2014-2016 гг. М.А. Гринник Секретарь ФНПР, Представитель ФНПР в СЗФО mariya_grinnik@mail.ru 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Advertisements

Приветствуем участников собрания профсоюзного актива членских организаций Федерации, посвящённого Всемирному дню действий «За достойный труд!»
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О роли Министерства труда и занятости Республики Карелия в развитии социального партнерства в сфере труда Министерство труда и занятости Республики Карелия.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ Постановление Правительства Москвы от ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление.
Проблемы введения эффективного контракта в деятельность образовательных организаций.
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ «ЭФФЕКТИВНЫХ КОНТРАКТОВ»
IV учебный семинар председателей ППО Московское областное отраслевое соглашение по машиностроительному и горно-металлургическому комплексам на
РЕФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Технический инспектор труда Кирилах Т.А.
Разработка и внедрение эффективного контракта Начальник отдела аттестации и повышения квалификации управления общего образования Просекова Ольга Леонтьевна.
Михаил Юрьевич Дитятковский, Министр труда и социального развития Омской области.
Эффективный контракт Трудовой договор с работником Комплекс мероприятий, направленный в конечном счете на повышение качества и доступности медицинской.
2012 год Секретарь Профсоюза – заведующий правовым отделом Авдеенко М.В.
Роль Профсоюза при формировании новых систем оплаты труда.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
1 Какой Трудовой кодекс нужен России? предложения работодателей по Концепции нового Кодекса (проект для обсуждения) декабрь 2011 г.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики.
Транксрипт:

гг. М.А. Гринник Секретарь ФНПР, Представитель ФНПР в СЗФО 1

2 Генеральный Совет ФНПР утвердил концепцию Генерального соглашения на очередной период. Утвержденная концепция основывалась на Программе ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны», принятой VII съездом ФНПР, и резолюциях VII съезда ФНПР.

3 На основе концепции был подготовлен профсоюзный проект Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 – 2016 годы, который был в установленном порядке направлен социальным партнерам.

Другими сторонами также были разработаны проекты Генсоглашения, которые, по сути, представили видение наших партнеров в отношении основных направлений развития социально-трудовых отношений в России в ближайшие три года. 4

5 На начальном этапе переговоров (при согласовании с социальными партнерами концепций Генсоглашения) идея сохранения шестого раздела была воспринята социальными партнерами критически в связи с низкой активностью работы рабочей группы РТК по вопросам социально-экономических проблем развития северных регионов России.

6 Стороны исходили из того, что значимость каждого раздела Генерального соглашения и задач, которые он содержит, должна подтверждаться заинтересованностью в их решении.

7 Сторона представляющая Правительство Российской Федерации, предложила в новом соглашении исключить данный раздел, а сторона, представляющая общероссийские объединения работодателей, предложила расширить раздел, закрепив за ним название «Социально-экономические проблемы регионального развития».

8 Представителям ФНПР в РТК в ходе переговоров удалось реализовать решение Генерального Совета ФНПР относительно структуры Генерального соглашения, сохранив самостоятельный раздел, посвященный социально-экономическим проблемам развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

9 Предложения профсоюзов по проекту I раздела Генсоглашения включены в качестве обязательств социальных партнеров, которые они принимают на себя в области модернизации экономики страны; совершенствования системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития; проведения эффективной бюджетной, налоговой, тарифной и ценовой политики.

Значительный рост регулируемых тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ продолжает оказывать негативное влияние на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и отраслей. 10

11 Планируется предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг различным категориям граждан, в том числе одиноким пенсионерам, проживающим в одном жилом помещении в течение не менее 10 последних лет, с учетом результатов реализации пилотных проектов. Стоит отметить, что общедомовые нужды также включаются в объем потребления, который охватывается социальным нормативом (освещение подъездов и лифтов).

12 С 2015 года на всей территории Российской Федерации планируется ввести социальные нормы потребления коммунальной услуги по водоснабжению (пилотные проекты стартуют в нескольких российских регионах с 1 сентября 2014 года). Введение соцнорм неизбежно приведет к еще большему росту платежей.

13 По мнению разработчиков цели введения соцнормы на электроэнергию: 1) формирование цены на электричество на рыночной основе, а не за счет перекрестного субсидирования, когда часть тарифной нагрузки перекладывается с населения на промышленные предприятия; 2) побуждение населения к экономии электроэнергии.

14 Но тарифы для промышленности растут не только из- за перекрестного субсидирования. Здесь «играет» целый ряд факторов, которые в ближайшей перспективе устранить не удастся. В частности, рост цен на газ и значительная доля газовой генерации в РФ (до 52 процентов). Кроме того, инвесторам требуется компенсировать расходы на новое строительство генерирующих мощностей, которые оцениваются почти в 5,5 трлн рублей, и в сетевое строительство (запланированы в объеме 4,7 трлн рублей до 2020 года). Таким образом, инвестиционная составляющая в тарифе будет расти.

