Тема учебного проекта: Система древнерусских саженей Творческое название: «Золото Древней Руси» Автор проекта: Дебердеева Дамира, ученица 10 А класса МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Advertisements

МОУ СОШ 9 г.Георгиевск Ставропольский край Тема: Геометрия в архитектуре древнерусского зодчества. группа учеников 7 класса учитель : Куликова Г.А.
Симметрия в архитектуре Работа ученицы 10 класса Белорусской средней школы Кудравец Алёны Кудравец Алёны.
Исследовательская экспедиция под руководством ученицы 6 «В» класса МОУ-СОШ 11 г. Белгорода Инютиной Екатерины.
Изучить понятие «золотое сечение»; Рассмотреть применение «золотого сечения» в архитектуре, искусстве, биологии; Исследовать присутствие золотого сечения.
Исследовательская экспедиция. Сегодня на уроке мы с вами: повторим понятия, связанные с пропорцией, отношением; познакомимся с «золотым сечением», «золотым»
Золотая пропорция в архитектуре г.Лангепас Автор: Коломиец Елизавета Владимировна МОУ СОШ 3, 4А класс Научный руководитель: Ефимова Елена Михайловна Учитель.
АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время облик большинства современных городов формирует массивная, монотонная, угловатая, оторванная от природных форм и пропорций.
Старинные русские меры длины Работу выполнила ученица 7 а класса МОУ СОШ 4 г. Меленки Некрасова Мария Руководитель : учитель математики Нестеренко Н. И.
Как измерить красоту и гармонию? «В геометрии существует два сокровища: первое – теорема Пифагора, второе – золотое сечение. Первое можно сравнить с мерой.
Старинные меры длины. Проект ученика 5 класса Проект ученика 5 класса МОУ Бичурга-Баишевская СОШ. МОУ Бичурга-Баишевская СОШ. Петрова Александра Петрова.
«МКОУ СВЕТЛОВСКАЯ СОШ» Завьяловского района Выполнила работу ученица 7 класса Шибкова Ангелина.
Симметрия в математике и архитектуре Выполнил: ученик 4 класса МБОУ СОШ 17 г. Владикавказа Дзугаев Ахсарбек.
Числовые множества 4. Какие виды чисел использует современная математика Ознакомившись с материалом данной презентации, вы узнаете: 1. Что такое аксиома,
I региональный предметный проект « Виртуальная энциклопедия «Эврика!» Номинация «Математика» « Секреты таблицы умножения» Выполнила: Рябухина Анастасия,
Цель: выяснить как используют различные виды симметрии в архитектуре.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 6 КЛАССА «В» ГБОУ ГИМНАЗИИ 1257 СОКОЛОВА КСЕНИЯ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАЕСЕНОК ВЕРА ПАВЛОВНА.
Старинные русские меры длины. Математика вокруг нас
Математика в архитектуре «Ни тридцать лет, ни тридцать столетий не оказывают никакого влияния на ясность и красоту геометрических истин». Льюис Кэрролл.
Сколько лет русской избе?. Цель работы: Узнать, сколько лет существует русская изба.
Транксрипт:

Тема учебного проекта: Система древнерусских саженей Творческое название: «Золото Древней Руси» Автор проекта: Дебердеева Дамира, ученица 10 А класса МОУ СОШ 2 Руководитель проекта Долгова Зинаида Александровна, учитель математики Руководитель проекта Долгова Зинаида Александровна, учитель математики г.Петровск Саратовской области – 2010 г.

«Золото Древней Руси»

Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны. Платон

Введение. Актуальность исследований В двадцатом веке, все жилые сооружения строились с использованием метрической системы мер. Объекты с использованием метрической системы мер, которая, как нынче стало известно, омертвляла здания и сооружения, порождала в них стоячие волны, губительно действующие на организм человека, были не только не гармоничны, но даже не идеальны. Древнерусская система мер была утрачена и заменена стандартным метром. Поэтому изучение древнерусской числовой системы не только пополнит наши знания, но и даст ответы на давно тревожащие нас вопросы. В двадцатом веке, все жилые сооружения строились с использованием метрической системы мер. Объекты с использованием метрической системы мер, которая, как нынче стало известно, омертвляла здания и сооружения, порождала в них стоячие волны, губительно действующие на организм человека, были не только не гармоничны, но даже не идеальны. Древнерусская система мер была утрачена и заменена стандартным метром. Поэтому изучение древнерусской числовой системы не только пополнит наши знания, но и даст ответы на давно тревожащие нас вопросы.

Современные строители и проектировщики - люди практичные, стоят на земле крепко, как и возводимые ими здания. Современные строители и проектировщики - люди практичные, стоят на земле крепко, как и возводимые ими здания.

Но и древние зодчие тоже были людьми практичными. А о том, что они свое дело знали, говорят дворцы и храмы, которые прошли через тысячелетия и дожили до наших дней, удивляя потомков не только гармонией и красотой, но и благодатными ощущениями, которые возникают внутри этих древних строений, словно они живые. Но и древние зодчие тоже были людьми практичными. А о том, что они свое дело знали, говорят дворцы и храмы, которые прошли через тысячелетия и дожили до наших дней, удивляя потомков не только гармонией и красотой, но и благодатными ощущениями, которые возникают внутри этих древних строений, словно они живые.

Меня давно интересовал вопрос, почему все древнерусские сооружения, начиная с дворцов и храмов и кончая халупами под соломенной кровлей на столько красивы и гармоничны? Меня давно интересовал вопрос, почему все древнерусские сооружения, начиная с дворцов и храмов и кончая халупами под соломенной кровлей на столько красивы и гармоничны?

Гипотеза: В основе древнерусской числовой системы заложены пропорции Золотого сечения, поэтому архитектурные конструкции, создаваемые по древнерусским мерам длины, являются гармоничными и соразмерными человеческому телу. В основе древнерусской числовой системы заложены пропорции Золотого сечения, поэтому архитектурные конструкции, создаваемые по древнерусским мерам длины, являются гармоничными и соразмерными человеческому телу.

Предмет исследования: пропорции Золотого сечения в архитектуре сооружений Древней Руси. Объект исследования: древнерусские храмы, церкви, здания, построенные с использованием системы саженей. Цель работы: выявить гармоничность построек с точки зрения Золотого сечения. Задачи: Проанализировать различные аспекты изучения данной темы. (Осуществить поиск и отбор информации о Золотом сечении в геометрии, в архитектуре древних построек, православном зодчестве). Исследовать пропорции в архитектуре церквей, храмов исторических памятников, с точки зрения Золотого сечения и сделать выводы на основе полученных фактов. Оформить результаты исследования.

Свою работу я начала с знакомства с древнерусскими мерами длинны. Возможно в них причина великолепия и красоты построек. Свою работу я начала с знакомства с древнерусскими мерами длинны. Возможно в них причина великолепия и красоты построек. Из энциклопедий я узнала, что на Руси в качестве единиц измерения использовался набор инструментов под общим названием «сажени». Саженей было несколько десятков, разной длины, и что особенно необычно, они были несоразмерны друг другу.

Виды сажене й Сажень в см. ½ - полсаже ни ¼ - локоть1/8 - пядь1/16 - пясть 1/32 - вершо к Простая152,76 76,3838,1819,19,54,77 Моховая 176,488,244,122,011,05,50 Морская 18391,545,722,911,45,72 Трубная 18793,546,723,411,75,84 Без чети 197,298,649,324,612,36,16 Косая ,027,013,56,75 Великая 249,46124,7362,3631,1815,67,80

Тогда у меня возникли следующие вопросы: Почему саженей было много? Почему саженей было много? Как ими пользовались? Как ими пользовались? Какую роль играли сажени при построении зданий? Какую роль играли сажени при построении зданий?

Почему саженей было много? Изучая материалы геометра Черняева, архитектора Пилцкого можно сделать вывод, что в Древней Руси существовала строгая система саженей. И при чем они были соразмерны, и относились к друг другу в определённой пропорции. Это и является причиной возникновения множества видов саженей.

В «Сказании о Соломоне и Китоврасе» точно отражено, что саженей было несколько, и применялись они при постройке здания одновременно. Длина откладывалась в одной сажени, ширина – в другой, высота – в третьей, внутренние размеры – в четвертой. При возведении нескольких этажей для каждого из них применялись сажени разной длины. В «Сказании о Соломоне и Китоврасе» точно отражено, что саженей было несколько, и применялись они при постройке здания одновременно. Длина откладывалась в одной сажени, ширина – в другой, высота – в третьей, внутренние размеры – в четвертой. При возведении нескольких этажей для каждого из них применялись сажени разной длины. Как ими пользовались?

Какую роль играли сажени при постройке зданий? Для определения размеров будущих построек русскими плотницких дел мастерами была выработана система простых отношений, в основе которой лежала русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела. При использовании системы древнерусских саженей, сооружения приобретают гармоничный и живой характер.

Издревле русские постройки славились своей простотой, гармоничностью, красотой и долговечностью. Их архитектурные формы идеальны. Русские зодчие обладали высочайшим мастерством строительства, прекрасно разбирались в архитектурном пропорционировании. Самая простая и самая совершенная из возможных систем пропорционирования, изначально заложенная в структуру древнерусских саженей пропорционирование по золотому сечению.

Попробуем доказать это! Доказательством может служить кратность всех саженей(кроме царской и церковной) золотому числу Ф= 1, Доказательством может служить кратность всех саженей(кроме царской и церковной) золотому числу Ф= 1, Покажем это, поделив последовательно величины пяти самых больших саженей на пять самых маленьких: Покажем это, поделив последовательно величины пяти самых больших саженей на пять самых маленьких: Ф = 284,8/176 = 258,4/159,7 = 244/150,8 = 230,4/142,4 = 217,6/134,5 = 1,618. Ф = 284,8/176 = 258,4/159,7 = 244/150,8 = 230,4/142,4 = 217,6/134,5 = 1,618. Для доказательства пропорциональности числу Ф оставшихся царской и церковной саженей достаточно удвоить длину кладочной и простой саженей и разделить полученные результаты на длину царской и церковной саженей: Ф = 159,7x2/197,4 = 150,8x2/186,4 = 1,618.

А это значит: Что пропорции, базирующиеся на золотом сечении, отличаются исключительно высокими эстетическими качествами и определяют наивысшую соразмерность между целым и его частями. Из этого следует, что все древнерусские сооружения, начиная с дворцов и храмов и кончая халупами под соломенной кровлей, несли в себе элементы гармонии золотого сечения. Что пропорции, базирующиеся на золотом сечении, отличаются исключительно высокими эстетическими качествами и определяют наивысшую соразмерность между целым и его частями. Из этого следует, что все древнерусские сооружения, начиная с дворцов и храмов и кончая халупами под соломенной кровлей, несли в себе элементы гармонии золотого сечения.

Начинать от Бога! Кроме всего этого, священный объект по каждой координате имел два размера: один - Кроме всего этого, священный объект по каждой координате имел два размера: один - мирской, а другой - скрытый, сакральный. В мирском варианте учитывалось четное количество каких- то саженей - 12, 14, 16. Сакральная высота подразумевала стремление к Богу и должна была иметь нечетное количество саженей, кратное 7. Семь - число Христа, священное, сакральное число. мирской, а другой - скрытый, сакральный. В мирском варианте учитывалось четное количество каких- то саженей - 12, 14, 16. Сакральная высота подразумевала стремление к Богу и должна была иметь нечетное количество саженей, кратное 7. Семь - число Христа, священное, сакральное число.

Эти правила были настолько законспирированы, что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском, даже нынешние крупные архитекторы не догадываются ни о двойной мерной структуре этих шедевров, ни и о саженной сакральности. Эти правила были настолько законспирированы, что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском, даже нынешние крупные архитекторы не догадываются ни о двойной мерной структуре этих шедевров, ни и о саженной сакральности.

«Русский Всемер» Человек хорошо запоминает не более семи предметов. А «Всемер» вмещает в два раза больше, плюс сложное сочетание групп. К тому же в своей повседневной практике зодчий пользовался в основном набором из трех-пяти саженей. О существовании прочих он со временем забывал. Человек хорошо запоминает не более семи предметов. А «Всемер» вмещает в два раза больше, плюс сложное сочетание групп. К тому же в своей повседневной практике зодчий пользовался в основном набором из трех-пяти саженей. О существовании прочих он со временем забывал. Особенность «Всемера»: задавая по одной шкале высоту в одной из саженей, мы автоматически получаем «сопряженные» размеры для длины и ширины в других саженях.

Как исчезли сажени? Наша древняя измерительная система стала портиться со времен Петра I, который русскую казенную сажень перевел в точной пропорции с английскими футами. В казенную сажень уложили семь английских футов. Наша древняя измерительная система стала портиться со времен Петра I, который русскую казенную сажень перевел в точной пропорции с английскими футами. В казенную сажень уложили семь английских футов. К началу XIX века только в церковном строительстве сохранилась исконная древнерусская система сажень. Сейчас же церковь строит, как и все прочие, используя метрическую систему измерения.

Итоги: Итак, мы обладаем инструментом сказочных возможностей. С помощью «Всемера» мы можем создавать любые объекты в рамках «золотых пропорций»; появляется реальная возможность контролировать правильность протекания самых различных технологических процессов, связанных с материальным производством. То есть сами соотношения этих процессов можно сделать внутренне красивыми, совершенными, поскольку будут подчиняться «золотому мерилу», сохраненному для нас зодчими Древней Руси. Итак, мы обладаем инструментом сказочных возможностей. С помощью «Всемера» мы можем создавать любые объекты в рамках «золотых пропорций»; появляется реальная возможность контролировать правильность протекания самых различных технологических процессов, связанных с материальным производством. То есть сами соотношения этих процессов можно сделать внутренне красивыми, совершенными, поскольку будут подчиняться «золотому мерилу», сохраненному для нас зодчими Древней Руси.

Если говорить о сегодняшнем дне строительной отрасли, то, конечно, трудно изменить множество технологических параметров строительной индустрии. Но это возможно при работе фирм по индивидуальным проектам. И в перспективе будущности, как мне кажется, лежит именно проектирование построек с помощью систем древнерусских саженей, базирующихся на пропорциях Золотого сечения. Если говорить о сегодняшнем дне строительной отрасли, то, конечно, трудно изменить множество технологических параметров строительной индустрии. Но это возможно при работе фирм по индивидуальным проектам. И в перспективе будущности, как мне кажется, лежит именно проектирование построек с помощью систем древнерусских саженей, базирующихся на пропорциях Золотого сечения. Перспективы:

Заключение Я думаю, что эта работа является мини-пособием для изучения применения Золотого сечения в основе Русских саженей в архитектуре. Возможно, не всё подробно, но в проекте затронуты все опорно- полагающие аспекты. Секрет того могучего эмоционального воздействия на человека красоты древнерусских построек, которые восхищают человечество и до сих пор. Я думаю, что эта работа является мини-пособием для изучения применения Золотого сечения в основе Русских саженей в архитектуре. Возможно, не всё подробно, но в проекте затронуты все опорно- полагающие аспекты. Секрет того могучего эмоционального воздействия на человека красоты древнерусских построек, которые восхищают человечество и до сих пор.

Список литературы: Черняев А.Ф «Золото Древней Руси» Волошинов, А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, Низовский, А.Н. Православные храмы и монастыри / А.Н. Низовский. - М.: Знание, С

Ваши вопросы!