Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Г.С. Ковалева, Москва, 19 февраля 2014 года О чем говорят.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Москва, 3 декабря 2013 года Первые результаты международной.
Advertisements

Первые результаты международной программы PISA-2009 Москва 7 декабря 2010 года.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Качество российского образования: по результатам международных исследований Качество российского образования: по результатам международных исследований.
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Москва, 2014 год Управление качеством образования на.
Международное исследование математической и естественно- научной подготовки учащихся.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
1 Качество образования: результаты общероссийских и международных сравнительных исследований Министерство образования РФ Национальный Фонд подготовки кадров.
Российская академия образования Основные результаты международных исследований PIRLS-2011 и TIMSS-2011 как основа для управления качеством общего образования.
Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Москва, 2014 год О чем говорят результаты международных.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
1 директор ЦООМО, к.п.н. И. П. Валькова Бишкек, февраль 2008 г. Исследования PISA и НООДУ в Кыргызской Республике проведено ЦООМО по заказу Министерства.
Вопрос1: Какова глубина озера Чад на сегодняшний день? Около двух метров. Около пятнадцати метров. Около пятидесяти метров. Оно полностью исчезло. Информация.
Итоги международной программы по оценке образовательных достижений в 2009 году (по материалам сайта Заместитель директора МОУ ДПО.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
Вебинар Программа вебинара 1.«Оценивание читательской грамотности обучающихся» Камзеева Елена Евгеньевна, начальник экспертно-аналитического.
Как школы используют данные оценки результатов обучения: наблюдения по итогам PISA-2012 И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института.
Ковалева Галина Сергеевна Центр оценки качества образования ИСМО РАО Тел/факс 8 (095)
Транксрипт:

Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Г.С. Ковалева, Москва, 19 февраля 2014 года О чем говорят международные исследования качества школьного образования Российская академия образования

Учимся для жизни 2 Вопросы для обсуждения 1. Обладают ли российские учащиеся на разных уровнях общего образования знаниями и умениями, необходимыми им для продолжения образования и полноценного функционирования в современном обществе? 2. Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов за последнее десятилетие? 3. В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?

Учимся для жизни 3 Самые важные результаты В соответствии с международными стандартами PIRLS и TIMSS, начиная с 1995 года, российские школьники 4 и 8 класса демонстрируют высокие результаты по чтению, математике и естествознанию (превышающие средние международные). Выпускники начальной школы в 2011 году подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов (PIRLS). Учащиеся 8-го класса в 2011 году продемонстрировали существенное повышение уровня математической и естественнонаучной подготовки: максимальный среди всех стран – участниц по математике (TIMSS). В соответствии с международными стандартами PISA российские учащиеся 15-летнего возраста, начиная с 2000 года, демонстрируют результаты ниже средних по странам ОЭСР по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. В 2012 году наметились положительные тенденции в результатах по всем направлениям функциональной грамотности (PISA).

Учимся для жизни 4 Краткая информация об исследованиях PIRLS, TIMSS и PISA PIRLS - Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) TIMSS - Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) PISA - Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания PIRLS&TIMSS&PISA: Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011; PISA: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012) PIRLS&TIMSS&PISA: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию

Учимся для жизни 5 Участники исследований PIRLS,TIMSS и PISA PIRLS – около 325 тысяч учащихся начальной школы из 49 стран Россия: 4461 выпускник начальной школы из 202 образовательных учреждений 42 регионов страны TIMSS – более 600 тысяч учащихся начальной и основной школы из 63 стран Россия: 4467 выпускников начальной школы из 202 образовательных учреждений 42 регионов страны и 4893 учащихся 8 класса из 210 образовательных учреждений 42 регионов страны Российские выборки учащихся в исследованиях PIRLS и TIMSS (4 класс) практически совпадали. PISA – около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран Россия: 5219 учащихся 15-летнего возраста из 227 образовательных учреждений 42 регионов страны, обучавшихся по программам: основного общего образования: 7-8 классы – 8,4% (2000 г. - 2%), 9 класс – 73,5% (27%); среднего общего образования: классы – 13,7% (49%); начального и среднего профессионального образования – 4,3% (22%) Выборки российских учащихся являются представительными, что позволяет перенести полученные результаты на все генеральные совокупности учащихся 4 и 8 классов, а также 15-летних учащихся России.