Платежи за коммунальные услуги составляют заметную и возрастающую часть расходов семей. Сегодня люди оплачивают уже больше 90% от так называемого экономически обоснованного тарифа. 15

Доля населения в потреблении электроэнергии невелика - всего 10%, а объем перекрестного субсидирования сейчас в электроэнергетике достигает 200 миллиардов рублей (по оценкам – до 250 млрд). Деньги нужно искать не в карманах граждан. В электроэнергетике на всех уровнях есть резервы по повышению собственной эффективности. Важная составляющая – прозрачность процедуры формирования тарифа на электроэнергию. Домохозяйства зачастую платят и за общедомовые нужды (содержание лифтов, уборка и ремонт подъездов и т.д.), а также за перерасход энергии другими потребителями, которые являются злостными неплательщиками: сумма раскидывается на всех жителей дома или подъезда. 16

При введении социальных норм потребления коммунальных услуг населением важно установить некую среднюю величину, которая бы не затрагивала интересы низкооплачиваемых категорий работающих. По мнению профсоюзов, социальная норма должна включать минимальный, но достаточный для жизнеобеспечения и доступный по цене объем (количество) потребления коммунальных услуг гражданином, обеспечивающий соблюдение принципа равнодоступности услуг и социальные гарантии социально незащищенным гражданам. 17

По официальным данным Росстата, коэффициент дифференциации за 10 лет с 2003 года увеличился всего на 13%. За последние три года рост дифференциации по официальной версии удается сдержать. Но даже достигнутый уровень социального расслоения неприемлем для экономики промышленно развитых стран. Правительству было дано поручение разработать предложения по введению налога на элитное потребление, или налога на роскошь, как компромисс введению прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. 18

1) увеличение налогов на дорогие автомобили (23 июля 2013 года Президентом Российской Федерации закон подписан); 2) подготовка к введению налогообложения недвижимого имущества на основе ее кадастровой, приближенной к рыночной стоимости (второе чтение законопроекта не назначено, первое чтение прошло 7 июня 2004 года). 19

В результате нововведения налоговая нагрузка по официальным расчетам в среднем вырастет в два раза на всех граждан, в том числе на социально незащищенные слои населения. Не предполагалось предоставление социального вычета, по инициативе ФНПР социальный вычет будет предусмотрен федеральным законодательством в размере 30 кв.м., а не законами субъектов Российской Федерации, на чем настаивало Министерство финансов Российской Федерации. 20

С 1 января 2014 года МРОТ составляет 5554 рубля или всего лишь 67% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. 21

Министерством труда совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлен проект федерального закона, которым предлагается к 2018 году довести МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. 22

При этом законопроектом предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми стимулирующие и компенсационные выплаты (в том числе районные коэффициенты) должны «погрузиться» в состав МРОТ. Таким образом, позиция ФНПР о необходимости определения МРОТ как нижнего предела вознаграждения за труд без учета компенсационных и стимулирующих выплат игнорируется. 23

Нерешенность ключевых проблем в области оплаты труда и уровня жизни населения послужила импульсом к разработке в ФНПР стандартов достойного труда, которые были представлены в 2012 году в федеральных округах Российской Федерации 24

ФНПР направила 9 сентября 2013 года разработанные Стандарты достойного труда в секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений и считает, что данные Стандарты должны стать основой разработки российской программы достойного труда. Следует разработать систему «дорожных карт» по достижению согласованных целевых показателей по каждой из составляющих Стандартов достойного труда, а не быть не декларацией о намерениях. 25

Приоритетами Генерального соглашения ФНПР считает увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 – 1,5 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 и продолжение консультаций по вопросам реализации ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса в части разработки предложений по поэтапному повышению МРОТ. Однако данные пункты в настоящее время не согласованы с социальными партнерами. 26

Повышение уровня реального содержания заработной платы является обязанностью работодателей, которая гарантируется государством в соответствии со ст. 130 ТК РФ. В действующем законодательстве Российской Федерации порядок и сроки повышения реального содержания заработной платы не предусмотрены. Индексация заработной платы, как один из инструментов повышения заработной платы, не обеспечивает повышения ее реального содержания. 27

Важным пунктом Генерального соглашения на новый период должно стать обязательство по подготовке нормативного правового акта о разработке базовых окладов, базовых ставок заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений. Следует обеспечить более тесную увязку уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, сложностью, качеством и количеством труда. 28

29 Не достигнут консенсус между социальными партнерами о необходимости разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, фиксирующий, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших норму рабочего времени в нормальных условиях труда, не могут быть ниже МРОТ.

В связи с этим в качестве обязательства Генерального соглашения предлагается разработать восстановительную потребительскую корзину для трудоспособного работающего населения, а также минимальный потребительский (восстановительный) бюджет, но данное предложение находится в разногласиях. 30

Особое внимание уделяется нормированию труда. В проекте соглашения согласованы обязательства сторон по проведению актуализации типовых отраслевых норм труда. 31

За годы отсутствия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации государственные органы ослабили внимание к состоянию нормирования труда в организациях. В связи с этим необходимо провести инвентаризацию действующих норм труда и выявить отрасли (подотрасли), нуждающиеся в их применении. 32

ФНПР считает необходимым перейти от заключения отраслевых соглашений к заключению полноценных отраслевых тарифных соглашений, которые устанавливали бы размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессионально-квалификационным уровням. 33

При подготовке текста 3 раздела Генерального соглашения «Развитие рынка труда и содействие занятости населения» был сделан упор на стандарты достойной занятости, разработанные ФНПР совместно с Субрегиональным бюро МОТ в Москве и отраженные в концепции Генерального соглашения. 34

В целях обеспечения востребованности граждан Российской Федерации на рынке труда профсоюзами было предложено вернуться к вопросу о финансировании из средств федерального бюджета мероприятий активной политики занятости. В своё время профсоюзная сторона РТК не поддержала решение о передаче полномочий в области содействия занятости населения на региональный уровень и сейчас необходимо вернуться к рассмотрению данного вопроса. 35

Профсоюзы настаивают на проведении мониторинга финансового состояния стратегических организаций для предотвращения массовых сокращений работников. Пока данный пункт не находит поддержки у социальных партнеров. 36

Особое внимание было уделено отдельным категориям граждан, в частности, молодежи. В июле 2013г. молодежь в возрасте до 25 лет среди безработных составляла 29,7%. 37

В этой связи в Генеральное соглашение были включены положения по оказанию помощи молодежи: развитие практики стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место; совершенствование нормативной правовой базы в части предоставления первого рабочего места молодежи, впервые вышедшей на рынок труда. 38

Проработаны и включены в текст соглашения меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работника, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики. 39

В рамках данной тематики профсоюзная сторона настаивала на необходимости разработки стратегии развития национальной системы квалификаций. В настоящее время работа по совершенствованию национальной системы квалификаций организована таким образом, что результатом её будет если и создание системы квалификаций, то мнимой, а бюджетные ресурсы будут использованы впустую. Нормативные правовые акты для разработки и утверждения профессиональных стандартов были приняты без учёта ряда замечаний профсоюзов, вследствие чего необходимые для разработки профессиональных стандартов механизмы отсутствуют, а имеющиеся – не работают. 40

О проблемах, связанных с разработкой профессиональных стандартов, в отраслях российской экономики информируют многие отраслевые профсоюзы. Разработка профессиональных стандартов должна быть согласована с программой технологической модернизации и создания новых рабочих мест. В противном случае может быть осуществлена примитивная замена системы квалификационных характеристик на псевдосистему профессиональных стандартов с предъявлением к работникам дополнительных требований, не обоснованных с точки зрения технологического состояния рабочих мест. 41

В ходе коллективных переговоров удалось практически полностью отразить позицию профсоюзов и зафиксировать в Генеральном соглашении отдельный пункт по подготовке согласованных предложений по ключевым направлениям развития НСК. По отдельным предложениям стороны договорились включать конкретные действия в план мероприятий. В частности это касается выполнения пункта Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Стороны договорились перенести в план мероприятий обеспечение создания базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 42

Предложения профсоюзов по вопросам повышения эффективности использования иностранной рабочей силы были полностью учтены в Генеральном соглашении. Также стороны посчитали необходимым сформировать механизм, позволяющий реализовать дифференцированный подход к привлечению высококвалифицированных, квалифицированных и низкоквалифицированных иностранных специалистов. 43

Легализация трудовых отношений, создание условий, способствующих переходу от неформальной занятости к формальной. По инициативе Федерации Независимых Профсоюзов России в текст Генерального соглашения включен пункт по усилению ответственности за нелегальные трудовые отношения. Формулировка данного пункта уточняется. 44

45 Обеспечение достойного уровня жизни вынужденно безработных граждан.Следующая задача – расширение мер социальной защиты безработных граждан. В июне 2013 г. 5,4% экономически активного населения классифицировались как безработные (в соответствии с методологией МОТ). Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности. В этих условиях ФНПР предложила установить два вида пособия по безработице: социальное базовое пособие, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета и страховое пособие.

В Основные направлениях налоговой политики на 2014 – 2016 годы вошло намерение передать функции по сбору страховых взносов во внебюджетные социальные фонды Федеральной налоговой службе России. 46

Эксперимент по передаче функций сбора социальных страховых взносов налоговой службе продлился 9 лет и привел систему обязательного социального страхования к разбалансированности и кризису. Эффективность сбора налоговых платежей в социальные фонды у налоговых служб оказалась на 10 – 15 процентов ниже. 47

Профсоюзная сторона РТК возражала против предложения Правительства РФ и общероссийских объединений работодателей о включении в проект Генерального соглашения вопроса о перераспределении нагрузки по уплате страховых взносов, прежде всего на обязательное пенсионное страхование между работодателем и работником. 48

ФНПР неоднократно высказывала свою позицию о том, что данный вопрос можно рассматривать только в обязательной увязке с уровнем реальной заработной платы наемных работников. Признание и принятие положений Конвенций МОТ 102 позволят усилить взаимосвязь труда (в том числе его условий) с уровнем будущего пенсионного обеспечения работника. 49

50 Позицию ФНПР о невозможности обеспечения приемлемого уровня жизни пенсионеров без изменения политики заработной платы сегодня разделяют многие эксперты и специалисты. Низкий уровень оплаты труда у большинства наемных работников, особенно в бюджетной сфере, создает значительные сложности в организации и осуществлении их пенсионного страхования. определиться по каждой группе трудозанятого населения, каким должен быть размер страхового взноса, вносимого работодателем за «типичного работника», и с какого уровня заработной платы возможна постановка вопроса о личном участии работника в формировании финансовой составляющей пенсионной системы.

«Основные подходы к совершенствованию политики в области охраны здоровья работников и безопасности труда», одобренной постановлением Исполкома ФНПР от 27 июня 2012 г

При обсуждении раздела разногласий практически не возникало. В раздел вошли основные предложения ФНПР, направленные на: экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизацию производства в целях улучшения условий труда, снижение доли производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы; разработку документа по оценке экономических потерь организации от производственного травматизма и профессиональных заболеваний; совершенствование системы и методов проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, а также развитие системы послесменной реабилитации работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, включая профилактику стресса на работе. 52

В ходе переговоров из вопросов, относящихся к Крайнему Северу и приравненных к ним местностей, два вопроса касающихся совершенствования системы детского отдыха, оздоровления детей Севера и совершенствования пенсионного обеспечения северян перенесены в 4 раздел. Новую формулировку получили следующие четыре вопроса: о разработке концепции социально-экономического развития Севера и Арктической зоны – в связи с утверждением Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, а также планов правительства по принятию Государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ пункт переформулирован в содействие их реализации. 53

2. вместо предложенной разработки комплекса мероприятий по повышению качества жизни коренных малочисленных народов Севера – осуществлять утвержденный правительством мониторинг реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока. Одной из задач этой Концепции является повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня. 3. предложение профсоюзов по совершенствованию системы гарантий и компенсаций для лиц работающих и проживающих в северных регионах трансформировано в подготовку предложений по вопросам совершенствования государственных гарантий и компенсаций. 54

55 Стороны Генсоглашения договорились осуществлять мониторинг и анализ деятельности региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. По итогам мониторинга – а он должен показать, насколько эффективно сегодня работают комиссии, насколько они выполняют свои функции, которые на них возложены Трудовым кодексом – Российская трехсторонняя комиссия подготовит рекомендации высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации по повышению эффективности работы комиссий.

Профсоюзам удалось зафиксировать в проекте Генсоглашения вопрос создания при РТК постоянно действующего трудового арбитража. 56

Кроме того, мы договорились о том, что в предстоящий период обобщим и расширим практику создания постоянно действующих трудовых арбитражей; Российской трехсторонней комиссией будет разработано типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже. Наша конечная задача – повышать эффективность и развивать правовые механизмы внесудебного разрешения коллективных трудовых споров. 57

Не потерял актуальность вопрос ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ. Приведению российского законодательства в соответствие с международными стандартами в области достойного труда будет способствовать признание Россией международного опыта в регулировании социально-трудовых отношений, сконцентрированного в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда. 58

В период 2011 – 2013 годов ратифицированы пять конвенций МОТ из списка, определенного действующим Генеральным соглашением. Подготовлена к ратификации еще одна конвенция – Конвенции 140 об оплачиваемых учебных отпусках; кроме того, подготовлены документы по принятию Российской Федерацией дополнительных обязательств, предусмотренных Конвенцией 160 «О статистике труда». 59