Всероссийское совещание «Итоги работы органов государственного регулирования в 2013 году и основные задачи на 2014 и 2015 годы» 11 апреля 2014 Заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
Advertisements

Формирование балансов электрической энергии и мощности территориальных сетевых организаций Формирование балансов электрической энергии и мощности ТСО на.
Новое в законодательстве об электроэнергетике и особенности подготовки тарифных предложений на 2013 год 29 марта 2012 года.
О ПЛАТЕ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ 1 Федеральная служба по тарифам г. Сочи 2012 Начальник Управления М. Б. Егоров.
О практике государственного регулирования и применения на территории Астраханской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической.
Ключевые изменения нормативной базы в сфере тарифного регулирования.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Начальник Управления.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области О регулировании тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2015.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
Начальник отдела тарифообразования, Калиниченко Е.К. Методические указания по расчету сбытовых надбавок ГП. Применение сбытовых надбавок в 2013 году.
Совершенствование законодательство в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода Помчалова Е.В. Заместитель Руководителя.
ДТЭиРТ Ярославской области Расчет затрат на электрическую энергию у регулируемых организаций.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
год Управление регулирования электроэнергетической отрасли Гудкова С. В. Федеральная служба по тарифам Актуальные вопросы функционирования розничных.
Базовый уровень подконтрольных расходов Индекс эффективности подконтрольных расходов Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов.
Порядок и особенности технологического присоединения потребителей к электрическим сетям.
Новая модель финансового обеспечения выполнения государственного задания на учебный год 31 июля 2013 г.
Об изменении законодательства в части формирования платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Алексей Юрьевич Обухов заместитель председателя.
Переход на долгосрочное регулирование МРСК и оптимизация тарифных решений в 2011 году Москва Всероссийское совещание ФСТ 7-8 апреля 2011.
Транксрипт:

Всероссийское совещание «Итоги работы органов государственного регулирования в 2013 году и основные задачи на 2014 и 2015 годы» 11 апреля 2014 Заместитель Генерального директора по экономике Шатохина Оксана Владимировна Тарифное регулирование электросетевого комплекса: проблемы и основные направления совершенствования

2 ОАО «Россети» как технологическое и организационное ядро электросетевого комплекса Противодействие коррупции Проведение регуляторного сравнительного анализа (Banch) Повышение надежности и эффективности функционирования оборудования Распространение опыта успешных компаний и регионов Публичное рассмотрение тарифных заявок, открытость и прозрачность тарифных решений Долгосрочность и стабильность тарифного регулирования Совершенствование схемы котлового ценообразования НАПРАВЛЕНИЯ ЗАДАЧИ ОАО «Россети» призвано обеспечить координацию действий всех сетевых организаций России (включая территориальные сетевые организации, не входящие в состав объединенной компании) в области тарифов, технической политики и планирования инвестиций, обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, а также в области антикоррупционной политики Внедрение инновационных принципов развития Функции системного интегратора: комплексная координация инвестиционных программ на территории субъектов Российской Федерации Функции системного интегратора: комплексная координация инвестиционных программ на территории субъектов Российской Федерации Стратегия развития электросетевого комплекса РФ от р 2 Тарифы на услуги Техническая политика Инвестиционная политика Прозрачность деятельности Антикоррупцион ная политика

отсутствие в основах ценообразования возможности превышать органами регулирования предельных уровней тарифов в целях решения вопроса ПМ с 2015 года по 20 субъектам льготное ТП: до 15 кВт (550 рублей) и 150 кВт (беспроцентная рассрочка 95% платы на 3 года) исключение из платы за ТП до 150 кВт расходов на строительство «последней мили» проектом изменений ПП РФ от не учтен фактор роста перекрестного субсидирования, вызванный изменением структуры электропотребления неполный возврат «сглаживания» НВВ при отсутствии продления периода регулирования и ограничения роста тарифов некомпенсированный объем выпадающих доходов из-за сокращения графика снижения ПС с 5 до 3,5 лет, отмены действия договоров ПМ без введения ВН-1 в Красноярске Ключевые проблемы электросетевого комплекса и оценка их влияния на деятельность электросетевых компаний Сохранение долгосрочных параметров RAB- регулирования в условиях ограничения роста тарифов Выполнение графика снижения перекрестного субсидирования (ПС) Сохранение величины ПС на уровне 2013 года Некомпенсируемые выпадающие доходы (ВД) от технологического присоединения (ТП) ПРОБЛЕМЫ Выпадающие доходы за годы 3 Дополнительные расходы сетевых компаний, не учтенные в тарифах в годах, составят 391,2 млрд. руб. (в среднем 78 млрд. руб., что сопоставимо с объемом амортизационных отчислений, направляемых на реновацию основных фондов) млрд. рублей

Проблемы Северо-Кавказского Федерального округа и Республики Тывы 4 Необходимость утверждения экономически обоснованных тарифов на энергоресурсы Необходимость укрепления платежной дисциплины в регионе Заседание Правительства РФ от по вопросам социально- экономического развития СКФО Проведение проверки утвержденных ТБР на энергоресурсы в годах НОРМАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Внесение изменений в Федеральный закон от N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…» НОРМАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Внесение изменений в Федеральный закон от N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…» Необходимо продление особых условий до 2025 года С 1 января 2015 года действие особых условий функционирования оптового и розничных рынков заканчивается Последствия отмены особых условий с 1 января 2015 года

Обеспечение возврата «сглаживания НВВ» 5 Продление долгосрочного периода позволит сохранить RAB-регулирование Непредусмотренный возврат «сглаживания НВВ» в ТБР гг. Для полного возврата «сглаживания» НВВ НЕОБХОДИМО Продление периода регулирования 1 Сохранение долгосрочных параметров регулирования 2 Сохранение RABa Обеспечение доходности и возврата на капитал С учетом ограничения роста тарифов и сохранения долгосрочных параметров при использовании RAB значительно вырастает объем «сглаживания» НВВ в долгосрочном периоде регулирования, который приходится на 2017 год

Проблемы «котлового» тарифообразования 6 вышестоящая сетевая организация осуществляет расчеты с нижестоящими ТСО «КОТЕЛ СВЕРХУ» …на территории России действуют различные схемы договорных отношений территориальных сетевых организаций по сбору платежей потребителей от оказания услуг по передаче … Гражданский кодекс РФ По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (п.1, статья 539, § 6) Со смежными ТСО заключается договор «транзита» электроэнергии до потребителя Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным Тарифы на услуги по передаче определяются с учетом необходимости равенства тарифов …для всех потребителей, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащих к одной группе (категории)… п. 2 ст ФЗ п. 42 ПНД, утв. ПП РФ от нижестоящие сетевые организации осуществляют расчеты с вышестоящими ТСО «КОТЕЛ СНИЗУ» Договорная схема закрепляется на основании решения РЭК (индивидуальные тарифы взаиморасчетов ТСО) Изменение договорной конструкции после утверждения тарифов приводит к разрушению котла изменение состава оборудования (покупка, аренда); изменение наименования компании, реорганизация результаты судебных разбирательств Причины изменения договорной конструкции Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии (ПНД) Потребители услуг должны быть технологически присоединены (в т.ч. опосредованно) к сети, оказывающей услуги (пункт 4) Порядок заключения и исполнения договора (Раздел II) Жесткое нормативное закрепление конструкции «котла» отсутствует Закрепление принципов котлового ценообразования в основах ценообразования и ПНД позволит обеспечить полноценное функционирование схемы котла Пермский край, Владимирская, Тверская, Московская и Ростовская области

7 Совершенствование котлового ценообразования: поиски новых подходов «Котлодержатель» заключает договоры на оказание услуг по передаче с потребителями; на покупку фактических потерь в регионе на оказание ТСО услуг по транзиту ээ РЭК устанавливает тарифы, в т.ч. на транзит из оплаты ТСО услуг по транзиту удерживается стоимость потерь, в т.ч. сверхнормативных закрепляются особенности договора между «котлодержателем» и ТСО «Котлодержатель» контролирует показания приборов учета обязанность ТСО по требованию «котлодержателя» отключать потребителей; в случае аварии «котлодержатель» может осуществлять ремонт линий ТСО с оплатой со стороны ТСО Предлагаемая договорная конструкция Закрепление критериев «котлодержателя» Введение понятия и статуса «котлодержателя» Оплата услуг «котлодержателя» по единым (котловым) тарифам Повышение финансовой устойчивости ТСО упрощение модели розничного рынка, повышение прозрачности «КОТЛОДЕРЖАТЕЛЬ» - ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА оказание услуг по передаче ээ на территории региона повышение надежности и качества услуг по передаче в регионе повышение прозрачности формирования базы расчета тарифов Снижение коммерческих потерь ТСО синхронизация развития сетевого комплекса региона формирование единого баланса ээ и мощности в регионе оплату потерь нижестоящих сетевых организаций обеспечение платежной дисциплины взаимодействие с потребителями, ГП и др. участниками розничного рынка координацию технической политики и программ развития сетей Стабильная оплата на ОРЭМ ТРЕБУЕТСЯ «Котлодержатель» определяется федеральным органом исполнительной власти Текущие проблемы котлового тарифообразования не могут быть решены в рамках действующего законодательства – требуется внесение изменений в НПА

Проблемные вопросы снижения перекрестного субсидирования 8 Показатели Прогноза социально-экономического развития РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов НУЖНЫ доп. меры по снижению ПС НУЖНЫ доп. меры по снижению ПС Рост тарифа для населения ниже, чем для промышленности Общий объем «котлового» отпуска снижается на 6% РОСТ ОБЪЕМОВ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ (ПС) Факторы влияния Рост отпуска населению на 3% и снижение полезного отпуска по прочим потребителям на 7% Предложения по снижению перекрестного субсидирования Дифференциация тарифов для населения в зависимости от объемов электропотребления и (или) присоединенной мощности Упрощение подхода по дифференциации тарифов по уровням напряжения (снижение количества уровней напряжения) Право РЭК превышать предельные уровни тарифов для компенсации выпадающих доходов от «последней мили» (ПМ) в критичных регионах, указанных в ФЗ-308 Рассмотрение возможности продления срока действия графика заключения договоров ПМ по критичным регионам, включая Республику Мари Эл, Нижегородскую обл., Хакасию Бюджетные субсидии Красноярскому краю Бюджетные субсидии Красноярскому краю индивидуальный подход к решению вопроса в «проблемных» регионах

1)Применение критерия «моносети» у организации находящейся в процессе разделения (реорганизации) 2)Порядок расчета суммарного объема электроэнергии и мощности 3)Порядок применения критериев «моносети» при раздробленности сетевого комплекса 4)Не определен порядок расчетов между субъектами «монотарифа» (кто кому должен платить) 5)Не определен срок применения 1)Определены критерии отнесения ТСО к «моносетям» как соблюдение одного из условий: суммарный объем э/э, отпущенной «монопотребителю» за последний кал. год 80% доля суммарной макс. мощности устройств «монопотребителя» 80% 2) Установлен особый порядок оплаты услуг по передаче э/э «моносетями» 3) Исключение расходов «моносетей» из «котлового» тарифа территориальные сетевые организации (ТСО), обслуживающие преимущественного одного промышленного потребителя и созданные на его базе. «Моносети» - Вопросы, связанные с тарифами «моносетей» Цель Принятые меры Вопросы Предложения по применению 511-р от ПП РФ 179 от Исключение моносетей даст эффект снижения «котловой» НВВ около 7 млрд. руб. в год (ТРК, Комиэнерго, Красноярскэнерго и др.) Исключение моносетей даст эффект снижения «котловой» НВВ около 7 млрд. руб. в год (ТРК, Комиэнерго, Красноярскэнерго и др.) Снижение стимулов создания «монопотребителями» ТСО и перекладывания затрат по поддержанию своей инфраструктуры на всех потребителей региона 1)Утверждение перечня «моносетей» в протоколе регулятора на текущий период регулирования 2)Расчет по потреблению энергопринимающих устройств, присоединенных к «моносетям» 3)Критерии применяются в целом к субъекту регулирования 4)«Монопотребитель» платит отдельно «котлодержателю» по «котловому» тарифу и отдельно «моносети» по ее тарифу 5)По возможности учесть при перерегулировании (с 1 июля 2014 года), но не позднее с 1 января Постановлением Правительства РФ от г. 179 утверждены Критерии «моносетей»

Некомпенсируемые выпадающие доходы (ВД) от технологического присоединения Введены льготы: 550 руб. – до15 кВт, рассрочка на 3 года (от 15 до 100 кВт) 2011 Из платы исключены инвестиции на развитие 2012 Из платы исключены: установка РЗиА, ПА; Налог на прибыль Рассрочка до 150 кВт 2015 Заявители до 150 кВт оплачивают 50% строительства «последней мили» 2017 Заявители до 150 кВт не оплачивают строительство «последней мили» ПРОБЛЕМА: стимулирование технологического присоединения (ТП) потребителей за счет тарифа на передачу, при этом в условиях ограничения роста тарифов на передачу недостаточно средств на реновацию сетей Минимизация стоимости ТП за счет нагрузки на тариф на услуги по передаче ограничена в условиях сдерживания роста тарифов необходимы новые пути решения Адресность и однократность предоставления льготной платы в «550 руб.» 1 Включение в плату за ТП свыше 150 кВт расходов на модернизацию и развитие сети 2 Предлагаем предусмотреть возможность по соглашению с потребителем (свыше 150 кВт) осуществлять технологическое присоединение по индивидуальному тарифу на услугу по передаче Индивидуальные тарифы на услуги по передаче для крупных потребителей (свыше 150 кВт) 3

Внедрение индивидуального ценообразования: индивидуальные тарифы на услуги по передаче для крупных потребителей (свыше 150 кВт) в целях включения расходов на развитие существующей инфраструктуры в плату за технологическое присоединение и снижения рисков роста выпадающих доходов сетевых организаций в условиях ограничения роста тарифов Индивидуальные тарифы необходимы поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от Пр-2192 по итогам совещания о развитии энергетики Сибири и Дальнего Востока Договор на услуги по передаче Договор об осуществлении ТП Утвержденный тариф на передачу Инвест. составляющая ТАРИФ Стоимость ТП Инвест. составляющая Индивидуальный тариф ТАРИФ НА УСЛУГУ ПО ПЕРЕДАЧЕ ОГРАНИЧЕНИЕ РОСТА ТАРИФ НА УСЛУГУ ПО ПЕРЕДАЧЕ ОГРАНИЧЕНИЕ РОСТА ПЛАТА ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЛАТА ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ Инвестиционная составляющая, связанная с развитием существующей сети Предлагаем по соглашению с потребителем свыше 150кВт включать инвестиционную составляющую в состав платы за ТП или в индивидуальный тариф на передачу электроэнергии 11

Изменить порядок оплаты услуг на передачу электроэнергии Ответственность потребителей за объем мощности, заявляемой при технологическом присоединении Технологическое присоединение Потребитель заявляет максимальную мощность Передача электроэнергии Противоречие ТСО поддерживает максимальную мощность НЕОБХОДИМО Потребитель оплачивает фактическую мощность 12 НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ Внесение изменений в проект постановления Правительства «Об определении стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности» НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ Внесение изменений в проект постановления Правительства «Об определении стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности» Оплата резервной мощности по факту отклонения максимальной мощности от фактической в предыдущем году более чем на 40% (механизм санкций – «ШТРАФЫ»). Зафиксирована величина оплачиваемого резерва в размере 20%. Проект ПП РФ Минэнерго России ВСЕ «новые потребители» (включая до 150 кВт) после завершения ТП оплачивают 100% максимальной мощности («take or pay» без права уменьшить максимальную мощность в течение 5 лет); Поэтапный переход на оплату резерва «существующих» потребителей (кроме населения) в течение 5 лет (5%, 20%, 50%, 80%, 100%). ВСЕ «новые потребители» (включая до 150 кВт) после завершения ТП оплачивают 100% максимальной мощности («take or pay» без права уменьшить максимальную мощность в течение 5 лет); Поэтапный переход на оплату резерва «существующих» потребителей (кроме населения) в течение 5 лет (5%, 20%, 50%, 80%, 100%). Введение расчетов только по 2-ставочному тарифу Оплата услуг ФСК: сохранение расчетов «сеть-сеть» по заявленной мощности, переход на расчеты с потребителями по факту после внедрения оплаты резерва Резерв оплачивают потребители более 670 кВт Предложения ОАО «Россети» Переход на оплату услуг ФСК потребителями (не ТСО) по фактической мощности Справедливое распределение оплаты услуг между потребителями и оптимизация загрузки оборудования без роста НВВ сетевых организаций 12

Стандартизация процессов: совершенствование публичного рассмотрения тарифных заявок сетевых компаний и тарифных решений Повышение информационной открытости Публичное рассмотрение тарифных заявок ЦЕЛЬ Совершенствование процедурРЕЗУЛЬТАТ Прозрачность и открытость тарифных решений Участие бизнес- сообщества в экспертизе и понимание принимаемых решений Обеспечение прозрачности и открытости тарифных заявок и тарифных решений Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей и План мероприятий («дорожная карта») 1689-р от Проект ПП РФ, подготовленный ФСТ России для всех регулируемых организаций выручка прибыль (убыток) от продаж EBITDA чистая прибыль (убыток) Показатели эффективности деятельности рентабельность продаж Показатели рентабельности заявленная мощность объем полезного отпуска норматив потерь Показатели регулируемых видов деятельности операционные (подконтрольные) неподконтрольные выпадающие (избытки) инвестиции и т.п. НВВ по регулируемым видам деятельности Дополнительные предложения ОАО «Россети» по повышению стандартизации процедуры Выделить отдельную форму для сетевых компаний (форма аналогичная форматам ЕИАС) Ввести обязанность регулирующих органов по раскрытию информацию о принятых тарифных решениях в форматах, предусмотренных для тарифной заявки В форме для гарантирующих поставщиков предусмотреть отражение величины перекрестного субсидирования в составе сбытовой надбавки

Синхронизация тарифного регулирования с бюджетным и балансовым планированием ПРЕДЛАГАЕМ рассмотреть переход на регулирование тарифов с 1 января по 31 декабря (внесение изменений в ПП РФ от ) ПРЕДЛАГАЕМ рассмотреть переход на регулирование тарифов с 1 января по 31 декабря (внесение изменений в ПП РФ от ) в условиях годового планирования, приводит к дополнительным выпадающим доходам сетевых компаний Бюджетное планирование Бюджетный кодекс Российской Федерации от N 145-ФЗ Балансовое планирование Противоречие ПОСЛЕДСТВИЯ асинхронности процессов с 1 января по 31 декабря Приказ ФСТ России от N 53-э/1 «Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) …» с 1 июля по 30 июня осуществляется тарифное регулирование согласно ПП РФ от N 1178 усложнение процесса расчета тарифов (двукратный рост объема работ); несоответствие балансовых показателей 1 и 2 полугодия разнонаправленное влияние на размер тарифов в течение года 14

15 Предложения по совершенствованию процессов тарифного регулирования Сближение периодов тарифного регулирования с бюджетным и балансовым планированием Формирование порядка расчета перекрестного субсидирования и графика его снижения Совершенствование котловой схемы ценообразования (в т.ч. исключение «моносетей» из «котла») Совершенствование котловой схемы ценообразования (в т.ч. исключение «моносетей» из «котла») Ответственность потребителей за объем мощности, заявляемой к ТП. Переход на расчет с потребителями исключительно по двухставочному тарифу Привлечение инвестиций на создание сетевой инфраструктуры и ее развитие, внедрения индивидуального ценообразования Создание стабильных условий функционирования сетевых компаний, направленных на повышение надежности энергоснабжения потребителей и дальнейшее развитие сетевого комплекса НАПРАВЛЕНИЯ Нормативные изменения Включения полного объема инвестиционных расходов сетевой организации в плату за ТП потребителей свыше 150 кВт или в передачу по индивидуальному тарифу Срок: до 1 января 2015 года Переход на регулирование тарифов с 1 января по 31 декабря Корректировка ПС с учетом баланса, превышение предельных уровней тарифов в критичных регионах по ПМ, продление графика снижения ПС Закрепление понятия и статуса, критериев «котлодержателя», схемы формирования «котла», особых условий договорных отношений Переход на оплату услуг по передаче по фактической мощности с учетом резерва, сеть-сеть по заявленной мощности Срок: до 01 июля 2015 года Срок: до 31 декабря 2014 года Срок: до 31 декабря 2015 года Срок: до 01 июля 2014 года Продление действия особых условий функционирования оптового и розничных рынков для СКФО и Тывы до 2025 года Внесение изменения в ФЗ-36 от Срок: до 31 сентября 2014 года

Спасибо за внимание !