Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживания населения Психолог Кашина М.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживания населения.
Advertisements

Читать – вдумчиво; Писать – грамотно; Слушать – внимательно; Говорить – внятно, доступно.
Старение – закономерный биологический процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей.
Психологический климат в семье Руководители проекта Артемьева Н.В. – учитель обществознания Маркова С.В. – учитель психологии.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Особенности дезадаптации в пожилом возрасте Выполнила студентка 3 курса ИП, группы ППДП 15, Тотонова Айгыына Васильевна.
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
«Семейно – нравственное воспитание детей». Зам. директора по УВР Коваленко Н.И. 2011г.
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
«Одиночество это испытание самим собой» Виктор Кротов.
КОГДА ЛЮБОВЬ В ДЕФИЦИТЕ Не надо стремиться жить только ради детей – живите для себя и помните, воспитывая детей, вы реализуете свою потребность любить.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Составила : Скуратова Екатерина ПО ( пр )-121. Подростковый возраст один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность,
МОУ средняя общеобразовательная школа 9 г. Искитима Новосибирской области Научно-исследовательская работа по теме «В школу с улыбкой!»
Подготовила Социальный педагог МБОУ лицея 2 Нестерова М.А.
Инновационные технологии в работе педагога с родителями 1. Оптимизация взаимодействия с родителями: техники установления и поддержания контакта»
Как помочь ребенку в период подростковых изменений?
Готовность старшеклассников к личностному самоопределению.
Транксрипт:

Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживания населения Психолог Кашина М.В.

Для справки В последние годы доля пожилых людей в общем составе населения существенно возросла. Если на сегодня она в экономически развитых странах составляет 14%, то к 2030 г., по прогнозам социологов, достигнет 25%. По классификации ООН, нация считается «старой», если более 7% ее численности составляют люди, перешагнувшие 65-летний рубеж. В Германии таковых 14,9%, в США - 12,6%, в Японии - 12,5%, в России - более 20%.

Цель работы с пожилыми людьми – поддержание их активности, знергетических возможностей, способности к самообслуживанию, помощь в осознании ценности и приятии прожитой жизни.

Старость – это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Возрастная классификация допроизводительный возраст от 0 до 17 лет; производительный возраст (мужчины года, женщины лет); послепроизводительный возраст (мужчины старше 65, женщины – 60 лет); –старость (мужчины лет, женщины – лет); –глубокая старость (старше 80 лет).

В пожилом возрасте проявляется «заострение» личностных черт. Типичны также характерологические изменения личности, отличающиеся своеобразной полярностью: упрямство, ригидность суждений сочетаются с повышенной внушаемостью и легковерием, сниженная эмоциональная отзывчивость с чувствительностью и слезливым слабодушием.

Новые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными переживаниями, сформировать новые мотивы. Плохо формируются новые ролевые отношения, трудно привыкают к новым ценностям, к новым представлениям о себе и других.

Ценится старый опыт. Любые изменения вызывают негативную реакцию. Уменьшается значение идентификации (старые друзья). Социальная идентификация затруднена (нет нового социума).

Сложна адаптация. Часто отмечается уход в болезнь (преувеличение болезни, стремление вызвать жалость, привлечение внимания, попытка добиться материальных привилегий).

5 видов приспособления личности к старости: Конструктивное отношение. Пожилые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены контактом с окружающими

Отношение зависимости. Люди, не имеющие слишком высоких жизненных претензий, охотно уходящие от среды. Оборонительное отношение, для которого характерно преувеличено эмоциональная сдержанность и неохотное принятие помощи от других.

Отношение враждебности к окружающим. Агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи.

Отношение враждебности к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний. Они пассивны, склонны к депрессии и печали.

В целом, среди людей пожилого возраста чаще всего наблюдаются два основных типа. К первому относятся люди сварливые и тяжелые в общении. Никто не хочет находиться рядом с ними, потому что они, кажется, сознательно стремятся самым невыносимым образом выставить напоказ наиболее неприглядные черты своего характера.

Противоположный тип людей пожилого возраста достоин всяческого восхищения. С годами они словно становятся лучше и демонстрируют все более привлекательные черты своего характера.

Старость в сказках «Поздний период жизни человека: время тёплой осени или уровой зимы?» Л.И.Анцыферова

«Госпожа Метелица»: «Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет» - у неё обо всём белом свете забота. Позитивное старение.