Учимся для жизни 6 Каково состояние российского образования в начальной и основной школе? Российская академия образования

Учимся для жизни 7 Результаты учащихся 4-го класса начальной школы Чтение Математика Естествознание Среднее значение шкалы PIRLS и TIMSS – 500 СтраныСредний балл Гонконг571 (2,3) Россия568 (2,7) Финляндия568 (1,9) Сингапур567 (3,3) СтраныСредний балл Сингапур606 (3,2) Республика Корея605 (1,9) Гонконг602 (3,4) Тайвань591 (2,0) Япония585 (1,7) СтраныСредний балл Республика Корея587 (2,0) Сингапур583 (3,4) Финляндия570 (2,6) Россия542 (3,7) Россия552 (3,5) 45 стран 35 стран 44 страны

Учимся для жизни 8 МатематикаЕстествознание Среднее значение шкалы PIRLS и TIMSS – 500 СтраныСредний балл Республика Корея613 (2,9) Сингапур611 (3,8) Тайвань609 (3,2) Гонконг586 (3,8) Япония570 (2,6) СтраныСредний балл Сингапур590 (4,3) Тайвань564 (2,3) Республика Корея560 (2,0) Япония558 (2,4) Финляндия552 (2,5) Россия542 (3,2) Результаты учащихся 8 класса основной школы Россия539 (3,6) 36 стран 33 страны

Учимся для жизни 9 Математическая грамотность на практике Проблема, в контексте Результаты в контексте Математическая проблема Математические результаты Оценивать Интерпретировать Применять Формулировать РЕАЛЬНЫЙ МИРМАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР Российская академия образования Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.

Учимся для жизни 10 Пример задания «Парусные корабли» Типичная задача для учащихся 5-6 классов: «За год двигатель на корабле потребляет л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?» Создать модель решения и выполнить арифметические действия Российская академия образования Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо. Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду. Результат российских учащихся: 16% Средний результат учащихся стран ОЭСР: 15% Максимальный результат: 47% Через сколько примерно лет экономия на дизельном топливе покроет стоимость установки кайта? Приведите вычисления, подтверждающие ваш ответ. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР РЕАЛЬНЫЙ МИР

Учимся для жизни 11 Результаты 15-летних учащихся по математической грамотности Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Корея 29 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 26 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 9 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Португалия, Италия, Испания, Словацкая Республика, США, Литва, Швеция, Венгрия) Пермский край – 484 балла Российская академия образования

Учимся для жизни 12 Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея 35 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 23 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Израиль, Швеция, Словения, Литва, Греция, Турция) Пермский край – 482 балла Российская академия образования

Учимся для жизни 13 Результаты 15-летних учащихся по естественнонаучной грамотности Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония 31 страна, средний балл которой статистически значимо выше среднего балла России 27 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Венгрия, Хорватия, Люксембург, Португалия, Швеция) Пермский край – 480 баллов Российская академия образования

Учимся для жизни 14 Как изменились результаты российских учащихся за последнее десятилетие? Российская академия образования

Учимся для жизни 15 Изменение результатов российских учащихся 4-х и 8-х классов 4 класс 8 класс

Учимся для жизни 16 Изменение результатов российских 15-летних учащихся Российская академия образования По сравнению с 2009 годом результаты улучшились: на 14 баллов на 16 баллов на 8 баллов

Учимся для жизни 17 Уровни достижений в международных исследованиях: шкала исследований PIRLS и TIMSS Учащийся А с высшем уровнем достижений Учащийся С со средним уровнем достижений Учащийся D с низким уровнем достижений Задания высшего уровня трудности (625 баллов) Задания высокого уровня трудности (550 баллов) Задания низкого уровня трудности (400 баллов) Задание IV Задание III Задание II Задание I Задания среднего уровня трудности (475 баллов) Учащийся B с высоким уровнем достижений

Учимся для жизни 18 Уровни достижений российских учащихся 4 класса Низкий (400 баллов) Средний (475 баллов) Высокий (550 баллов) Высший (625 баллов и выше) Не достигли низкого уровня 1% по чтению, 3% по математике и 2% по естествознанию. Чтение, 568 Математика, 542 Естествознание, 552 Чтение: 19% могут воспринимать текст целостно и понимать отдельные единицы текста в их взаимосвязи; могут опираться на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции; Математика: 13% могут решать достаточно сложные задачи и обосновывать свое решение; Естествознание: 16% демонстрируют понимание природных процессов и знания о проведении исследований. Чтение: 7% могут вычитать из текста информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко найти; Математика: 16% имеют некоторые элементарные знания; Естествознание:12% демонстрируют отдельные факты

Учимся для жизни 19 Процент учащихся 4-го класса с высоким и базовым уровнями достижений по чтению, математике и естествознанию РОССИЯ Процент учащихся 4 класса, достигших высокого уровня По трем областям35 Чтение63 Математика47 Естествознание52 РОССИЯ Процент учащихся 4 класса, достигших базового уровня По трем областям96 Чтение99 Математика97 Естествознание98

Учимся для жизни 20 Уровни достижений российских учащихся 8 класса Низкий (400 баллов) Средний (475 баллов) Высокий (550 баллов) Высший (625 и выше) Не достигли низкого уровня 5% по математике и 4% по естествознанию. Математика, 539 Естествознание, 542 Математика: 14% могут доказывать, формулировать выводы, делать обобщения и решать линейные уравнения; Естествознание: 14% могут в развернутом письменном ответе продемонстрировать понимание сложных и абстрактных понятий из курса биологии, химии, физики и географии. Математика: 17% имеют некоторые знания о целых числах, десятичных дробях, действиях с ними, и об основных графиках; Естествознание: 15% могут узнать некоторые основные факты из курса биологии и физики.

Учимся для жизни 21 Распределение российских учащихся 4 и 8 классов по уровням математической подготовки 4 класс 8 класс

Учимся для жизни 22 Процент учащихся 8-го класса с высоким и базовым уровнями достижений по математике и естествознанию РОССИЯ Процент учащихся 8 класса, достигших базового уровня По двум областям 94 Математика 95 Естествознание 96 РОССИЯ Процент учащихся 8 класса, достигших высокого уровня По двум областям40 Математика47 Естествознание48

Учимся для жизни 23 Уровни функциональной грамотности PISA Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях Российская академия образования

Учимся для жизни 24 Процент 15-летних учащихся, достигших 2-го и 4-го уровней функциональной грамотности РОССИЯ Процент 15-летних учащихся, достигших 2-го (базового) уровня По трем областям 69 Читательская грамотность 79 Математическая грамотность 77 Естественнонаучная грамотность 82 РОССИЯ Процент 15-летних учащихся, достигших 4-го уровня По трем областям 12 Читательская грамотность 19 Математическая грамотность 23 Естественнонаучна я грамотность 18

Учимся для жизни 25 Уровни математической грамотности Российская академия образования

Учимся для жизни 26 Уровни читательской и естественнонаучной грамотности Российская академия образования

Учимся для жизни 27 Результаты учащихся по областям содержания и видам деятельности Российская академия образования Среднее значение стран ОЭСР по тесту – 494 балла

Учимся для жизни 28 Математическое образование в мире: шаг развития (PISA-2012) 1. За последние 10 лет явно изменился запрос на качество математического образования – приоритетной целью становится формирование математической грамотности в системе общего образования. 2. Основные тенденции в математическом образовании стран: - повышение средних результатов; - стремление к достижению самых высоких результатов; - интенсивная работа с отстающими; - анализ сильных и слабых сторон преподавания математики; - обеспечение равных возможностей для обучения мальчиков и девочек. Российская академия образования

Учимся для жизни 29 Математическое образование в мире: шаг развития (PISA-2012) 3. По двум областям содержания «Пространство и формы» (геометрия) и «Неопределенность и данные» (вероятность и статистика) наблюдаются наибольшие различия между странами, в связи с чем высказывается предположение, что страны могут найти резервы повышения качества математического образования, изменяя систему изучения этих областей. 4. Более высокие результаты имеют учащиеся в странах, в преподавании математики у которых преобладает «формальная математика». Страны, имеющие программы, ориентированные в основном на прикладные аспекты математики, в среднем показывают более низкие результаты. Подчеркивается важность для формирования математической грамотности освоения математики (понятий, методов и др.) и ее применение для решения реальных жизненных проблем. Российская академия образования

Учимся для жизни 30 Доступность образования В исследовании PISA для сравнения стран выделяют следующие направления: Результаты учащихся, обучающихся по различным образовательным программам; Результаты учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях, отличающихся расположением, статусом или другими характеристиками; гендерные различия учащихся; учет социально-экономических условий семей учащихся. Российская академия образования

Учимся для жизни 31 Результаты российских учащихся, отличающихся образовательными программами Российская академия образования Математическая грамотностьЕстественнонаучная грамотностьЧитательская грамотность

Учимся для жизни 32 Результаты российских учащихся, отличающихся расположением их школ и СЭС По сравнению с 2003 годом повышение результатов учащихся: сельских школ – на 21 балл поселковых школ – на 16 баллов школ больших городов – на 6 баллов с низким СЭС – на 12 баллов с высоким СЭС – на 11 баллов Российская академия образования

Учимся для жизни 33 Результаты учащихся, отличающихся социально- экономическим положением их семей Верхний квартиль (число соответствует рейтингу группы) Третий квартиль Второй квартиль Нижний квартиль (число соответствует рейтингу группы) Российская академия образования

Учимся для жизни 34 В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ? Российская академия образования

Учимся для жизни Повышение качества образования за счет усиления компетентностного подхода Результаты российских учащихся в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Российская академия образования

Учимся для жизни 36 Парадокс компетентности Компетентность (действенные знания, умения, способы) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. Российская академия образования

Учимся для жизни Повышение уровня читательской грамотности в основной школе Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012) Российская академия образования

Учимся для жизни 38 Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012)

Учимся для жизни 39 Влияние читательской грамотности учащихся 4-го класса на их результаты по математике и естествознанию (PIRLS-2011/TIMSS-2011) Российская академия образования Значительное снижение уровня читательской грамотности в основной школе не сказывается существенно на результатах исследования TIMSS в 8 классе, но значительно проявляется в исследовании PISA.

Учимся для жизни Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся Профиль познавательной деятельности (по результатам TIMSS-2011) РАССУЖДЕНИЕ (REASONING) Анализировать Обобщать/уточнять Интегрировать/ Синтезировать Обосновывать Решать нестандартные задачи За счет активизации учебного процесса, уменьшения доли репродуктивных домашних заданий, репродуктивного контроля подготовки учащихся, изменения итоговой аттестации.

Учимся для жизни 41 Результаты анализа учебников биологии, физики и химии

Учимся для жизни 42 Факторы, связанные с учебным процессом: частота проведения проверочных и контрольных работ по математике в 8 классах

Учимся для жизни 43 Результаты учащихся некоторых стран по видам деятельности ( IAEP-II, 1991 г., естествознание) Отличие от среднего международного балла

Учимся для жизни 44 Изменение содержания выполняемой работы и необходимых для этого умений на рынке труда (США) Годы Рутинные когнитивные Рутинные ручные Не рутинные аналитические Не рутинные интерактивные Не рутинные ручные Источник: Autor et al., 2003: Levy and Murnane, 2006

Учимся для жизни Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися Самые успешные учащиеся (5-6 уровни, PISA-20 12) Всего по мат. 5-6 уровня 2003: 7,0% 2006: 7,4% 2009: 5,2% 2012: 7,8% Российская академия образования

Учимся для жизни 46 Процент успешных учащихся по математике (5-6 уровни) Россия

Учимся для жизни Учет факторов, характеризующих эффективную школу, которая обеспечивает дополнительный прирост в результатах (adds extra value) Российская академия образования Модель эффективной школы TIMSS-PIRLS В большинстве стран В России 1.Безопасность и порядокПеречисленные школьные факторы не являются значимыми предикторами уровня образовательных достижений. Значимые различия появляются только после включении в модель факторов, связанных с семьей учащихся. Подобная картина наблюдается еще только в Чехии. В остальных странах (из 34) выделяются все или хотя бы один фактор. 2. Поддержка академических достижений 3. Наличие адекватных ресурсов 4. Наличие квалифицированных учителей 5.Хорошо оборудованные классы 6.Эффективное преподавание

Учимся для жизни 48 Факторы эффективной школы PISA-2012 Российская академия образования Ресурсы: финансовые, педагогический состав, материальные, временные Управление школой, Оценка образовательных результатов Отчетность Вертикальная стратификация Горизонтальная стратификация (между школами Горизонтальная стратификация (внутри школы) Пропуски занятий Климат школы Связь между образовательными результатами и …

Учимся для жизни 49 Факторы эффективного обучения PISA-2012 Российская академия образования

Учимся для жизни 50 Улучшение климата в школах Некоторые данные по результатам PISA-2012 По ответам директоров школ Каждый второй директор школы отметил наличие проблем в поведении учащихся. Каждый третий посещает школу, в которой директор отметил, что учащиеся не уважают учителей. По ответам учащихся 80% учащихся 15-летнего возраста посещают школы, в которых есть проблемы взаимодействия между учителями и учащимися. Каждый второй учащийся посещает школу, в которой не требуется от учащихся демонстрировать высокие достижения. Каждый третий учащийся не согласился с утверждением, что большинство их учителей интересуются жизнью учащихся. Российская академия образования

Учимся для жизни 51 Повышение вовлеченности в образовательный процесс Процент учащихся, обучающихся в ОУ, в которых за последние две недели до проведения тестирования PISA …

Учимся для жизни 52 Возможные достижения при повышении факторов эффективного обучения Российская академия образования

Учимся для жизни 53 Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные системы образования в формировании функциональной грамотности Опыт стран, описанный в международном отчете PISA-2012 Повышение доступности образования при повышении качества образования (Германия, Мексика, Польша, Турция и др.) Повышение качества подготовки учителей, привлечение в школу наиболее способной молодежи ( Эстония, Польша, Бразилия, Колумбия, Япония, Мексика, Израиль) Повышение уровня функциональной грамотности учащихся с низкими результатами за счет перераспределение ресурсов к более нуждающимся школам (Израиль, Германия, Мексика, Турция, Бразилия и др.) Повышение автономии школ при адекватной степени сотрудничества и отчетности (Колумбия, Польша, Корея и др.) Повышение информационной среды, способствующей распространению информации о качестве обучения в школе (Польша, Мексика, Колумбия и др.) Создание положительной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века (Япония, Португалия и др.) Российская академия образования

Учимся для жизни 54 Для дополнительной информации : Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research, ACER) – Центр оценки качества общего образования ИСМО РАО – тел./факс , Ковалева Галина Сергеевна – координатор международных исследований PIRLS, PISA, TIMSS в России Российская академия образования