КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БОЛГАРИИ И КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В ВАРНЕ Радилов, Димитър Стефанов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Advertisements

О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РАУ)
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Государственный доклад об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году Дата: 13 июня 2012 г. Место: Дом правительства, Президентский.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: Президент Союза директоров ССУЗ России Демин В.М год Доступность Качество Эффективность.
Об обеспечении качества учебного процесса в университете Проректор по учебной работе Кречетов А.А. Заседание ученого совета КузГТУ,
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Транксрипт:

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БОЛГАРИИ И КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В ВАРНЕ Радилов, Димитър Стефанов Доктор экономических наук, профессор, Экономический университет, г. Варна, Республика Болгария 1

Введение В современном мире возникает новая концепция качества образования как ключевого фактора устойчивого социально- экономического развития. Эта концепция связана со стратегией Европейского союза Европа Цель этой стратегии – достижение за период 2014 – 2020 г. роста, который бы обеспечивал интеллигентные решения, устойчивость, приобщение в областях занятости, исследований, образования, снижения бедности и изменений в экологии. Ресурсы образовательной системы отстают по отношению к увеличению потребностей бизнеса и публичной администрации. Это вызывает необходимость повышения качества образования, в том числе и высшего. 2

Научная цель настоящего доклада – представление национальных целей в этой сфере, состояния высшего образования в Болгарии, проблем качества высшего образования с учетом необходимости устойчивого роста в Болгарии и качества обучения в Экономическом университете в г. Варна. 3

1. Национальные цели развития высшего образования в пользу устойчивого развития Приоритеты национальных целей связаны со Стратегией Европа 2020 [7] и Стратегией развития высшего образования в Болгарии за период 2014 – 2020 г. [1, с. 8], их можно обобщить следующим образом: Во-первых, стимулирование интереса к высшему образованию и расширение доступа к нему посредством широкого входа и узкого выхода для обучающихся в возрасте 30 – 34 лет, уровень которых должен достигнуть 36 % в 2020 г. Во-вторых, существенное повышение качества обучения посредством поощрения мобильности студентов, преподавателей и исследователей, в соответствии с европейскими и мировыми критериями и стандартами. 4

В-третьих, создание устойчивой и эффективной связи между высшей школой и институциями рынка для достижения соответствия между спросом на специалистов с высшим образованием и их предложением. В-четвертых, создание интегрированной и эффективной сети научно-исследовательской деятельности и развитие инноваций, ориентированных на рыночную экономику. В-пятых, модернизация и децентрализация системы управления и финансирования высшего образования в соответствии с потребностями рынка. В-шестых, расширение и укрепление сети образования в течение всей жизни посредством широкого применения электронного и дистанционного обучения. 5

2. Состояние высшего образования и вызовы к нему в отношении его качества Высшее образование в Болгарии характеризуется возрастающим числом студентов [2, с. 148 – 157]. В течение учебного 2012/2013 года в Болгарии обучалось студентов, в том числе в публичном высшем образовании и только студентов в частных вузах. Количество аккредитованных вузов – 53, в том числе 45 университетов и 8 частных колледжей. Преподавательский состав включает профессоров, доцентов, ассистентов и научных работников, из которых работает по трудовому договору, но образовательный продукт не достигает удовлетворительного уровня. 6

Сокращение срока обучения на 25 % посредством введения Болонской системы и дополнительное уменьшение учебного времени на 10 % окажет положительное воздействие на качество высшего образования. Сроки трех степеней обучения в высшем образовании следующие: бакалавров – 4 года, магистров – 1 или 2 года, докторов – 3 или 4 года. Только учащихся выбрали форму профессионального бакалавра сроком обучения в 3 года (5,3 % общего числа студентов). С целью оптимизации качества высшего образования предусматривается введение Болонской системы. В этом случае сроки обучения в высшем образовании следующие: бакалавров – 3 года, магистров – 2 года, докторов – 3 года. Недельная загруженность студентов будет составлять 40 астрономических часов на трех степенях, из которых не более 14 астрономических часов (то есть 35 %) аудиторной занятости в университетах. 7

Цель в следующем: акцент обучения поставить на индивидуальной подготовке с помощью он-лайн материалов и учебных пособий для дистанционного обучения. Подобный подход требует пересмотра учебных планов, в которых число учебных курсов в отдельных семестрах не должно превышать пяти. Они должны иметь современное содержание при сотрудничестве в результате дискуссии между высшей школой и бизнесом. Укрепление этой связи между университетами и бизнесом может наступить лишь если размер обязательной стажировки в бакалавриате будет длиться не менее трех месяцев и будет связан с разработкой индивидуального прикладного проекта по конкретной реальной проблеме. Этот проект должен быть обязательным условием окончания высшего образования вместо государственного экзамена. Подобный подход в снижении длительности обучения и учебного времени приведет к увеличению заработной платы преподавателей не менее чем на 25 % в краткосрочном плане при том же бюджете финансирования высшей школы. 8

Национальное агентство оценки и аккредитации (НАОА), хотя и по замыслу не является независимой институцией при Совете министров (МС), в действительности является второстепенным распорядителем бюджетных средств без права определения платы за институциональную и академическую оценку. Критерии оценки, аккредитации и постаккредитационного наблюдения и контроля (САНК) направлены на входящие ресурсы и не в достаточной мере увязаны с конечными результатами и с качеством высшего образования выпускников. Кроме того, доклады не доступны широкой публике. 9

Вызовы к качеству высшего образования в Болгарии можно обобщить следующим образом: 1) Основная проблема высшего образования – в недостаточной увязке приобретаемых качеств со спросом на умения и компетенции на рынке труда. По данным Расчетной палаты только 25 % выпускников высшей школы работает на позициях, требующих высшего образования. 2) За последние 10 лет число студентов увеличилось на 17 %, в то время как число выпускников школ меньше на 13 %. Ухудшившаяся демографическая ситуация в 2013 г. показывает, что число выпускников средней школы меньше числа мест приема студентов в университеты. 3) Нетный процент поступивших в вузы в возрастной группе 19 лет – 23 года в учебном 2012/2013 году – 43,3 %, в учебном 2001/2002 году – 27,7 %. Существующая система выделения субсидии за количество поступивших студентов в государственные вузы создает условия для понижения требований к поступлению студентов. 10

4) Научная деятельность и развитие в 53 вузах, получивших аккредитацию, финансируется недостаточно. Всего лишь 0,5 % ВНП уходит на нее, и Болгария по этому показателю занимает в ЕС предпоследнее место. 5) В недостаточной мере используются результаты опросов о реализации выпускников, которые могут указать на сильные и слабые стороны качества высшего образования. Данные этих опросов могли бы использоваться для маркетинговых целей, для внутреннего контроля качества высшего образования и для связей с работодателями. 6) Недостаточно используются результаты системы рейтинга вузов Болгарии также и в целях улучшения качества высшего образования. Показатели, используемые ими, следующие: 1) учебный процесс; 2) научные исследования; 3) учебная среда; 4) социально-бытовые и административные услуги; 5) престиж; 6) реализация и связи с рынком труда. 11

7) Основной вызов к качеству высшего образования в Болгарии состоит в том, что происходит инвестиция в подготовку кадров, которые на рынке нет возможности реализовать. Так, в 51 % аккредитованных 53 вузов обучаются студенты направления Экономика, в то время как 52,6 % выпускников этого направления занимают должности, требующие более низкой образовательной степени. 12

3. Качество обучения в Экономическом университете г. Варна Качество обучения в Экономическом университете в Варне [6, с.7 – 13] – процесс сложный и комплексный, включающий преподавателей, студентов и административный персонал. Сюда входит множество компонентов, а именно: учебная документация, учебное содержание, организация и проведение учебного процесса, преподавательский потенциал, система оценки знаний, общение между обучающими и обучаемыми, практическое обучение и материальная база. 13

В Экономическом университете г. Варна функционирует и периодически обновляется Система оценки и обеспечения качества обучения и академического состава (СОПКОАС). В ней регламентируются порядок обсуждения и утверждения учебных планов и программ, методика обучения, контроль учебного процесса и качества учебного содержания, материальное и информационное обеспечение учебного процесса, развитие академического состава, проверка и оценка знаний и умений студентов, профессионально-практическое обучение и реализация выпускников университета. Система качества обучения структурирована в 13 подсистемах в трех блоках. Первый блок включает подсистему Прием. Второй блок включает 11 подсистем, а третий блок – подсистему Установление факта реализации выпускников. В Экономическом университете г. Варна осуществляется внутренний аудит функционирования системы оценки и обеспечения качества обучения и академического состава. 14

Результаты аудита представлены в аналитических докладах. Выполнение рекомендаций в них используется для совершенствования структуры специальностей и введения новых специальностей, для оптимизации учебных планов и программ в различных степенях образования – профессиональных бакалавров, бакалавров, магистров и докторов, для ускорения научного роста академического состава, для улучшения имиджа Университета и т.д. В конце 2009 г. Экономический университет в Варне получил сертификацию по новой системе управления качеством по международному стандарту ISO 9001:2008. Институцией сертификации является Germanischer ZLoyd Certification Gmbh [5, с. 49 – 51]. Разработаны все документы стандарта ISO 9001:2008. Сюда входят Инструкция по качеству, 13 основных процедур, 7 рабочих процедур и 76 формуляров. 15

Система функционирует на основании совокупности внутренних нормативных документов, сгруппированных в трех подсистемах: Управление процессами, связанными с клиентом, Управление процессом обучения студентов и Управление процессом оценки и обеспечения качества академического состава. Проводятся опросы студентов и докторантов по каждому курсу и преподавателю и ежегодный опрос студентов по вопросам улучшения качества обучения. В Экономическом университете г. Варна создан Центр качества обучения с системой электронизации и автоматизации документооборота по Системе управления качеством ISO 9001:2008. Разработаны правила структуры, деятельности и управления Центром качества обучения в Экономическом университете г. Варна. Их основная цель – предоставлять надежные данные для управленческих решений во всех областях, связанных с высшим экономическим образованием. 16

4. Качество высшего образования в целях устойчивого развития Качество высшего образования положено в основу сбалансированного обмена знаниями между молодыми людьми, бизнесом и правительством в целях устойчивого экономического, социального и экологического развития. Его цель – создание умений реализации определенной профессии и должности, совместной работы в коллективе, критического отношения к информации, использования аналитических инструментов и софтуера в достижении новых знаний и их превращении в инновации. Качество высшего образования в состоянии стимулировать устойчивое развитие [3, с. 32 – 34] лишь при наличии следующих условий: а) изменения в финансировании в тесной увязке с результатами обучения; 17

б) улучшение взаимодействия между вузами и бизнесом и включение работодателей рынка труда в разработку учебных планов и программ; в) расширение практического обучения студентов с целью повышения их пригодности к практике; г) включение в учебные планы курсов предпринимательства и управления проектами; д) совершенствование модели аккредитации и оценки качества высшего образования; е) включение вузов в инновационную деятельность и широкое использование информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс; ж) поддержка мобильности и модернизация системы накопления и трансфера кредитов. 18

Заключение Аналитический подход к качеству высшего образования в целях устойчивого развития позволяет сделать следующие обобщения: 1) Национальные цели высшего образования, направленные на устойчивое развитие, должны служить превращению Болгарии в привлекательный региональный центр европейского высшего образования; 2) Состояние качества высшего образования в Болгарии требует введения Болонской системы и расширения индивидуальной подготовки с помощью он-лайн материалов и учебных пособий для дистанционного обучения; 19

3) Вызовы к качеству высшего образования направлены на увязку приобретаемых знаний с запросами рынка труда относительно умений и компетенций для реализации выпускников; 4) В Экономическом университете г. Варна функционирует и периодически обновляется Система оценки качества обучения и академического состава. Университет имеет сертификацию управления качеством по международному стандарту ISO 9001:2008 и работающий Центр качества обучения с системой электронизации и автоматизации документооборота; 5) Качество высшего образования сможет стимулировать устойчивое развитие лишь в результате изменений в финансировании, увязанных с реализацией выпускников на рынке труда и активным участием работодателей в разработке учебных планов и программ. 20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Стратегия за развитие на висшето образование в Република България за периода 2014 – 2020 г., ноември, 2013, с. 1 – WVhrZFE/edit ( г.) [2] Пътят към Нова България. Системна стратегия за ускорен икономически растеж. Версия 5, София, 09 февруари 2014 г., с. 1 – Economic_Growth_of_Bulgaria_fourth_v4_2014_01_17.pdf ( г.) 21

[3] Национална програма за развитие: България ( г.) [4] Бояджиева, П. Качество на висшето образование в национални и глобални контексти, сп. Критика и хуманизъм, кн. 36, бр.1/2011. [5] Илиев, Пл. Качество на обучение в Икономически университет – Варна, Известия. Списание на Икономически университет – Варна, кн. 2, 2010, с. 46 – 56. [6] Качество на обучението във висшето училище. Сборник с доклади от проведения на 28 март 2013 г. семинар в Икономически университет – Варна, изд. Наука и икономика. Икономически университет – Варна, 2013, с. 90. [7] /mon/left_menu/strategies/documents/europe2020bg.pdf ( ) 22

Благодарю Вас за внимание! 23