«На Руси же общества низшие очень любят поговорить о сплетнях, бытующих в обществах высших, а потому начали обо всем этом говорить в таких домишках, где.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Advertisements

Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
сведения об окружающем мире Задание «Свойства информации» Задание «Свойства информации»
Кафедра социальной психологииСлух это информация, удовлетворяющая какую-то психическую потребность людей, неудовлетворенную иными способами. Неудовлетворенность.
Доклад на тему Анализ родственных понятий «имидж», «стереотип», «репутация», «престиж».
Значимость общения для развития ребенка.. Общение Передача информации – коммуникация. Слушать и слышать собеседника. Понимать собеседника, т.е «ставить.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 1. Понятие социальной структуры, ее виды и уровни. 2. Характеристика видов и элементов социальной структуры.
Выравнивание статистических рядов. Во всяком статистическом распределении неизбежно присутствуют элементы случайности, связанные с тем, что число наблюдений.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
Реклама. Виды рекламы Реклама информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному.
Тема 4. Проксемика. Символическая природа имиджа. С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком.
Человек в системе социальных связей.. Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных.
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
Транксрипт:

«На Руси же общества низшие очень любят поговорить о сплетнях, бытующих в обществах высших, а потому начали обо всем этом говорить в таких домишках, где даже в глаза не видывали и не знали Чичикова, пошли прибавления и еще большие пояснения. Сюжет становился ежеминутно занимательнее, принимал с каждым днем все более окончательные формы...» (Гоголь). о сплетнях

гипотеза Г. Оллпорта и Л. Постмана правдоподобность слуха определяется значимостью его содержания для людей и недостатком знаний об истинном положении дел. закон образования слухов

Трансляция как будто «засекреченного» сообщения часто служит фактором повышения социального статуса человека, подчеркивает, что он «информирован», вхож «в сферы». Само желание повысить свой престиж часто толкает людей как на передачу, так и на сочинение слухов и сплетен.

Психология слухов и сплетен В ходе трансляции и ретрансляции происходят определенные трансформации первоначальной информации: Во-первых, всегда происходит определенное сглаживание самого содержания слуха. Во-вторых, происходит заострение его эмоциональных компонентов. В-третьих, возникает своеобразная адаптация слуха к особенностям той аудитории, в которой он распространяется. 1 См.: Rosnow R. L. Psychology of rumor reconsidered. // Psychological Bulletin P См.: Allport G., Postman L. Psychology of Rumor. N. Y., 1956.

Одной из разновидностей слухов считаются сплетни Не случайно С. И. Ожегов определял сплетню как «слух о ком- или чем- нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях». И проводил примеры словоупотребления: «Пустить сплетню. Обывательские сплетни»

Сплетня это информация, Как правило, сплетня передается секретно, с ощущением взаимной принадлежности сплетничающих к определенному социальному кругу, и касается тех вопросов, открытое, публичное и гласное обсуждение которых под запретом.

Первая функция информационно- познавательная. Сплетня всегда является особым, специальным дополнением к иной, официальной, нормативной и демонстративно общедоступной информации. В отличие от такой, явно «отлакированной» информации, сплетня обычно представляет собой своего рода «изнанку событий».

Вторая функция сплетни групповая - интеграционная Обмен сплетнями всегда свидетельствует о вполне определенном сходстве как характеров обменивающихся сплетнями людей, так и иерархий их ценностей. Сплетники совершенно особенные люди. Как правило, обычно они образуют свою, причем вполне определенную компанию, создают своеобразный информационный «кружок». Сплетня это один из важных инструментов формирования специфического «мы- сознания», психологического возникновения «своей» общности. Давно и хорошо всем известно, что «те, с кем мы занимаемся сплетничеством, это всегда как бы "свои". Таким образом проявляется и укрепляется внутренняя связь и обособленный характер группы. Сплетня становится плоскостью противопоставления "мы они"»

Третья функция сплетни развлекательно-игровая. сплетню распространяют легко, как бы играючи, с шуткой и определенной долей иронии. Справедливо было подмечено: «В сплетне можно найти различные формы комизма прозаические кулисы того, что пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность одних и тех же людей, забавные конфликты социальных ролей и т. д.» (Jendrzejewski, 1975). В этом смысле сплетни иногда сближаются с анекдотами, хотя носят заведомо более конкретный и правдоподобный характер. Как и анекдот, сплетня один из способов развлечь другого человека.

