Тема 7. Виды и роль симметрии в возникновении орнаментального образа. Связь мотива и композиции. Специальность 070600.65 «Дизайн» Институт сервиса, моды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 5. Статичные раппортные композиции Специальность «Дизайн» Институт сервиса, моды и дизайна, кафедра дизайна старший преподаватель Н.Н. Личманюк.
Advertisements

Тема 8. Роль ритма в возникновении орнаментального образа. Творческий метод создания монокомпозиций. Специальность «Дизайн» Институт сервиса,
Тема 2. Разработка ленточного орнамента. Специальность «Дизайн» Институт сервиса, моды и дизайна, кафедра дизайна старший преподаватель Н.Н.
Признаки, свойства орнамента Назначение Задача Сделать предмет нарядным, привлекательным, для него характерна художественная выразительность.
Орнаментальная композиция и особенности ее построения.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
«Детская площадка на основе комбинаторного элемента» Лабораторная работа 5 Разработка комбинаторных элементов. Клаузура «Проектирование в дизайне среды»
Симметрия Учитель: Елена Ермолова. «Симметрия» - слово греческого происхождения. Оно означает соразмерность, наличие определенного порядка, закономерности.
ВГУЭС Кафедра математики и моделирования. МАТЕМАТИКА для специальности «Дизайн» Преподаватель Пивоварова Ирина Викторовна.
Тема: Комбинаторика в художественном конструировании. Композиция. Симметрия и ассиметрия. Ритм. Динамические и статические формы. Равновесие.
Выполнила: Ученица 9 класса Жусупова Айнагуль Учитель: Алтаева А. К.
Зеркальная симметрия. Симметрия - это гармония в расположении одинаковых предметов какой-либо группы или частей в одном предмете, причем расположение.
Тема 2. Операторы (инструкции) передачи управления. Условный оператор (инструкция) и его формы. Логические выражения и логические переменные. Составные.
Выполнил: ученик 11кл. Петров Александр ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» 1470, 2009г.
1 Переходные процессы в цифровых системах. Анализ устойчивости цифровых систем Кафедра ИСКТ Преподаватель Кривошеев В.П.
Симметрия в переводе с греческого означает соразмерность. Под симметрией принято понимать свойство геометрической фигуры, расположенной в пространстве.
Содержание 2. Движения относительно точки 3. Движения относительно прямой 5. Зеркальная симметрия 6. Заключение 1. Введение 4. Параллельный перенос Закончить.
«Детская площадка на основе комбинаторного элемента» Лабораторная работа 7 Эргономика «Проектирование в дизайне среды» Специальность «Дизайн»
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Транксрипт:

Тема 7. Виды и роль симметрии в возникновении орнаментального образа. Связь мотива и композиции. Специальность «Дизайн» Институт сервиса, моды и дизайна, кафедра дизайна старший преподаватель Н.Н. Личманюк Курс лекций Орнамент в графическом дизайне

Виды и роль симметрии в возникновении орнаментального образа. Греческое слово симметрия означает соразмерность, а слово асимметрия - ее отсутствие. Симметрия - это определенный пространственный порядок, математически точная закономерность в расположении предметов или их частей. Именно благодаря симметрии, присущей орнаменту, он может играть организующую роль в произведениях декоративного искусства.

Существует несколько видов симметрии. Чаще всего мы встречаемся с зеркальной симметрией. Она присуща телу человека и большинства животных, а также многим предметам, которыми мы пользуемся. Она широко применяется в искусстве.

Симметрия стремится к устойчивости. Стоит сделать изображение симметричным, как мы почувствуем некоторое благополучие, хотя произведение может получиться однообразным. Когда надо передать движение, мы сознательно нарушаем симметрию.

Симметрия с древних времен привлекает к себе внимание людей. В наблюдаемой симметрии природных форм находили подтверждение разумного устройства мироздания, в ней искали суть красоты, свидетельство гармонии. Симметрия принадлежит и миру человека в его творениях, в его мышлении и миру природы в ее образах, она прокладывает мост между человеком и природой.

К фундаментальным понятиям симметрии относятся плоскость симметрии, ось симметрии, центр симметрии. Плоскостью симметрии называется такая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части, расположенные друг относительно друга так, как предмет и его зеркальное отражение.

Осью симметрии называется такая прямая линия, вокруг которой симметричная фигура может быть повернута несколько раз таким образом, что каждый раз фигура "самосовмещается" сама с собой в пространстве.

Центром симметрии называется такая особая точка внутри фигуры, характеризующаяся тем, что любая проведенная через точку прямая по обе стороны от нее и на равных расстояниях встречает одинаковые (соответственные) точки фигуры. "Идеальным" примером такой фигуры является шар, центр которого и является его центром симметрии.

Виды симметрии, используемые в орнаментальных структурах: осевая (симметрия относительно прямой) центральная (симметрия относительно точки) зеркальная (симметрия относительно плоскости)

Весьма распространенным видом симметрии в орнаменте является бордюр. Бордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры. Линейный орнамент обычно применяется там, где нужно ограничить какую-то поверхность или разбить ее на части.

На практике бордюр может строиться не только по прямой, но и вдоль ломаной или изогнутой линии. В любом случае параллельный перенос совершается, следуя изгибам и переломам оси. Бордюр, кроме симметрии параллельного переноса, может обладать и другими элементами симметрии. Они возникают в тех случаях, когда тот или иной вид симметрии присущ каждому отдельно взятому элементарному мотиву орнамента.

Существует семь видов бордюров, которые различаются направлением переноса по осям и плоскостям симметрии.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте. Выделено четыре типа розеток, которые отличаются применением количества осей и плоскостей симметрии, применяемых к элементарной фигуре. Так при построении розеток могут использоваться только плоскость симметрии или только ось симметрии, или ось и плоскость симметрии, или и множество плоскостей симметрии.

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется паркетом (в дизайне - сетчатые орнаменты). Сетчатый орнамент, как вид центральной и осевой симметрии, широко распространен в вышивке. Он заполняет всю поверхность и располагается по невидимой сетке с самыми различными формами ячеек: ромба, квадрата, треугольника.

Различают пять систем точек (узлов орнаментальной сетки), которые лежат в основе построения большинства сетчатых орнаментов: квадратную; правильную треугольную, основу которой составляет равносторонний треугольник; прямоугольную, состоящую из прямоугольников с любым соотношением сторон; ромбическую, состоящую из ромбов с любым соотношением диагоналей; параллелограмматические, состоящие из параллелограммов произвольного вида, причем наклон ячейки может быть как левым, так и правым.

Различают 17 видов симметрии сетчатых орнаментов (Шубников А.В. Симметрия. М.; Л., 1940). С каждым из этих видов связано свое зрительное восприятие, которое можно проиллюстрировать на одном только примере, когда за основу принята единственная элементарная фигура. Это делается для того, чтобы излишне не загромождать рисунки ненужными на первых порах деталями и чтобы нетрудно было разобраться в сути того или иного вида симметрии сетчатого орнамента. За основу возьмем ту же элементарную фигуру, что и для построения розетт и ленточного орнамента. В действительности же изображения элементарной фигуры, повторяющиеся при переносе по обеим осям, могут быть совершенно отделены друг от друга, т.е. не пересекаться, а могут и сами состоять из разобщенных частей:

Виды симметричных сетчатых орнаментов

Варианты простейших сетчатых орнаментов

Типы розетт имеющая только плоскость симметрии имеющая только ось симметрии с осью и плоскостью симметрии

с множеством плоскостей симметрии

Связь мотива и композиции. Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоротивно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий. Мотив - в декоративно-прикладном искусстве - основной (многократно повторяющийся) элемент орнаментальной композиции. Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композиционном построении орнамента. Говоря о принципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.

Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика – первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Главная причина возникновения и проявления специфических противоречий в орнаментальном искусстве заключается в возможности быть рядом этим двум состояниям. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.

Вопросы соразмерности величин могут быть решены только двумя способами: - делением на равные части; - делением на неравные части (целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей).

Статические композиции (и орнаментальные мотивы) основываются на принципе симметрии, одинаковости; динамические – на принципе асимметрии, противопоставления. Положительный результат работы художника- орнаменталиста во многом зависит знания им законов орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе.

Литература: 1.Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. -М., Феникс., с. 2.Буткевич Л.М. История орнамента : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, с. 3.Груздева Г.А. Композиция: учебно-методическое пособие Н.: Новгород: НГПУ, с.

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.