«Серебряное копытце»: «Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать…»

Негативное старение. «Сказка о рыбаке и рыбке»: «Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу» - унылые однообразные занятия, не требующие общения, социального взаимодействия. «Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась: Опять к рыбке старика посылает».

Иногда отрицательных, нелицеприятных стариков описывают в образах старых ведьм, злых сил, оборотней:

Одиночество в старости. Опекунство, наставничество. Как выход из старческого одиночества, показаны такие прекрасные способы, как наставничество, опекунство над сиротами, убогими, слабыми, непохожими на других… одиночества

«Снегурочка»: «И как это, живешь-живешь на свете, А все себе цены не знаешь, право. Возьмем, Бобыль, Снегурочку, пойдем! Дорогу нам, народ! Посторонитесь». «На радость взяли дочку, Все ждем- пождем, что счастье поплывет».

«Золотой ключик»: «Карло был уже стар и болен, и шарманка его давно сломалась. … Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так... Только ты живи на здоровье». И в конце сказки: «Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло. … Папа Карло в новой бархатной куртке вертел шарманку и весело подмигивал почтеннейшей публике».

Хэппи-энд в сказках обычно выражается словами: «И жили они долго и счастливо».

По мнению Эриксона, основная задача старости – достижение ценности, осознание и приятие прожитой жизни и людей.

Счастливая старость особо благоприятная форма старения. Как пишет Н. Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают незнакомые им по прошлой жизни чувства и радости, они впервые испытывают довольство собой и окружающими. Счастливая старость это удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни

Позитивный стереотип в его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости старых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке. Негативный стереотип на старого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент

Л. Брейтспраак (Breytspraak L. M., 1991) выделяет для специалистов три основных принципа работы с пожилыми людьми: не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения, например, нужно помогать им увидеть и понять, что источник их проблем лежит в ситуации, но не в них самих; требовать от пожилых брать ответственность за свою жизнь там, где это возможно; стимулировать деятельность пожилых людей, которая поддерживает ощущение интеграции и целостности жизни.

Чтобы понять пожилого человека, необходимо увидеть его в контексте всей жизни, включающей в себя все проблемы, успешно или неудачно решенные на более ранних этапах его жизненного пути. Старость каждого человека индивидуальна и неповторима, поэтому и подходы в социальной работе с пожилыми людьми должны быть строго индивидуальны.

Практические рекомендации по общению с людьми пожилого и старческого возраста: Социальный работник должен учитывать особенности психики людей пожилого и старческого возраста, расположить к себе клиента, завоевать его доверие. В разговоре необходимо проявлять внимание и заинтересованность. Следует ободрить клиента, создать у него хорошее настроение. Отсутствие сострадания, нетерпение, спешка, небрежные жесты вызывают отрицательные эмоции, резко снижают жизненный тонус, могут спровоцировать обострение заболевания, вызвать агрессию.

Следует учитывать, что многие пожилые и старые люди страдают от одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, отношений с близкими людьми часто основные факторы, способствующие нормализации состояния их здоровья.

Особого внимания требуют пожилые и старые люди, недавно потерявшие близких, выписанные из больницы, одинокие (особенно те, кто не может себя обслужить), недавно ушедшие на пенсию и еще не адаптировавшиеся к новому положению в семье и обществе. Это так называемая группа угрожаемых. В эту группу входят и все лица в возрасте от 70 лет и старше.

Во время посещения на дому опрос пожилых и старых людей требует большего времени по сравнению с опросом лиц молодого возраста. Необходимо учитывать возможные нарушения слуха, зрения, замедленность реакций.

Речь должна быть четкой, ясной и несколько замедленной. Первичный опрос клиента с признаками старческого слабоумия должен проводиться только с участием родственников.

Упражнение Представьте себя пожилым. Составьте два списка, какие аспекты старения для вас…: привлекательны; вызывают беспокойство. Обратите внимание на параллели с "позитивными" и "негативными" характеристиками

1.Как вы работаете с пожилыми людьми? Какова цель вашей работы? 2.Каково ваше отношение к пожилым людям? 3.Придерживаетесь ли вы некоторых стереотипов, в которых старики представляются некомпетентными, бесполезными, ребячливыми, ригидными, капризными и озабоченными физическими болями и недомоганиями? Ответьте на вопросы:

4. Вы обижаетесь на пожилых людей, смотрите на них свысока или стараетесь избегать их? 5. Вы пришли к выводу, что работать с пожилыми людьми - пустая трата времени? 6. Что вас привлекает в работе с пожилыми людьми?

Упражнение на релаксацию. Музыкотерапия.