Моделирование высказывания в учебной ситуации Мастер – класс Андреевой Л.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 6», г. Нефтеюганск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы речи. Описание. Составила: Н. Махова. Описание- это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных.
Advertisements

Тема: Домовой – правда или выдумка? Выполнил: Ермакова Софья Игоревна ученица 3 г класса. Проверил: Фризен Алена Игоревна.
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ. СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему. Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно.
МБОУ «Немцевская ООШ» МБОУ «Немцевская ООШ» Открытый урок по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Тема: «Пока не стало поздно» Учитель Немцева И.М.
Понятие о сравнении Урок развития речи. Цель: расширить знания учащихся о тропах; сформировать понятие о сравнении; стимулировать развитие творческих.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Сколько прекрасных мест можно посетить в нашем городе: и музей, и галерея, и театры, и филармония, но только в одном месте можно увидеть всё это сразу.
Описание. Сочинение-описание.
Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил под.
Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
Методическая разработка (2 класс) по теме: Конспект урока по русскому языку "Виды текстов" 2 класс
Описание природы. Зима. "И оживают картины природы…"
Жила девочка по имени Ира. Больше всего она увлекалась мифическими существами. И как - то раз ей задали написать про мифических животных и людей. Она.
Памятка пешеходу Выполнила: ученица 10 класса МОУ Мировской СОШ Дашина Александра.
Линия с характером Занятие по рисованию в старшей группе детского сада.
Сочиняем волшебную сказку. "Солнечный зайчик"
Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки – Над миром пушинки.
Игра «Шляпа пожеланий» Проверка домашнего задания. Упражнение 5. Образуйте наречия от данных прилагательных. Красивый-…, чистый-…,хороший-…, аккуратный-..,
Авторы:Рыкова Полина Чепезубова Юлия Черкашина Елена.
Транксрипт:

Моделирование высказывания в учебной ситуации Мастер – класс Андреевой Л.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 6», г. Нефтеюганск

Море и Ветер - Ты ш-ш-что ко мне лезеш-ш-шь? –спросило Море у Ветра. -Что хочу-у, то и творю-у, куда хочу-у, туда и лечу-у! – ответил Ветер. -Я хочу быть спокойным и тихим, а ты мне мешаеш- ш-шь! -Что хочу-у, то и творю-у! –снова ответил Ветер. - Улетай, несмыслёныш-ш-ш! – рассердилось Море. -У-У-у! – взвыл Ветер и улетел.

Первый этап – подготовительный. Ребёнок выявляет исходные элементы ситуации, отбирая лексемы в соответствии с требованиями.

Ночь

Если мы будем задавать движение ребёнка в направлении от смысла к форме (как это происходит при реальном порождении речи), то получим воспроизведение, так как смысл высказывания задаётся учителем. Например, задание описать ночь, может иметь такие результаты:

Второй этап – создание плана, замысла высказывания Задание: Опишите данное явление (ночь, эхо и т. д.), максимально используя те слова, которые вы подобрали. Выполняя это задание, ребёнок соотносит каждое подобранное им слово со значением исходного, в результате чего смысл отделяется от привычного языкового оформления и сталкивается с другой формой, в которой он и должен быть выражен. Совпадение звуковых комплексов сопоставляет слова, которые не имеют ничего общего, возникает новый смысл (замысел высказывания).

1) Ночью очень темно. Все люди спят и все звери. Когда смотришь на небо, очень много звёзд. А некоторые яркие. Их не сосчитаешь. Я спал, и мне снились очень хорошие и смешные сны. (Марочкина Н.) 2) Я вышел на улицу очень поздно. Небо было светлое, звёзды были такие яркие, что ночь не различишь от утра. (Захаров Г.)) 3) Была зимняя ночь. На небе блестели звёзды и луна. Свет переливался от света луны. Ночь была тёмная. (Ира Т.)

4) Когда я отдыхала в деревне, одной ночью я не спала. Как обычно, я помыла ноги и легла спать, но мне не спалось. Потом пришла мама и спросила, не хочу ли я посмотреть на звёзды. Я, конечно, согласилась. Я оделась и вышла с мамой на улицу. Я посмотрела на небо и ахнула, так это было красиво. Я увидела много созвездий, а самое главное – Млечный путь. Потом мы пошли домой, но я ещё долго не могла уснуть, я думала о звёздах. (Цымбалова Л.)

Третий этап – переход к оформлению содержания в единицах языка. Для выражения новых смыслов ребёнок ищет в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу либо использует последовательность слов. В процессе отбора языковых средств в соответствии с ситуацией возникают разные виды тропов: метафоры: «тишина обнажена», «гроза рассвирепела», «ручьи рассердились»; метонимия: «онучи подошли к двери»; оксюморон: «тишина, ты не шуми»; сравнение: «птица как веер», «и волны, одна на одну налетая, взрываются, как динамит»; «мне покорны даже горы, ведь они тоже заборы».

Задание. Выделите в слове все возможные звуковые комплексы (из двух-трёх звуков). Подберите ряд слов, в которых есть те же звуковые комплексы. Ночь [но] – новая, норка, снова, темнота… [оч] – кочки, почки, сочный… [чо] – чёрт, чёрный, облачённая, обречённая, сверчок, простачок…. [он] – чемпион, поросёнок, легион

Ночь – чёрт-шпион Ночь – обручальный обруч, чемпион по пуганию Ночь –чёрт, выключивший фонарь-солнце

Ночь Ночь – это обручальный Обруч в свежем мире И чемпион чёрного, Темнота впервые. Где-то смычок играет Тихо, почти беззвучно, Наверно, сверчок мечтает Под крышею тихого сада. (М. Елена)

Ночь Ночь – это чёрт, который выключил фонарь- солнце. Ночь –чемпион по пуганию… (Б. Елена)

Констатирующий эксперимент. Выявление начального уровня учебно- продуктивного действия у подростков. Целью данного этапа было определение начального уровня учебно-продуктивного действия подростков, до того как мы начнем формирующий этап эксперимента. Для этого детям нужно было написать сочинение по заданной теме, в которой содержалось противопоставление двух позиций, причем детям нужно было удержать обе позиции в своем тексте одновременно.

«Опишите внутреннее убранство циркового балаганчика дважды: 1)с точки зрения говорящего, для которого здесь всѐ таинственно, удивительно, празднично; 2) с точки зрения Говорящего, который видит, что всѐ здесь приходит в упадок, ветшает. В обоих случаях включите в текст описание следующих предметов: ящик, костюмы, стол, обручи, маски, клетка. Начало текста такое: «Я сидел на большом турецком барабане, украшенном пунцовыми треугольниками и золотой проволокой, сплетенной в виде сетки, и осматривал помещение…».

Первый уровень: ученик пишет текст (Модель 1) строго в рамках заданной темы, не переосмысливая еѐ. Текст представляет собой схематичное описание ситуации: описывается расположение предметов, названных в задании, в пространстве, перечисляются их признаки, свойства. Если провести аналогию с рисованием, то это собственно не рисование, а срисовывание: воспроизведение какого-то изображения на основе трафарета (по клеточкам). То, что задано учителем, ученик не преобразовывает в соответствии с собственным видением. Он точно следует инструкции, предъявленной в задании.

нужно включить в текст все предметы, названные учителем; нужно найти им место в пространстве балаганчика (описать, где какой предмет находится); нужно описать их отдельные признаки и свойства

Текст 1. Праздничный балаганчик Я сидел на большом турецком барабане, украшенном пунцовыми треугольниками и золотой проволокой, сплетенной в виде сетки, и осматривал помещение. На столе горели цветные свечи, в углу стоял расписанный ящик, у стены горела яркая керосиновая лампа, среди инвентаря лежали разноцветные обручи, в шкафу висели смешные костюмы, на туалетном столике лежали веселые маски, посреди комнаты клетка со смешным говорящим попугаем, а стол, на котором стояли цветные свечи, был очень красивым и резным.

Заброшенный балаганчик Я сидел на большом турецком барабане, украшенном пунцовыми треугольниками и золотой проволокой, сплетенной в виде сетки, и осматривал помещение. На столе стояли обгоревшие свечи, ящик, стоявший где-то в углу, был покрыт слоем пыли, керосиновая лампа была закоптившейся и грязной, большинство обручей было сломано, костюмы были рваные и не красивые, маски были сломанные и пыльные, клетка давно пустовала, а стол, казалось, может рухнуть от одного прикосновения.

Второй уровень – ученик расширяет рамки заданной темы, вводя минимальный контекст (Модель 2). Даже если замысел текста есть, он не может преодолеть заданные ограничения, чтобы реализовать его.

В цирковом балаганчике было как-то загадочно. Внутри циркового балаганчика было много всяких магических штук, даже внутри обычного мешка лежали магические инструменты. На вешалках висят костюмы. Справа от ящика стояла большая клетка, в которой находился медведь. Неподалеку от костюмов, ближе к выходу, лежат обручи для акробатов. Посередине балаганчика стоял стол, на котором ярко светилась керосиновая лампа, она освещала весь балаганчик.

Текст 3 Я зашла в цирк, когда там никого не было. Там было всѐ красочно, ярко, весело. Посреди арены стоял огромный голубой стол, украшенный скатертью в белый горошек. По бокам арены лежали красочные костюмы клоунов, гимнастов и животных. Я аккуратно прошла на арену и увидела, что по всему еѐ полу лежали обручи, в каком-то таинственном порядке. Я поднялась на балкон, где обычно играет оркестр, и увидела разные вещи: гримасничающие маски, красные, зеленые и синие, разные колпаки для клоунов, заколки, грим и многое другое. Но вдруг на арену упал свет, и представление началось.

Третий уровень – у ученика есть собственный замысел текста, который реализован в композиции, жанре, языке текста

Текст 4 Если, сидя на небольшой тумбе из арсенала укротителя, поднять голову и взглянуть в окошко под потолком, то можно увидеть кусочек неба. Но засматриваться – вредно. Чуть зазеваешься – сразу же упадешь. При особом везении сверху может еще что-нибудь упасть, и хорошо, если это игрушечный молот. В клетке недовольно рычит тигр Росфор. Злится, наверное, что не покормили перед выездом, хотя то, что ему за полчаса до погрузки дали двойную порцию, – в расчет не принимает, вредина. С ним соседничает клетка Машки, или, как ее объявляют на арене, Марии Де Бапдосье. Машка – маленькая обезьянка, купленная на американском пароходе. Лежит ничком, лапы раскинуты – мертвую разыгрывает. Небось, жарко ей. Или просто от тряски. В ближайшей коробке что-то гулко перекатывается. Может, гантели. На стене висят обручи, веревки, странные полки. Все это пригодится в следующем городе – а пока некоторые предметы невозможно узнать. Если сейчас перевернуть шляпу волшебника – из нее не вылетит голубь. Сейчас там только пыль. Зеркало на стене висит в холщовом мешке. В переезжающем цирке совсем нечего делать.