ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МДОУ Д/С 16 «БЫЛИНА» НАПЫЛОВА С.Г. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
Advertisements

Задачи развития речи детей раннего возраста в ГКП ЦИПР: развитие понимания речи – необходимо побуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи,
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад 62 комбинированного вида» Педагогический совет 2 «Формирование звуковой.
Когда малыш должен начать говорить? Почему мало говорит или наоборот: много и непонятно? Почему говорит только часть слова? Почему не понимает, когда.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
«Использование малых форм фольклора в группе раннего возраста». Подготовила: Шевченко С.Н., воспитатель раннего возраста 2-3 лет группа «Капитошка» Шевченко.
Ранний возраст. Развиваем речь.. В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества речью. На втором году он понимает обращенную к.
Составитель: Булычева Н. В. – воспитатель МДОУ д-сад с. Кигбаево.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
© Фокина Лидия Петровна. МБДОУ «Солнышко» с. Ароматное.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Как формируется речь у детей? Признаки благополучного развития речи у ребенка 3-4 лет Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет.
Развитие речи ребенка от 1 года до 4 лет Воспитатель семейного детского сада Баженова Надежда Сергеевна.
Транксрипт:

ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МДОУ Д/С 16 «БЫЛИНА» НАПЫЛОВА С.Г. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДО ТРЁХ ЛЕТ.

АКТУАЛЬНОСТЬ В возрасте от 1,5 до 3 лет речь – ключевой, психический процесс, который значительно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Поэтому психологи называют этот возраст сенситивным (sensitive - в переводе с английского языка «чувствительный»).интеллектуальное развитие ребенкаанглийского языка В этот период мозговые структуры, которые ответственны за речь, максимально восприимчивы к воздействию среды, которая способствует усвоению родного языка. Следует отметить, что развитие речи в этом возрасте происходит одновременно в нескольких направлениях: во-первых, завершается этап овладения произношением звуков; во-вторых, происходит освоение грамматических правил построения фраз; в-третьих, развивается связная речь ребенка, его способность выражать свои мысли и желания в речевой форме; происходит совершенствование понимания речи.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ Существуют критические периоды в развитии речевой функции, которые проявляются в повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности. Первый критический период года жизни. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности, зон Брока. Любые неблагоприятные факторы могут отразиться на развитии речи ребёнка. Второй критический период - 3 года, когда интенсивно развивается связная речь. Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения (упрямство, негативизм). В связи с этим сильно повышается ранимость нервной системы, в связи с неблагоприятными факторами могут возникать заикание, отставание речевого развития. Третий критический период лет - начало развития письменной речи.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания: трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе); повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке; дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус; недостаточная подвижность губ и языка; задержка речевого развития из-за задержки психического; неграмотная речь в семье и др.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФРАЗОВОЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ. На первом году жизни закладываются основы будущей связной речи. К концу второго года жизни - первые предложения. На 3 – ем году развивается собственная активная речь. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование) с опорой на наглядный материал и без него. Таким образом: развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами

ПЕРВЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ /1ГОД 3 МЕСЯЦА – 1 ГОД 10 МЕСЯЦЕВ/. 1год 3 месяца – 1 год 8 месяцев - первая стадия, связана с предметной деятельностью. Период предложений, состоящих из аморфных слов – корней. Их разновидности: * предложение – наименование предмета типа назывного (дядя, папа); * предложение – обращение, выражающее преимущественно просьбу желание (баби-баби- баби, тэта-тэта, тата); *предложение, выражаемое каким- либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать). Однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации. По А.Н.Гвоздеву: «…высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию». 1год 8месяцев – 1 год 10 месяцев: вторая стадия, двух-трехсловных предложений. Двусоставные предложения используются в разных семантических функциях для называния места («Баба кеся» «Бабушка кресло», Гусь тута); для просьбы (Еще мака «Еще молока», Дай тясы «Дай часы»); для описания ситуации (Папа бай-бай. Тетя там); для отрицания (Немоко «Не мокро») Следующий этап - появление развитых синтаксических форм: смыслового объединения отображаемых в речи предметов (Я вижу чашку и стакан.), атрибуции (Это «выходная» шляпа.), указания на принадлежность (Это носки Вовы.), местоположение предмета (Кофта на стуле.), отображения отношений типа: «субъект- объект» (Катя кидает мячик и т. п.).

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ 1-ОГО ЭТАПА: Совместное рассматривание предметов. Протекает в форме диалога. «Повтори за мной». «Смотри, я кормлю мишку. Вот так. Теперь ты покорми мишку… Что ты делаешь?» - «Кормлю мишку» Чтение потешек, стихов. Знакомство с новым словом. Например, « Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками. Рассматривание картинок. Поручения, требующие ответа-действия. Желательно, чтобы ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра. Звуковое обозначение своих действий. Ребёнок выполняет знакомые действия и обозначает их звуками. (Рисует дождь – «кап-кап». ) Речевое сопровождение действия. Для этого упражнения походят хороводные игры, многие детские стихи. Например «Зайка». Спектакль. Зайчик плачет, мишка бегает, собачка ест, котик потерял мячик. Ребенок должен пожалеть игрушку или помочь ей так, как это делает взрослый. Научить детей пользоваться конструкцией «обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже. Воспитатель спрячет предмет, потом его покажет и назовет.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДО 2-Х ЛЕТ Игровых приемов, активизирующих речь малыша, множество, все зависит от вашего желания играть, общаться и фантазии. Важно придумывая игры, соблюдать условия: Занятия должны быть интересны для малыша, и приносить радость. Недопустимо заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет. Занятия по развития речи должны быть включены в собственную деятельность малыша, слова должны опираться на его конкретные впечатления. Адресоваться нужно к конкретному ребенку, даже если пред вами несколько малышей. Занятия должны быть очень короткими. 5-7 минут. Лучше повторять их в разное время и в разных ситуациях, чтобы они стали для детей узнаваемой и привычной деятельностью.

ВТОРОЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / 1 ГОД 10 МЕСЯЦЕВ – 3 ГОДА/ Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями. к трем годам малыш: Часто задает вопросы. Пользуется двух-, трехсловными предложениями. Говоря, высказывает свои впечатления, мысли. Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: Рассматривание предмета. Чтобы ребенок переходил от односложной речи к фразовой, используйте следующее упражнение. Показывайте ребенку предмет и спрашивайте, что это. Допустим, «машина». Задавайте следующие вопросы: «А какого цвета машина? А что машина делает? А где у машины колеса? А зачем нужны колеса?» и т.д Упражнение «Что делает собака?» (кукла и т.д.) Педагог совершает разные действия с собакой (можно с куклой) и комментирует их. Глаголы повторяются по три раза. Затем взрослый повторяет всю игру сначала, побуждая ребенка к речи. «Где игрушки?» Эта игра учит употреблению предлогов «на», «под», помогает различать глаголы «сидит», «лежит, «стоит». И игре используются разные поверхности – стол, стул, диван, пол. Пропуск слов в стихах. Например: «Зайку бросила…», «Я козленка в сад…» и т.д. Со временем можно называть только первое слово строчки – пусть ребенок проговаривает все остальное.

Рассматривание картинок. Поручения, требующие ответа-действия. Речевое сопровождение действий. Хороводные игры, многие детские стихи. Совместный пересказ знакомых сказок с повторяющимся сюжетом: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и пр. На прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор. Знакомство с художественной литературой. Игры –драматизации. Занятия по лексическим темам.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Подготовительный этап – предварительная работа. Интеллектуальное развитие (совершенствование психологической базы речи, развитие тонкой и артикуляционной моторики). Речевое развитие: развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа. Начальный этап – овладение диалогической речью ( состоит из обмена высказываниями, При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова). Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию Формы монологической речи: описание повествование рассуждение

ЛИТЕРАТУРА: Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, Развивающие игры с малышами до трех лет / Составила Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, Игры-занятия с малышами / А. Н. Фролова. – Киев: Рядянська школа, Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Под редакцией Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. – Санкт-Питербург: Издательский Дом «Литера», Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика- Синтез, Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000.