ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ М.Б.Горный20.03.2014 КОРРУПЦИЯ (общие сведения) ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЕ - это действие или бездействие лица, принимающего решение,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.
Advertisements

Коррупция и Антикоррупционная политика государства.
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Заседание Совета руководителей ОУ города Тулы «Соблюдение антикоррупционного законодательства в образовательных организациях»
Злоупотребление служебным положением Дача взятки, получение взятки Злоупотребление полномочиями Иное незаконное использование физическим лицом своего.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
О выполнении мероприятий, предусмотренных Планом противодействия коррупции в Алтайкрайстате на гг.
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО- НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ханты-Мансийск 2014.
О привлечении к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления (Статья КоАП Незаконное.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И СТАНДАРТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ 2015.
Федеральный закон РФ от N 273-ФЗ "О противодействии коррупции." В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Основные направления деятельности кадровых служб государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми в сфере противодействия.
Транксрипт:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ М.Б.Горный

КОРРУПЦИЯ (общие сведения) ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЕ - это действие или бездействие лица, принимающего решение, в своих корыстных интересах или корыстных интересах другого лица, связанное с публичным ресурсом. Из закона Ст.1 «…. коррупция: а). злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгод в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц

Определение коррупции (продолжение ) либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б). совершение деяний, указанных в п. «а», от имени или в интересах юридического лица». Федеральный закон «О противодействии коррупции» от , 273-ФЗ. СЗ РФ, 2008, 52, ст

Основные понятия Административный ресурс Административные барьеры Антикоррупционная политика Конфликт интересов Подкуп должностных лиц Теневая экономика

Основные понятия (продолжение) Захват бизнеса Захват государства; перезахват государства Коррупционное вымогательство Коррупционное рейдерство Общественное участие Отмывание денег Прозрачность власти

Административный ресурс Административный ресурс (АР) – это совокупность возможностей, которые дает административная должность. Плох не сам АР, а злоупотребления им, которые чаще всего принимают форму коррупции. Под административным ресурсом мы будем понимать совокупность возможностей лица, занимающего административную должность, по управлению материальными ресурсами, людьми, процессом в корыстных интересах (своих либо чьих-то еще), а не для исполнения своих функций и обязанностей в рамках объема полномочий данной должности. АР, как правило, не связан с непосредственной и личной выгодой, часто не сводится ни к взятке, ни к подкупу.

Конфликт интересов Конфликт интересов (КИ) – это ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). Неправильно сводить КИ ни к коррупции, ни к злоупотреблению АР, опасно относиться к этому явлению как к чему-то, что требует «искоренения» – сам по себе КИ – это явление объективное, и с ним надо научиться жить.

Теневая экономика Теневая экономика – неучитываемая и криминальная экономическая деятельность, скрытая от учета и/или налогообложения. В России уровень теневой экономики составляет 25% ВВП, в Чехии - 9%, в Киргизии 48%

Захват государства, захват бизнеса Захват государства – инициативные попытки предпринимателей повлиять на решения органов власти разного уровня и разных ветвей (бизнес подкупает и покупает чиновников и депутатов), сюда же относится теневой лоббизм в органах власти, покупка решений исполнительных органов, установление коррупционного контроля над политическими партиями. Захват бизнеса – установление чиновниками неправового контроля над бизнесом с целью извлечения административной ренты (чиновники используют административный ресурс для давления на кампании), рента обеспечивается здесь не взятками, а бизнесом и доходами от него.

Коррупционное вымогательство Коррупционное вымогательство – действия чиновников, направленные на получение денег от бизнеса просто так, а не в обмен на какие-либо услуги со стороны власти (если не считать услугой со стороны власти саму возможность бизнесу существовать и работать). Коррупционное рейдерство – высшая форма коррупционного вымогательства: отнятие собственности властью у бизнеса. перезахват государства – уже захваченный бизнес начинает влиять на власть, входить в нее. Пример события в станице Кущевской

Прозрачность власти Прозрачность власти – это ее открытость, понятность и возможность влияния на нее. Открытость – доступ (в первую очередь к информации о деятельности власти, о процедурах принятия и исполнения властных решений, к самим решениям; доступ в помещения, где находятся органы власти и др.). Понятность - в том, к чему есть доступ (процедуры, решения) можно разобраться. Возможность влияния – возможность использования и изменения того, к чему есть доступ, и что стало понятным (властные процедуры, информация, решения).

Общественное участие Общественное участие – участие структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений (в политическом цикле). Прозрачность власти – условие необходимое для общественного участия, но, к сожалению, недостаточное. Без прозрачности общественного участия не бывает, однако, наличие прозрачности гарантирует лишь возможность общественного участия, но еще не гарантирует его наличия, необходимо еще, чтобы сами структуры гражданского общества были в нем заинтересованы, т.е. необходима мотивация.

Виды коррупции Низовая коррупция Верхушечная коррупция Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции – взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной – использование административного ресурса для получения «нужного» результата выборов). В этом случае, а именно на нем мы и сосредоточим коррупция – это использование должностным лицом своего служебного положения в корыстных целях (своих либо кого-то еще).

Причины коррупции Экономические Политические Психологические Моральные Основными причинами коррупции в странах с экономикой переходного периода, к которым сегодня еще относится Россия, являются экономический упадок, политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества, отсутствие прочных демократических традиций.

Формы коррупции. Уголовно наказуемые коррупционные деяния –злоупотребление властью или должностным положением, превышение власти или должностных полномочий, совершаемые для удовлетворения корыстных интересов; –хищение имущества (независимо от формы) с использованием должностного положения; –незаконное получение благ, льгот и преимуществ и использование их; –взяточничество; –неправомерное вмешательство с использованием должностного положения в деятельность органов, физических и юридических лиц с целью препятствования выполнения ими своих полномочий или домогательства принятия неправомерного решения; –использование информации, полученной с использованием служебного положения в корыстных интересах, необоснованный отказ или несвоевременное либо недостоверное предоставление такой информации; –предоставление необоснованных преимуществ физическим или юридическим лицам путем подготовки и принятия нормативно- правовых актов или управленческих решений; –протежирование из корыстных интересов в назначении на должность лица, которое по профессиональным качествам не имеет преимуществ перед другими кандидатами.

Формы коррупции (продолжение). Уголовно ненаказуемые коррупционные деяния предоставление льгот для своей коррупционной группы с отвлечением на эти цели публичных ресурсов; использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах (непотизм); бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве средств у коммерческих структур для их «переброски» в иные предпринимательские организации, политические партии; лоббирование при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных лиц (групп); злоупотребления служебным положением (уголовно не наказуемые в процессе приватизации, сдачи в аренду, лицензировании или квотировании).

Последствия коррупции Политические последствия: падает доверие населения к власти, уничтожается политическая конкуренция, уменьшается престиж государства и др. Экономические последствия: неэффективное использование бюджетных средств, повышение цены за счет коррупционных издержек, расширение теневой экономики, снижение эффективности рынка и др. Социальные последствия: уменьшается способность власти решать социальные проблемы, усиливается имущественное неравенство, социальная напряженность, увеличивается неверие в закон как инструмент регулирования жизни государства, растет организованная преступность и др.

Особенности коррупции в РФ Особые причины коррупции в РФ: субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения России, слабость судебной системы, неразвитость правового сознания населения, пренебрежение правом в угоду выгоде, подчиненность чиновников не закону, а начальству и инструкциям, безнаказанность при нарушении законодательства. Преобладание коррупционного вымогательства Системный характер коррупции, обилие силовых проявлений

Особенности коррупции в РФ (продолжение) Конец 90-х годов. Захват олигархическими бизнес- структурами государства через коррупционные практики. Нулевые. При условии отсутствия какой-либо деятельности по ограничению коррупции, наступает следующий цикл – захват бизнеса. Конец нулевых. Коррумпированная бюрократия, уже захватившая бизнес, опробовавшая все возможные методы коррупционного вымогательства, постепенно превращается в криминально организованную систему и начинает новый перезахват государства. Это уже не бизнес, а анклавы коррумпированной криминальной субстанции начинают перезахватывать государство, получается уже квазикоррумпированная система управления.

Взгляды на борьбу с коррупцией в РФ Конкуренция. А). политическая конкуренция как способ предотвращения консервации коррумпированных элит; Б). медийная конкуренция; В) экономическая конкуренция; Г). Конкуренция в зале суда Административная реформа; судебная реформа Вводить антикоррупуционные институты, делать все, «как у них»: всякого рода декларации доходов и расходов, контроль

Элементы теории коррупции Агентская модель коррупции (Сатаров) Модель Полички – Шиханова Примеры коррупции Коррупция в законодательном процессе (несовершенство норм) Коррупция в бюджетном процессе (отсутствие конкурсности и прозрачности) Коррупция в избирательном процессе (АР, подкуп) Коррупция среди чиновников (КИ, взятки, вымогательство)

СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 2 типа стратегий: устранение причин и/или наказание коррупционеров Стратегия «Общественное осознание» - осознание обществом опасности коррупции и ее последствий Стратегия «Предотвращение» («Хорошее управление») – предупреждение возможности появления коррупции Правозащитная стратегия («Верховенство права») – защита прав человека и неукоснительное соблюдение законов

СТРАТЕГИЯ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ОСОЗНАНИЕ» Анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии Антикоррупционное гражданское образование Антикоррупционные коалиции Доступ к информации и независимые СМИ

СТРАТЕГИЯ «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ» Прозрачная власть, прозрачные процедуры Общественное участие Уменьшение вмешательства государства в дела общества Кодексы этики Снижение административных барьеров и внедрение конкурсности

ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАТЕГИЯ Сильная и независимая судебная власть Неукоснительное исполнение законов Законодательство, не допускающее возможность появления коррупции Общественная экспертиза Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмана

Законодательство о противодействии коррупции и об участии ИГО в (международные акты) Конвенция ООН против коррупции (1996) Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о коррупции в третьих странах. Конвенция Совета Европы о гражданско- правовой ответственности за коррупцию.

Законодательство о противодействии коррупции и об участии ИГО ( федеральные акты) ФЗ 273 «О противодействии коррупции» – 2008г. Национальная стратегия противодействия коррупции Национальный план противодействия коррупции Концепция административной реформы ФЗ 172 «Об антикоррупционной экспертизе» – 2009г. Концепция взаимодействия государства с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции до 2016г.

Законодательство (региональные акты - СПб) Закон «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт- Петербурге» – 2008г. Постановление Правительства СПб «О межведомственном совете по противодействию коррупции» – 2009г. Распоряжение Комитета по законности по антикоррупционной экспертизе – 2011г.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Главная задача для структур гражданского общества (НКО и предприниматели) заключается в осуществлении общественного участия в процессе подготовки, принятия и контроля исполнения властных решений, формировании нетерпимого отношения к коррупции

ПРОЗРАЧНОСТЬ Открытость: доступ к информации, к процедурам, в помещения Понятность: достоверность, наличие специалистов Возможность влияния

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ПРОБЛЕМЫ Противодействие властей Отсутствие мотивации у структур гражданского общества

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ДЕЙСТВИЯ Развитие структур гражданского общества (НКО и их коалиции) Развитие системы гражданского образования, правовое просвещение Обмен опытом и внедрение перспективных форм общественного участия

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ – ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ Суть: выявление условий благоприятных для злоупотреблений, фактов злоупотреблений с целью их пресечения и наказания лиц, причастных к злоупотреблениям

РОЛЬ НКО Взаимодействие с властями для обеспечения прозрачности Взаимодействие прописано в НПА всех уровней: федерального (национальный план противодействия коррупции), регионального, местного Формы и механизмы взаимодействия: общественные советы, общественная экспертиза, общественные слушания, общественный контроль, общественные приемные

Конкретные мероприятия и конкретные НКО (пример Санкт-Петербурга) Семинары НКО и власти по противодействию коррупции («Стратегия», НИУ-ВШЭ, КМП, КЗ) Прием граждан, их жалоб и обращений (общественная приемная ТИ-Р) Обеспечение права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти (ИРСИ) Независимая экспертиза («Стратегия», ЮрЗаГо) Рабочая группа по противодействию коррупции (Координационный Совет, КМП, КЗ)

ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ Этапы 1- мониторинг решений и действий: нужна достоверная информация 2 – общественная экспертиза конкретных решений и действий 3 – представление результатов экспертизы власти и обществу

Общественный мониторинг Контроль ОКС и отдельных НКО за исполнением решений Контроль ОКС и НКО за исполнением бюджета Общественный мониторинг противодействия коррупции

Общественная экспертиза Независимая антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов Независимая антикоррупционная экспертиза административных регламентов (только организации, а не отдельные эксперты) Проблема: отсутствие квалификации, неверие

Представление результатов Связь со СМИ, заинтересованность, поиск информационного повода Социальные сети Обращения, жалобы, депутатские запросы

РЕЗУЛЬТАТ КОНТРОЛЯ Практический результат состоит в том, чтобы уполномоченными на то органами государственной власти была проведена проверка Условие успешности гражданского контроля – каждый гражданин должен иметь право оспаривать неправомерные действия

ПРАКТИКА В САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ Рабочая группа при межведомственном совете – не работает Общественная приемная ТИ-Р Общественный правозащитный совет ИРСИ «Муниципальная пила» Координационный центр – создан в конце 2012г

Общественная приемная ТИ-Р в СПб Обращения в приемную Запросы приемной к органам власти и реакция на ответы на запросы Конкретные проекты Статистика за 4 квартал 2014г. Общее количество обращений в 4-м квартале: 50, из них: - лично –11 обращений; - по телефону – 16 обращений; - по электронной почте и постовыми отправлениями - 23 обращения. Отрасли: экология и природопользование, санитарно- эпидемиологические строительные нормативы и требования, земельное право, отношения в сфере госслужбы

Правозащитный совет Проект Антикоррупционная экологическая инициатива Проект «Коррупция как фактор нарушений прав человека в России»

ИРСИ Обеспечение права граждан на информацию об органах власти и их деятельности Издание пособий Мониторинг официальных сайтов органов власти

Муниципальная пила Мониторинг муниципальных бюджетов Мониторинг муниципальных закупок Обращения в правоохранительные органы по результатам мониторинга

Рекомендации по вовлечению ИГО в процесс противодействия коррупции Совершенствование действующего законодательства Повышение информированности о формах и механизмах участия ИГО Создание условий для реализации МСП общества и власти Экономическая поддержка НКО, вовлеченных в противодействие коррупции

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА (по Шевердяеву) Анализируем конкретные законодательные акты СПАСИБО!!!