МЕДИА ИНДУСТРИЯ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Асель КАРАУЛОВА, Президент Казахстанский Пресс-клуб 17 сентября 2010 года, Алматы, Казахстан
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Кризис серьезно повлиял на рынок СМИ: почти все игроки столкнулись с кризисом в той или иной степени Существенное сокращение рекламных доходов в СМИ Закрытие изданий Сокращение штата сотрудников «Укрупнение» игроков: создание холдингов Низкий уровень менеджмента в СМИ и не выстроенные бизнес процессы
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Усиление влияние государства на контент СМИ через госзаказ: В 2009 году по линии Министерства культуры и информации Казахстана в рамках государственного соцзаказа СМИ получили порядка 1,1 млрд. тенге (7,3 млн. долларов США) Самоцензура – одна из главных проблем журналистов. Редакторы также отмечали, что у репортеров есть страх подготовки статей и репортажей, повествующих о социальных и политических проблемах, поскольку это может привести к судебным искам, претензиям со стороны чиновников и потере работы. Кроме того, собственники и редакторы указывали, что не готовы рисковать и публиковать проблемные материалы из-за опасности потери финансирования по линии государственного социального заказа, что подтверждает существовавшие и высказываемые опасения, что его внедрение стало своего рода тормозом к развитию независимой прессы. Источник: Medianet
ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ В ТЕКУЩИХ УСЛОВИЯХ
ЧТО ОКАЗАЛО НАИБОЛЕЕ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА
непрозрачность рынка допуск на рынок российских СМИ на льготных условиях, что ведет к большему ослаблению конкурентоспособности отечественной прессы. некоторые редакторы печатных изданий видят причину в доступности Интернета.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ПОЗИТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СМИ В КАЗАХСТАНЕ?
Тиражи печатных СМИ:
КАК ИЗМЕНИЛСЯ ШТАТ СОТРУДНИКОВ?
СОКРАЩЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ
СТРУКТУРА ДОХОДОВ
ВЛИЯЮТ ЛИ ЗАКАЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ГОСЗАКАЗ НА РЕПУТАЦИЮ СМИ?
ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВАШЕГО СМИ?
Концепция СМИ и формат Большее внимание стали уделять дизайну В связи с увеличением госзаказа, появились дополнительные рубрики и программы Больше внимания стало уделяться корпоративному управлению и маркетинговым оценкам Также в некоторых СМИ изменения произошли из-за смены управленческого состава или вхождения в медиа холдинг. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
КОНТРОЛЬ КОНТЕНТА Относительно контроля за содержанием материалов со стороны различных групп анализ показал следующее: Большинство СМИ отрицают наличие какого-либо контроля как со стороны рекламодателей, так и со стороны госорганов и учредителей. Наибольшее количество СМИ - 60% - основной упор сделали на усиление самоконтроля и самоцензуры 35% отметили увеличение контроля со стороны госорганов, в 25% усилился учредительский контроль и в 21% случаев – со стороны рекламодателей. Лишь небольшой процент респондентов отметили снижение контроля со стороны различных групп.
РЕКЛАМНАЯ ПОЛИТИКА
ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ СМИ
КАК ИЗМЕНИЛАСЬ СТРАТЕГИЯ?
ПРОВОДИЛИСЬ ЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ?
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ?
Некоторые рекомендации: Привести законодательство в соответствии с международными стандартами в области свободы выражения мнения. Отказаться от принятия поправок в законодательство в области СМИ без широкого обсуждения с медийным сообществом на примере последних поправок в закон о СМИ и непринятия мнения гражданского общества при обсуждении закона об Интернете. Изменить структуру госзаказа: часть направить на институциональную помощь СМИ: тренинги для редакторов и журналистов, материально- техническая база, исследования, профессиональные стажировки и т.д., часть - на господдержку культурных, детских и социальных медиа проектов. Сделать процедуру распределения госзаказа полностью прозрачной. Материалы из средств госзаказа выделять на правах рекламы, а не подавать как журналистское мнение. Институционально помочь казахоязычным СМИ в становлении как профессионального бизнеса. Расширить взаимодействие между казахско- и русскоязычными средствами массовой информации для преодоления возникающих барьеров и предоставления гражданам полной информации о происходящем в стране на обоих языках.
Некоторые рекомендации: Все проплаченные материалы в печатных и электронных СМИ, в том числе и на средства госзаказа, публиковать только на правах рекламы. Убрать из прайс листов СМИ понятие «размещение платных PR материалов без значка», поскольку это является прямым нарушением прав потребителей на объективную информацию и характерно для отсталых стран. Законодательно ввести прозрачную структуру собственности масс-медиа в республике
ТРЕТИЙ МЕДИА КУРУЛТАЙ. 12 ноября, Алматы, отель Риксос Крупнейшая постоянная площадка для обсуждения цеховых проблем СМИ и выработки совместных решений Темы для обсуждения: Новая стратегия нового Министерства Новые подходы к развитию медиа рынка в стране Конкурентоспособная экономика - конкурентоспособные СМИ и сильные медиа бренды Что тормозит развитие профессионального рынка и конкуренции? Ключевые тенденции не международных рынках
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