Тема 19. Логистика и логистические системы. 1. План лекции: 1. Сущность, цель и задачи логистики 2. Основные логистические концепции 3. Логистические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему :Основы логистики организации(предприятия) Выполнили студентки: Миронова Т.И Комиссарова Е.Е Комиссарова Л.Е Бурцева Е.А Новикова А.С.
Advertisements

Презентация по теме : « Современная концепция логистического управления » выполнила: Тагирова А.И. группа К-446, 3 курс специальность: «коммерция.
ЛОГИСТИКА Логистическая система в организационной структуре компании Логистика как фактор повышения конкурентного преимущества компании Логистика как фактор.
ЛОГИСТИКА ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ 1. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя 2. Энергетический кризис вызвал.
Задачи микрологистики. микрологистика Микрологистика обеспечивает опе­рации по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения.
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему "Закупочная логистика"
Логистика управления запасами Тема 1.1. Содержание Основные понятия управления запасами ABC и XYZ анализ Системы управления запасами.
Логические каналы закупок – особенности, параметры оценки и их роль в оценке эффективности закупочной деятельности.
1 Логистика Кафедра маркетинга и коммерции Пензина Т.Р. Тема 1 Вводная.
Логистика Презентация курса для студентов. Понимание компании Закупки Пр-воСбыт ОБЩЕСТВО Ресурсы Готовая продукция ПРИРОДА.
Роль и место склада в логистической системе. Выполнили студентки группы ТОР-245 Хиль Юлия и Хлестова Мария.
Омский государственный университет путей сообщения Институт менеджмента и экономики Логистика Лектор Григорий Григорьевич Левкин Курс лекций.
Логистика распределения Каналы сбыта и основные посредники.
Логистика Логистика - это стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает.
Логистика Логистика производственных процессов. Предмет и объект логистики производственных процессов Предмет - принципы и методы организации, планирования.
Тема 5. Формирование политики распределения (сбытовой политики) Вопросы: 1.Сущность распределения (товародвижения). 2.Построение каналов распределения.
1) концепция как парадигма, руководящая идея; 2) логистическая технология стандартная последовательность выполнения логистического процесса, воплощающая.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
Основы логистики Под. Редакцией Хабарова ВИ Аникин Миротин Сергеев ВИ Тяпухин Долгов Уваров Дыбская.
Понятие, виды запасов Выполнили: студентки группы ТОР-225 Хлестова Мария, Хиль Юлия.
Транксрипт:

Тема 19. Логистика и логистические системы

1. План лекции: 1. Сущность, цель и задачи логистики 2. Основные логистические концепции 3. Логистические системы и функции логистики

1. Сущность, цель и задачи логистики Термин « логистика » происходит от греческого слова logistike, что означает искусство вычислять, рассуждать. За долгую историю своего развития логистика превратилась из искусства в науку, из военной сферы перешла в сферу гражданского применения, из области тео ­ рии в область повседневной хозяйственной практики. В итоге логистика стала неотъемлемой частью современной экономики как отдельных организаций, так и отраслей, государств и мирового хозяй ­ ства в целом.

Факторами развития логистики явились изменения в экономической среде, связанные с объективным пере ­ ходом мировой экономики от « рынка продавца » к « рынку покупателя », что привело к необходимости переориентации производства исклю ­ чительно на удовлетворение потребительского спроса. Если ранее сбытовая политика организации подстраивалась под производство, то в настоящее время производственные программы планируются в за ­ висимости от рыночного спроса.

Основным требова ­ нием к управлению организацией становится адаптивность, т. е. способ ­ ность адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Чтобы делать это наиболее эффективно ( с минимальными затратами времени и ресурсов ), требуется интеграция всех звеньев в цепочке товародвижения от поставщика к потребителю.

Отличия маркетинга и логистики Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т. е. отвечает на вопросы : какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика нацелена на создание технико - технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

В российской экономической литературе применяется определение : логистика это система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потреби ­ теля. Целью логистики является организация в пространстве и во вре ­ мени материальных потоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потреби ­ телей.

Задачи, стоящие перед логистикой, подразделяют на глобальные, общие и частные. Глобальные задачи логистики - достижение максимального эффекта с минимальными затратами и моделирование логистических систем и факторов их функционирования.

К общим задачам относятся : 1) создание системы регулирования материальных и информационных потоков ; 2) прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования ; 3) определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать на производстве ; 4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы ; 5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания.

Частные задачи имеют более узкое направление и включают : 1) создание минимальных запасов ; 2) максимальное сокращение времени хранения готовой продукции ; 3) сокращение времени перевозок.

Основным объектом исследования в логистике является материальный поток. Прилагаемые к материальному потоку действия называются логистическими операциями, или логистическими функциями. Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, незавершенное производство, выпущенная продукция, к которым применяются логистические операции или функции, определяют материальный поток. Логистическая операция – это движение, согласованное с возникновением, поглощением и преобразованием материального и сопутствующего ему информационного, финансового и сервисного потока. Логистическая функция – это автономная составляющая логистических операций, нацеленных на решение выдвинутых перед логистической системой и звеньями задач.

2. Основные логистические концепции Западными учеными и специалистами разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.

Логистическая концепция «JUST-IN-TIME» ( точно в срок ) Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50- х годов, когда японская компания Тойота Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN. Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделениями и координация поставщиков деталей.

В « Тойота Моторс » это было достигнуто благодаря передаче информации в системе через специальные карточки «kanban» в пластиковом конверте, которые несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции. Эти карточки циркулируют внутри предприятия, а также между поставщиками, прикрепляясь к определенной детали или полуфабрикату. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала организации.

Логистическая концепция «REQUIREMENTS / RESOURCE PLANNING» ( Потребности / Планирование ресурсов ) На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I / MRP II - «Materials / manufacturing requirements / resource planning» ( Системы планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов ), и в дистрибьюции - DRP I / DRP II - «Distribution requirements / resource planning» ( Система планирования распределения продукции / ресурсов ).

Основные цели MRP систем : 1. Удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям. 2. Поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции. 3. Планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

MRP II является эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса.

Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется организацией. Система планирует и регулирует уровни запасов готовой продукции на базах и складах организации в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Преимущества DRP систем : уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции ; уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок ; сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов ; уменьшение транспортной составляющей издержек за счет эффективной обратной связи по заказам ; улучшение координации между дистрибьюцией и производством.

Макрологистическая концепция «LEAN PRODUCTION» (« тощее производство ») Сущность данной концепции выражается в творческом соединении следующих основных компонентов : высокого качества ; маленьких размеров производственных партий ; низких уровней запасов ; высококвалифицированного персонала ; гибкого оборудования. Эта концепция получила свое название « тощее производство », потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.

Концепция «QUICK RESPONSE» (QR) « БЫСТРЫЙ ОТВЕТ » Переводится, как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами (retailer - розничный продавец ) и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьюторских сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции. Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.

Концепция «CONTINUOUS REPLENISHMENT» (CR) « НЕПРЕРЫВНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ » Данная концепция является модификацией QR концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью С R является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам. Для эффективной работы С R систем необходимо выполнение двух условий : 1. Должна быть обеспечена достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции. 2. Размеры грузовых поставок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.

Концепция «AUTOMATIC REPLENISHMENT» (AR) ( автоматическое пополнение запасов ) Еще более улучшенная концепция QR и CR. Стратегия данной концепции обеспечивает поставщиков ( производителей ) готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям. Категория представляет собой комбинацию размеров, цвета и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети. Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции. Она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы рассматривают промышленное предприятие, териториально - производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. 3. Логистические системы и функции логистики

Логистические системы в под ­ системах снабжения ( закупок ), производства, сбыта, складирования и др. называют микрологистическими системами. Микро ­ логистические системы должны быть интегрированы в единую ло ­ гистическую систему предприятия. Такое соединение происходит путем построения логистических цепей. Логистическая цепь ( ЛЦ ) линейно упорядоченное множество физических и / или юридических лиц ( производителей, дистрибью ­ торов, дилеров, перевозчиков, складов и т. п.), осуществляющих по ­ следовательно по ходу технологического процесса логистические операции по товародвижению и доведению материальных потоков от одной логистической системы до другой или конечного потребителя.

Закупочная логистика Содержание функции снабжения ( закупок ) состоит в приобретении необходимых для организации факторов производства. Функции логистики в области снабжения : определение потребностей предприятия в материально - техни ­ ческих ресурсах ; установление рациональных хозяйственных связей с постав ­ щиками ; организация закупок и завоза материально - технических ресур ­ сов ; организация хранения материалов и подготовка их к произ ­ водственному потреблению ;

управление производственными запасами на складах предпри ­ ятия ; разработка программ экономии материальных ресурсов и конт ­ роль за их выполнением ; контроль за кредиторской задолженностью поставщиков ; соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий. Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов надлежащего качества, в необходимые сроки и по минимальным ценам.

Производственная логистика Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент, представляет собой ключевую логистическую функцию. С позиций логистики задачей операционного менеджмента является управление матери ­ альными потоками на стадиях переработки предметов труда в гото ­ вую продукцию. При этом решаются задачи объемно - календарного планирования, минимизации уровня материальных ресурсов, сокращения продолжительности производственного цикла и т. п.

Выделяют следующие функции логистики в области производ ­ ства : планирование и диспетчеризация производства на основе про ­ гноза потребности в готовой продукции и имеющихся заказов потре ­ бителей ; разработка планов - графиков производственных заданий под ­ разделениям предприятия ; разработка графиков запуска - выпуска продукции, согласован ­ ных со службами снабжения и сбыта ; установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением ; оперативное управление производством и организация выпол ­ нения производственных заданий ; контроль за количеством и качеством готовой продукции ; контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Для решения логистических задач необходима организация производства в соответствии со следующими принципами : ритмичности, согласованной работы всех производственных структур ; непрерывности технологических процессов ; организации работ с минимальной трудоемкостью ; обеспечения гибкости производственных структур ; обеспечения плановости.

Основными современными методами решения этих задач явля ­ ются : упорядочение движения предметов труда в производстве. Без надлежащей организации движения предметов труда по технологи ­ ческим маршрутам невозможно планирование времени окончания работ. Напротив, если известны направления движения ресурсов и его средняя скорость, то можно установить время выполнения зака ­ за. Упорядоченное движение изделий в производстве достигается путем стандартизации и унификации технологических маршрутных карт прохождения предметов труда ; синхронизация производственных циклов. Синхронизация необходима для сведения к минимуму потерь рабочего времени и простоев оборудования, а также резкого уменьшения незавершен ­ ного производства вследствие сокращения сроков межоперацион ­ ного и межцехового пролеживания запасов.

Логистика распределения ( сбыта ) Сбытовая логистика, или логистика распределения, неотъемле ­ мая часть логистики, обеспечивающая наиболее эффективную орга ­ низацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения складирование, транспортиров ­ ку, продажи. В стратегии сбыта продукции ( работ, услуг ) организации можно выделить две основополагающие стороны. Во - первых, это изучение потребностей рынка, чем занимается мар ­ кетинг, и во - вторых, это методы наиболее полного удовлетворения указанных потребностей путем организации распределительной сети. В настоящее время углубление интеграции маркетинга и распреде ­ лительной логистики может послужить одним из наиболее эффек ­ тивных путей для совершенствования сбытовой деятельности организаций и увеличения объема продаж.

Функции логистики в области сбыта : стратегическое, текущее и оперативное планирование сбыта ; выбор каналов товародвижения готовой продукции ; нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения ; разработка планов перевозки ( отпуска ) готовой продукции и организация их выполнения ; организация работы собственной товаропроводящей сети ; заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением ; участие в разработке планов - графиков запуска - выпуска гото ­ вой продукции ; разработка сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюде ­ нием.

В отличие от маркетинга, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Решение задачи организации каналов распределения играет при этом главную роль. Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные ка ­ налы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производи ­ теля к конечному потребителю.

При этом организации выполняют ряд важных функций : проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг ; стимулируют сбыт путем создания и распространения инфор ­ мации о товарах ; устанавливают контакты с потенциальными покупателями ; приспосабливают товар к требованиям покупателей ; проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции ; организуют товародвижение ( транспортировку и складирова ­ ние ); финансируют движение товаров по каналу распределения ; принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Для повышения эффективности сбыта организации прибегают к мно ­ гоканальным системам распределения продукции. Популяр ­ ной формой доведения товара до потребителя на большинстве запад ­ ных фирм являются прямые поставки товаров, минуя склады, по системе « от двери к двери », т. е. система JIT в сфере распределения. Это позволяет свести к минимуму транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!