепочками подставных компаний и фирм-«однодневок» н/д+++ Трансфертное ценообразование++++ Фиктивные услуги++++ Прокрутка выделенных ресурсов через финансовые институты ++++ Откаты и взяткин/д+++ Необоснованный аутсорсинг+н/д + Необоснованное завышение стоимости сырья и материалов н/д++ Необоснованное завышение стоимости оборудования +н/д+ Необоснованно высокие непрофильные расходы ++++ Необоснованно высокие оклады, бонусы и т.д. ++++

3.1. Модель предложения и спроса на инвестиции в госкорпорациях в условиях инсайдерского контроля 14 C1 C1 С2С2 D F ГК 1. Бюджетные средства 3. Др. внешние источники 2. Внутренние источники D I ГК S F ГК B A ΔF/p B1B1 0 R, i, r A2 A2 A1 A1 Инвестиции 50-75% Потери от инсайдерского контроля и изъятия ренты 25-50% C ПЕРЕРАСХОД

15 Инвестиционный проект госкорпорации Мощность проекта Стоимость проекта в ценах 2012 года Капиталовложения / Мощность I«Роснано» План 2009План Группа из 15 аналогов (Норма) Δ (рента) 1 Производство солнечных модулей (ООО «Хевел») 130 МВт в год682,6 млн.$5,25 $/Вт3,41 $/Вт-35,1% 3.2. Контроль финансовых потоков проекта «Роснано» по производству солнечных модулей (ООО «Хевел»)

3.3. Контроль финансовых потоков и активов проекта ООО «Усолье-Сибирский Силикон» («Роснано») 16 ОАО «РОСНАНО» Россия ОАО «РОСНАНО» Россия ООО "Группа Нитол" Россия УК: 1662 млн.руб. ООО "Группа Нитол" Россия УК: 1662 млн.руб. Insqu Production Ltd. Кипр 99,9% Solaricos Trading Ltd. Кипр Конечные заказчики Nitol Solar Ltd. Джерси, Нормандские о-ва # 1. Ресурсы # 2.Продукция 100% Sherigo Resources Ltd. Британские Виргинские о-ва 79% # 3. Выкуп 100% акций 100% Ecolive Люксембург Д. Котенко – 32% А. Гончаров – 32% А.Рудик – 32% 8,6% 12,8% 25% До 2011 После 2011 и #3 50,3% # 4. Займ под 22,3% Инвестиционный проект госкорпорации «Роснано» Производство ПКК (ООО «Усолье- Сибирский Силикон») Мощность проекта: 5000 кг ПКК в год Стоимость проекта в ценах 2012 года План 2009: 109,2 млн.$/т Факт: 137,1 млн.$/т Перерасход: 25,5% Капиталовложения / Мощность План: 137,1 млн.$/т Группа из 10 аналогов (норма): 94,3 млн.$/т Δ (рента) : -31,2%

3.4. Анализ завышения капитальных затрат по инвестиционным проектам госкорпорации «Олимпстрой» Инвестиционный проект госкорпорации Мощность проекта Стоимость проекта в ценах 2012 года Капиталовложения / Мощность II«Олимпстрой» чел. вмест-ти План 2006 Факт Пере- расход Факт группа аналогов Δ (рента) млн.$ в ценах 2012 гтыс.$ / место (км) 1Главный стадион «Фишт» ,2778,7рост в 2,9817,306,16-64% 2Стадион для хоккея «Большой» ,2302,9рост в 1,5125,2410,76-57% 3 Ледовый дворец спорта «Айсберг» для фигурного катания и шорт-трека ,2277,7рост в 2,8023,149,95-57% 4 Стадион «Адлер-Арена» для конькобежного спорта ,9197,3рост в 4,3024,6616,45-33% 5 Комплекс для прыжков с трамплина «Русские горки» ,5145,1рост в 2,769,683,41-65% 6Санно-бобслейная трасса «Санки» ,1280,8рост в 1,9125,538,72-66% 7Главная Олимпийская деревня ,4н/д 270,83148,6-59% 8Трасса «Адлер - Красная Поляна»48,2 км3808,3 8076,7 рост в 2,1286,159,0-32% План 2006 Факт Пере- расход Факт группа аналогов Δ (рента) млрд.$ в ценах 2012 г Олимпийские расходы 5,146,70+30%6,704,06-39% Общие расходы на Программу Олимпиады и развития г. Сочи 13,150,9рост в 3,9н/д 17

ОБЪЕКТтип Длина, км млн.$ 2012 млн.$ / км 1 Плановая стоимость трассы «Адлер – Красная Поляна» ж/д, авто48,2+45,63808,340,6 2 Фактическая стоимость трассы «Адлер – Красная Поляна» ж/д, авто48,2+45,68076,786,1 3Перерасход (факт/план)ж/д, авто48,2+45,6 рост в 2,12 4Нормальная стоимость трассыж/д, авто48,2+45,6

3.6. Подрыв спроса и предложения инвестиций 19 Элементы исходных гипотез исследования / Госкорпорация Рос нано Олимп строй Росатом Ростех Гипотеза IV. Подрыв спроса и предложения инвестиций Количество рассмотренных проектов (предприятий) 3814*к/а Время завершения проектов н/д I. Текущее превышение затрат по сравнению с плановым объемом + н/д % + +43,5% план: -10% + н/д - перерасход у группы аналогов++121% +56% н/д - потери от ИК (1 подход)н/д17,5% -8,7% II. Превышение капитальных затрат по сравнению с группой аналогов + +44,2% % - -23% + н/д - N аналогов для сравнения н/д - потери от ИК (2 подход), % 25-35%50-60% н/д - общие потери, млрд.$ 2,5-3, н/д Прогноз итоговых потерь от ИК >35%>50%>25% Рост сроков / отмена реализации проектов, невыполнение планов ++++ * к/а - контент-анализ отдельных аспектов из доступных источников

3.7. Потери от инсайдерского контроля 1.Инсайдерский контроль ведет к а) потерям финансовых ресурсов от непосредственного изъятия ренты; б) потерям финансовых ресурсов от некомпетентных и предвзятых решений, бесхозяйственности; в) потерям на макроуровне (многократное падение совокупного спроса через механизм мультипликации); 2.Чем больше подрядчиков задействовано в проекте, тем больше масштабы потерь, т.к. каждый стремится присвоить свою долю ренты; 3.Чем более уникальный проект, тем легче менеджерам обосновать неэффективные затраты; 4.Чем сильнее инфраструктура контроля инсайдеров, тем выше безнаказанность и выше масштабы изъятия средств 20 от 25-35% (Роснано, Росатом, Ростехнологии) до более 50% (Олимпстрой) составляют прогнозные потери выделенных госкорпорациям финансовых средств от инсайдерского контроля и изъятия ренты к концу срока реализации проектов

4.1. Последствия инсайдерского контроля 21 Госкорпорация Рос нано Олимп строй Рос атом Ростех Нецелевое и неэффективное распоряжение ресурсами и активами ++н/д+ Рост себестоимости выпускаемой продукции +н/д++ Сокращение рабочих, ухудшение их социального положения ++++ Низкий уровень инновационной активности +н/д-+ Банкротство предприятий, сокращение активов +н/д + Переход активов под иностранный или офшорный контроль +н/д + Невыполнение планов и программ развития ++++ Сокращение рабочих, ухудшение их социального положения ++++ Уголовные дела против инсайдеров++++ Система инсайдерского контроля в госкорпорациях приводит к бесполезной растрате ресурсов, деградации управления активами и нарушению общественных интересов

4.2. Последствия инсайдерского контроля (2) 22

23 Подрыв спроса и предложения инвестиций (перерасход) Бесполезная растрата ресурсов, невыполнение гос. программ, многократные потери для экономики, др. негативные последствия 4.3. Инсайдерский контроль и подрыв развития

4.4. Почему российские государственные корпорации оказались неэффективными? 24

4.5. Как повысить эффективность госкорпораций 1.Принятие государством мер по устранению неформального контроля в госкорпорациях; 2.Ужесточение механизмов контроля за расходованием средств; 3.Проверка всех сомнительных сделок и принятие антикоррупционных мер; 4.Пересмотр кадровой политики (подбор на руководящие должности по степени профессионализма, а не лояльности и личным связям). 5.Усиление механизмов обратной связи и ответственности за результаты деятельности управленцев ГК (привязка окладов менеджеров ГК к достигнутым общественно полезным результатам); 6.Изменение механизма формирования и повышение ответственности наблюдательных советов; 7.Усиление государственного и общественного контроля за деятельностью ГК. 25 НО! В рамках существующей бесплановой, периферийно-сырьевой модели экономики существенное снижение рентоориентированного поведения и повышение эффективности госкорпораций маловероятно

Спасибо за внимание! Соколов Александр Тел.: