ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Холодцева Е.Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Advertisements

Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
Многие, к сожалению, думают, что физкультура и спорт - это одно и то же. Но, спонтанные попытки улучшить свое здоровье и заняться спортом, которые, наверное,
1 Профилактика жестокого обращения и формирования навыков защиты от насилия.
Психология безопасности Авторы: Ивасюк Дмитрий Вадимович Левенец Ингрида Дарюсовна.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ.
Травматический стресс Психологические аспекты преодоления травматического стресса.
Задачи: 1. Рассмотреть ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка. 2. Показать приемы психологической помощи пострадавшему непосредственно.
МЕНЕДЖМЕНТ «Управление конфликтами и стрессами». Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых.
Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
Школьные страхи учеников перед ответом часто могут быть вызваны негативной реакцией учителя и неуверенностью в себе. Страх - эмоциональное состояние,
Исследовательская работа выполнена Ученицей 9А класса Кузнецовой Анной 2013.
Психологические вопросы лечения и реабилитации. Психотерапевтические приемы направлены: Восстановление личностного и социального статуса больного с помощью.
Первая помощь при поражении электрическим током. Следствием возникновения подобных травм являются в большинстве случаев нарушения техники безопасности.
Опасность алкоголя А Л К О Г О Л Ь - наносит большой вред растущему организму. Так очень страдает печень, которая является "фильтром нашего организма"
Адаптация Автор: Байбухтин Дмитрий. Адаптация Это процесс приспособления, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость.
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстримальных ситуациях.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Психосоматические расстройства. ПСИХОСОМАТИКА ГИПЕРТОНИИ Выполнила студентка отделения Лечебное дело.
Транксрипт:

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Холодцева Е.Л.

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются: безотлагательность;безотлагательность; приближенность к месту событий;приближенность к месту событий; ожидание, что нормальное состояние восстановится;ожидание, что нормальное состояние восстановится; единство и простота психологического воздействия.единство и простота психологического воздействия.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции: практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению; координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в экстремальных условиях отличается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами (Ловелле, Малимонова, 2003): Работа с группами. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.Работа с группами. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.

Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.

Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существо­ванию, отсутствие работы и пр.Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существо­ванию, отсутствие работы и пр.

Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

Отличие посттравматической психопатологии от невротической патологии. Можно утверждать, что психопатологический механизм травматического стресса принципиально отличается от патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те случаи, когда имеет место сложное переплетение травматического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.Отличие посттравматической психопатологии от невротической патологии. Можно утверждать, что психопатологический механизм травматического стресса принципиально отличается от патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те случаи, когда имеет место сложное переплетение травматического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают: профилактику острых панических реакций,профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений;психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида;повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно- психических нарушений.психотерапию возникших пограничных нервно- психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населениюЭкстренная психологическая помощь населению ( основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами). ( основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами).

«Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие: информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее; находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению;находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению; необходимо оказывать себе самопомощь;необходимо оказывать себе самопомощь; в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению облом­ков;в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению облом­ков; следует максимально экономить свои силы;следует максимально экономить свои силы; находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил; дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе; мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 56 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 1520, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 56 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 1520, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины; высвобождение из «плена» может занять больше време­ни, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».высвобождение из «плена» может занять больше време­ни, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора.

Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий: Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий:

поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций; экзистенциальные техники и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск ресурсных психологических возможностей.экзистенциальные техники и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск ресурсных психологических возможностей.

Правила для сотрудников спасательных служб: 1.Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.1.Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению. 2.Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов.2.Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов. 3.Осторожно устанавливайте телесный контакт.3.Осторожно устанавливайте телесный контакт. 4.Говорите и слушайте.4.Говорите и слушайте.

При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (Everstine, Everstine, 1993): При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (Everstine, Everstine, 1993):

1.Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, пока потенциальные жертвы будут предупреждены например, постепенно достигающие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее для жертв. 2.Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к счастью, редки люди часто учатся переживать их в момент стресса. 3.Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее у жертв некоторых длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.

4.Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во время катастроф; может пройти немало времени, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки «выученной беспомощности». 5.Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного. 6.Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях.

7.Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека и его «познавательную карту». Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзистенциальный кризис. 8.Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изме­нить жизнь, например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.

9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись. 10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужаком; в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией.