Новый подросток. Традиционное понимание подросткового возраста как стадии необходимо поставить под сомнение, поскольку сами стадиальные теории сегодня.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Advertisements

Родительское собрание 2 Трудности адаптации Трудности адаптации первоклассников к школе первоклассников к школе Педагогика должна стать наукой Педагогика.
Проблемы подросткового возраста Проблемы подросткового возраста.
Дружба в старших классах Мини исследование Автор: Шакаева Седа 11 гум. Руководитель: Улунян Е.Е.
Родительское собрание в 5 классе. «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы.»
Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Роль игровых сред в развитии самоорганизации и формировании картины мира современного ребенка Бояринцева Анна Викторовна кандидат педагогических наук,
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Школа второй ступени ФГОС второго поколения: возрастные особенности и возрастные возможности; деятельностные (а не исполнительские) формы образования.
СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК – какой ОН ? Алиева Наталья Владимировна.
Как воспитать у ребенка ответственность? Педагог-психолог Трухнина Г.В.
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения Социальный педагог МОУ « СОШ 31» Т. А. Калиничева.
5 класс – новый этап в жизни детей. 5-й класс - это: Изменение условий обучения (учителя- предметники и разные кабинеты вместо одного учителя и своего.
Как развивать в детях лидерские качества? Подготовила воспитатель ДОУ 1 г.Липецка Саетова О.А.
Подготовила : Васильева А. С. Психолог - педагог МБОУ Пестриковская СОШ.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК – какой ОН ? педагог - психолог : Марянова В. И. МДОУ детский сад 12 комбинированного вида « Сказка »
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Транксрипт:

Новый подросток

Традиционное понимание подросткового возраста как стадии необходимо поставить под сомнение, поскольку сами стадиальные теории сегодня не слишком популярны – они происходят из взрослоцентристской модели (взрослый – высшая форма, подросток – недо- взрослый, в англоязычной литературе – becoming). Стало быть, теоретически подростковый возраст следует понимать как таковой, а не в отношении перспектив взросления. Тем более, что сама взрослость теряет черты определенности (emerging adulthood).

Тренды современности: не производство, а потребление Временность, одноразовость, свободное время, Обратимость действия; Качество связей Информационные фильтры прозрачны Рост количества контроля

Появляются новые реальности, которые могут влиять на феноменологию подростничества. Возможность взаимодействовать с другими возрастами, напр., в интернет-играх; что требует от подростка наличия коммуникативных навыков, умения не подпадать под манипуляции. Ценна и доступна подростку возможность найти в интернете сообщества по интересам, экспертные сообщества. Знакомства в сети (при выходе в чаты) и получение неподобающей информации; сопровождающиеся представлением о самостоятельном человеке как таком, который не обращается за помощью, справляется сам, что может привести к дистанцированности от семьи, «приличного» окружения.

Поступок как необратимое действие инфантильность, несамостоятельность, отсутствие субъектности. Отсутствие знаний о себе на основе оценки поступков. Отсутствие родительского контроля и самостоятельность детей становится ближе к безнадзорности, часто признак неблагополучия семьи. «Одноразовость» материального мира – сменяемые игрушки, гаджеты; вопрос – изменилась ли дружба (и иные отношения), и стала ли она также краткосрочной. Стало больше разведенных и повторнобрачных семей, идея временности, а не вечности отношений распространяется.

SELFIE Новые формы самопрезентации (selfie) – это кажется очень многообещающей областью эмпирического исследования; гипотеза: сужение пространства поступка, авторства (самоощущение через переживание себя автором некоторого действия); selfie – обнаружение себя через буквальное самопредставление;

КОНТРОЛЬ Общий тренд современности - появление возможности контроля: оппозиция контроль-вина, действие-ответственность. Человек может контролировать только то, про что он знает, как оно устроено и каким законам подчиняется. Поэтому стремление контролировать может быть следствием информированности. Обыскусствление естественного

Ангедония – неспособность получать удовольствие как результат избыточности ресурсов и уничтожения негативного полюса переживаний (боли, фрустрации, ожидания)?. идеи контроля себя – переживаемое напряжение, чувство вины и истощаемость. Отсутствия необходимости чего-то целенаправленно хотеть – игрушек, встреч и т.д. (Гаджеты возможность связаться сразу – позвонить, долго ждать – и соответственно, смс, скайп, чаты и т.д.) И вроде глубина этой связи становится меньше, м.б. потому что все время эта связь доступна.

Выбор; поступок (пересечение границы) Перенасыщенная среда: невозможно выбирать, как и когда не из чего выбирать. поступок понимать как выбор(натурально), пересечение границы; меньше возможностей научиться делать выбор – в перенасыщенной среде нет поступков.

Отношения с родителями Про отношения с родителями: раньше было больше автономии, свободного времени, предоставленности самому себе, слабее/сильнее/другая (?)эмоц связь с родителями (матерью). Похоже, сейчас связи сильнее (потому что мало или меньше других связей), и соответственно, должна быть тяжелее сепарация.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ По сравнению с советскими временами возросла степень неопределенности: подростку сложнее выбрать будущую профессию, так как мир профессий стремительно меняется, сложнее выбрать вуз и подготовиться к поступлению, так как правила игры меняются в ходе игры (меняются вступительные экзамены, правила поступления, закрываются вузы в рамках реформы). Профильность – странное движение в сторону ограничения выбора? Уже в 10 классе на неизвестных основаниях «заужается» образование старшеклассника. Это все как-то влияет на формирование идентичности. На фоне сильной неопределенности будущего (вуз, профессия) идет «заужение».

Нормативность По сравнению с советскими временами изменилась нормативность – тогда была идеология, за трансляцию которой отвечало государство, теперь - плюрализм и много публичных ненормативных пространств в СМИ и Интернете.

Резюме: по-видимому, происходит смещение акцентов (а не просто изменение); идея возраста – самоощущение, самопереживание – остается ключевой; но формы и «места» ощущений смещаются и деформируются.

Вопросы для обсуждения Общение – ведущая деятельность подростка? Какие есть основания для этого утверждения? Как изучать общение Со сверстниками? С родителями? С педагогами?