Эмоциональное выгорание у врачей Профессор кафедры организации здравоохранения, медицинской статистики и информатики Института профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Advertisements

Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
Эмоциональное выгорание Доцент кафедры психотерапии и сексологии РМАПО кмн, психотерапевт высшей категории Захаров Роман Иванович.
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор: Горбачева Т.С., педагог-психолог ТОГУ «Сосновская школа-интернат» Профессиональное.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор:педагог-психолог Марянова В.И. МДОУ детский сад комбинированного вида 12 «Сказка»
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Концепция профессионального долголетия Проблема «эмоционального выгорания» «эмоционального выгорания» у педагогов у педагогов.
Профессиональное выгорание и его проявления. Профессионалы бывают разные.
Стресс и профессиональное выгорание Цели Предоставить информацию о синдроме «Эмоционального выгорания» и понятии «стресс»; Информировать.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Профессия педагога как фактор, оказывающий влияние на психосоматическое здоровье человека Исполнитель: Суворова Юля, лицей 6, г. Качканар.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Автор: педагог-психолог МОУ-СОШ 6 г.Маркса Дунина Ольга Вениаминовна.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Социальный фактор: непризнание истинных заслуг профессионала, несоответствие требований.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ педагог-психолог МОУ СОШ 19 Е.Г.Солоненко.
Эмоциональное выгорание педагогов. Синдром выгорания – поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований.
Транксрипт:

Эмоциональное выгорание у врачей Профессор кафедры организации здравоохранения, медицинской статистики и информатики Института профессионального образования доктор медицинских наук, профессор ТРЕГУБОВ Валерий Николаевич

Литература Балахонов А.В., Белов В.Г., Пятибрат Е.Д. и др. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета.– – С. 57 – 71. Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е. Социальные и профессиональные факторы риска формирования эмоционального выгорания у врачей психиатров и наркологов // Прикладные информационные аспекты медицины. – – С. 71 – 75. Молчанова Л.Н. Интегративно-дифференциальный подход к исследованию состояния выгорания у врачей // Вестник Томского государственного университета. – – С. 136 – 139. Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «человек-человек» // Сибирский психологический журнал. – – С. 150 – 153. Хохдов Р.А., Минаков Э.В., Фурменко Г.И. и др. Влияние синдрома эмоционального выгорания на стереотипы врачебной практики и клиническую инертность // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. – – С. 12 – 22. Яркина О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно- профессионального развития: симптомы и предпосылки // Вестник Тамбовского университета. – – С. 307 – 311.

Актуальность Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекает внимание ученых. Установлено, что существует ряд специальностей, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие постоянных контактов с другими людьми. Анализ подобных проявлений выявил особый психологический феномен – синдром эмоционального выгорания. Ведущую роль в возникновении данного синдрома играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе человек–человек, к которым в здравоохранении относятся отношения между лечащим врачом и трудными пациентами, между медработниками и родственниками пациентов, между руководителем и подчиненными в процессе разрешения конфликтных ситуаций, между профессиональной самооценкой врача и отношением к нему коллег и т.д. В зависимости от используемых методик синдром эмоционального выгорания определяется у % врачей.

Определение Синдром эмоционального выгорания (burnout) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического стресса на рабочем месте. Синдром эмоционального выгорания можно рассматривать как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, что в свою очередь отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Факторы, формирующие синдром выгорания К индивидуальным факторам относят возраст, пол, уровень образования, личностные особенности, стаж работы, выносливость, тип поведения, тревожность. Организационные (внешние) факторы, влияющие на формирования синдрома эмоционального выгорания, включают в себя: рабочие перегрузки, дефицит времени, большое число пациентов, неадекватное руководство коллективом, отсутствие профессиональной и личной поддержки, недостаточная профессиональная подготовка.

С чего начинается эмоциональное выгорание По данным К.Кондо (1991), эмоциональному выгоранию больше подвержены те, кто начинал работать страстно, с особым интересом и высокой мотивацией. В последующем лица, долгое время помогавшие другим, начинают чувствовать разочарование, если не удается достичь ожидаемого результата работы или соответствующей оценки деятельности. По мнению М.Буриша (1994), тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться. Этот «запал» не несет никаких отрицательных последствий при условии соответствующего удовлетворения. В противном случае работа сопровождающая чрезмерной потерей психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию) и как результат - беспокойству (тревоге), раздражению, гневу, пониженной самооценке на фоне нарушения сердечно-сосудистой деятельности, дисфункции дыхания, желудочно-кишечных расстройств, головных болей и нарушения сна, что может отразиться на семейных и производственных отношениях.

Несоответствия между личностью и работой, которые приводят к эмоциональному выгоранию 1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами - предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. 2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. 3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда. 4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. 5. Несоответствие между личностью и работой, которое может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности сотрудника. 6. Несоответствие между этическими принципами, принципами личности и требованиями работодателя. К. Маслач и С. Джексон (1985)

Стадии эмоционального выгорания 1.Фаза напряжения. Наличие напряжения на работе служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома эмоционального выгорания. Тревожное напряжение характеризуется следующими проявлениями: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, безысходность и тревога. 2. Фаза резистентности. Выделение этой фазы в самостоятельную, весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать воздействия эмоциональных факторов путем ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. 3. Фаза истощения. Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.

Симптомы эмоционального выгорания усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонница; негативное отношение к клиентам; сокращение перечня рабочих действий; злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание; негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев и др.); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувство бессмысленности и безнадежности); переживание чувства вины и зависимости. Е. Махер (1983)

МКБ – 10. Класс XXI - Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения Z73 Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни. Z73.0 Переутомление. Состояние истощения жизненных сил. Z73.2 Недостaточность отдыхa и рaсслaбления. Z73.4 Неaдеквaтные социaльные нaвыки, не клaссифицировaнные в других рубрикaх. Z73.5 Конфликт, связaнный с социaльной ролью, не клaссифицировaнный в других рубрикaх. Z56 Проблемы, связaнные с рaботой и безрaботицей. Z56.3 Нaпряженное рaбочее рaсписaние. Z56.4 Конфликт с нaчaльником и сослуживцaми. Z56.5 Неподходящaя рaботa. Z56.6 Другое физическое и психическое нaпряжение в рaботе. Z56.7 Другие и неуточненные проблемы, связанные с работой.

Профилактика эмоционального выгорания Профилактика стресса у врачей является важной задачей руководства медицинских организаций. В первую очередь необходимо создать комплекс мер предупреждающих возникновение эмоционального выгорания: корпоративную культуру; соблюдение режима труда и отдыха; обеспечение условий питания, соблюдения личной гигиены, отдыха во время перерывов и др. Желательно применять современные психотехнологии не только саморегуляции, но и технологии психолого-акмеологического сопровождения всего уклада трудовой деятельности. В частности, врачам будет полезным использование методов мышечной релаксации, формирования психической толерантности, приемы аутогенной тренировки, а также участие в балинтовских группах, что позволит им научиться регулировать свое эмоциональное состояние, адаптироваться к трудным ситуациям, а также привлечет их внимание к психологическим аспектам работы с пациентами, к отношениям в среде «врач-больной» и, в конечном счете, будет способствовать совершенствованию их личностно-профессионального развития.

Доклад закончен, благодарю за внимание! Aliis inserviendo consumor Светя другим, сгораю сам