Четвертая функция проекционно -компенсаторная почти любая сплетня, даже имеющая в основе вполне достоверные факты, это «придуманная» информация не сообщение информационного агентства, а почти художественное творчество в жанре устного рассказа. Жанр же диктует свои законы. на объект сплетни обычно проецируются вытесненные свойства и склонности сплетников, приписываются близкие им самим характеристики людей, их собственные симпатии и антипатии. Некоторые сплетни, особенно из жизни «великих» или просто достаточно известных и популярных людей, часто находят свое место на страницах развлекательных изданий (типа популярной рубрики «Светские хроники») из разряда неофициальной информации, передаваемой как бы «по секрету», «из уст в уста», они сразу же превращаются уже в печатную, т. е. публичную информацию.

Пятая функция сплетни это функция социального контроля. Сплетня является составной частью общественного мнения, а следовательно, элементом скрытого, но все-таки всегда существующего особого механизма неформального контроля масс над элитой. С точки зрения социального контроля, в качестве группы «мы» выступают контролируемые, т. е. элита, опасающаяся негативного мнения и отрицательных оценок масс. Соответственно, группой «они» для элиты оказываются массы.

шестая функция сплетни - тактическая Сплетня часто может использоваться в качестве своеобразного оружия в борьбе между отдельными индивидами, группами или даже массовыми общностями. Сплетни могут целенаправленно распускаться в расчете на их резко негативное воздействие на репутацию и имидж оппонентов. Такое воздействие обычно осуществляется целым рядом способов: через ослабление уровня доверия к ним; через распространение откровенной дезинформации; через возбуждение отрицательных эмоций, негативного отношения и т. п.

О пользе слухов и сплетен Информационные процессы такого рода это особый пласт человеческого общения и, шире, всей человеческой культуры, существующий и развивающийся совершенно независимо от нашего к нему отношения. К этому пласту относится еще ряд феноменов -типа массовых анекдотов, шуток, прибауток, а также пословиц и поговорок. Все это слой устной неформализованной массовой коммуникации. Во-первых, такого рода формы общения это возможность релаксации человека, периодически устающего от подчас слишком жестких норм официального общения. Во-вторых, такое общение еще и достаточно демонстративная канализация протеста, неизбежно накапливающегося у людей в слишком жестко организованном обществе. В-третьих, такое общение создает условия для реструктурирования эмоциональной сферы человека. Избавляясь от одних эмоций, он освобождает свою психику для других.

Домашнее задание: Собрать у своих близких анекдоты советского времени и разобраться в их смысле.

Основные выводы Слухи это особые виды функционирования недостоверной информации или искажения любой информации, придающие ей специфические особенности, передающиеся исключительно в устной форме, как бы неформально и «по секрету». В соответствии с эмоциональной окрашенностью, слухи делятся на «слух- желание», «слух-пугало», «агрессивный слух» и «нелепый слух». Слухи появляются и распространяются при совпадении двух главных условий. Во-первых, необходим интерес массовой аудитории к определенной проблеме, высокая актуальность этой проблемы, ее связь с жизненными потребностями людей. Во-вторых, обязательна неудовлетворенность такого интереса.

Сплетни ложная или истинная, проверенная или неподдающаяся проверке, но всегда неполная, пристрастная, хотя и правдоподобная информация о вещах и обстоятельствах, личных и важных для общества закрытых сторон жизни замкнутых, элитных социальных групп. Сплетни выполняют шесть основных социально-психологических функций в социальной борьбе.

Сам решай: