«Обучение составлению рассказа по картине в средней группе. Образовательная область «Коммуникация» Воспитатель Полищук Мариана Тимофеевна г. Кстово 2013г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Advertisements

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ (из опыта работы) Автор: Жихарева Л.М. учитель дефектолог ГДОУ детский сад компенсирующего вида «Надежда» С. Белая Глина Краснодарского.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
Подготовила воспитатель Коленко О.В. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе обучения детей рассказыванию по картине.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5» «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» Автор:
Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, с использованием технологии развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит.
СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «КОСМОС ДЛЯ ДЕТЕЙ» ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 1 г. о. Орехово – Зуево Московской области Разработала: Воспитатель.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-
Проект «Осенние фантазии» Подготовила воспитатель группы 5 Бакатович Ю.Г.
План проведения 1. Вступительное слово. Консультант отдела мониторинга дошкольного образования Ярушкина Н.Н. 2.Развитие связной речи детей дошкольного.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
«Использование малых форм фольклора в группе раннего возраста». Подготовила: Шевченко С.Н., воспитатель раннего возраста 2-3 лет группа «Капитошка» Шевченко.
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
Транксрипт:

«Обучение составлению рассказа по картине в средней группе. Образовательная область «Коммуникация» Воспитатель Полищук Мариана Тимофеевна г. Кстово 2013г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 «Пингвин»

значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Цель Учить детей связной монологической речи, способности к словесному формированию и формулированию мысли через диалог как наиболее естественной форме речевого общения нескольких людей.

Задачи Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные…). Продолжать развивать артикуляционный аппарат. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении. Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Побуждать к активному экспериментирование со словом. Продолжать совершенствовать диалогическую речь. Упражнять в составлении рассказов по картине. Формировать словотворчество, фантазию. Воспитывать желание говорить как взрослые, правильно отвечать на заданный вопрос.

Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок). Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу. Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»). Важно мотивировать речевую деятельность. Следующий этап работы рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку»

Серии картин, используемые в средней группе детского сада: сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом: «Собака со щенятами» «Вот это снеговик!» «Таня не боится мороза» «На полянке» «Одуванчики» «Кошка с котятами»… предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные).

Требования к отбору картин: Картина подбирается заранее, содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему, близкое опыту детей, вызывающее эмоциональный отклик; Картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; Картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работу по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. Картина должна висеть на уровне глаз детей. 4. Заранее подобрать указку или другие атрибуты. 5. Продумать размещение детей (полукругом, с учетом слуха, зрения, роста детей, в ряд). 6. Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины. 7. После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате и постоянно находится в поле зрения детей. Воспитатель побуждает детей рассматривать их. 8. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 8. Детей подводят к рассказыванию по картине.

Обучение детей рассказыванию по картине. Основной вид занятия по картине - беседа. Основной приём – вопрос. структура занятияметодические приёмы 1 часть, вводная (1-1,5 мин) Настроить детей к восприятию, вызвать желание рассказывать. В подгруппе со слабыми детьми педагог может раскрыть содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать. Игровые приёмы, рассказы, беседа, загадки. образец. 2 часть, основная. (10-15 мин) Учиться монологу. Детям задать вопросы. Закончить эту часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Для детей 5 лет образцом может быть рассказ ребенка. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога. Игровой приём ( педагог слушает и оценивает рассказы детей, рассказ внесённого персонажа), подсказ слова, предложения. 3 часть, итоговая (5 мин) Обобщить представления о том, как правильно рассказывать. Оценка детских рассказов внесённым персонажем. сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная), занятие по ИЗО после просматривания.

Средняя группа В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Средства активизации речи детей: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - самостоятельная деятельность детей; - предметно-развивающая среда. Методы: словесные (загадки, рассказ, беседа) наглядные (рассматривание образца, иллюстраций, картин, показ слайдов) практические (повторение, проговаривание, договаривание слов) игровые («Повтори за мной», «Скажи как я», «Подскажи словечко», слова-действия или сопровождение речью действий, «Я начну, а ты закончи»…). Методические приемы: вопросы, задания подумать (о чём бы вы ещё хотели узнать?), указания (задайте вопросы), придумывание названия картины, его обсуждение и сравнение с настоящим названием, речевой образец, подведение детей к обобщению, обсуждение последовательности повествования, творческие задания подведение к обощению (что нового вы узнали?).

Проведение занятий с использованием картин Развитию слухового восприятия; Активизации в речи детей новых слов; Свободному выражению своих мыслей; Развивает чувство ритма родной речи; Развивает уверенность в своих силах; Развивает воображение и полёт фантазии. Дети получают эстетическое удовольствие.

Результаты диагностического обследования 2-я младшая группа Средняя группа

Интегративные качества Наличие и уровень развития связной речи у дошкольников можно определить по следующим интегративным качествам: «Любознательный, активный» У ребенка проявляется познавательный интерес. Он может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предпо­ ложение, доказать; Фан­тазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем. «Эмоционально отзывчивый» Ребенок понимает эмоциональные со­стояния персонажей изображенных на картине, (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т. п.); проявляет готовность помочь, сочувствие; Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоци­онального состояния персонажей картины, об явлениях мира живой и неживой природы, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в сюжете картины. «Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» Стремится рас­сказывать старшим о содержании понравившейся картины; Проявляет инициативу в общении делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей;

Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, граммати­чески правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются эле­ ментарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» Имеет некоторые представления о составе семьи; о природе России и мира; «овладевший необходимыми умениями и навыками (Образовательная область «Коммуникация») Обнаруживает избирательное отношение к картинам опреде­ленной тематики или жанра. Способен устанавливать связи по содержанию картины, с помощью педагога про­никать в её эмоциональный подтекст. В процессе рассматривания, способен описать отдельные объекты и органически входить в беседу о картине в целом; исполь­зует средства языковой выразительности литературной речи в про­цессе рассказывания и придумывания текстов, владеет средствами интонационной выразительности. Диагностика развития вышеперечисленных интегративных качеств, проводилась используя следующие формы и методики: Диагностика выразительности произвольной речи детей. Авторы: Алексеевой М.М.,. Яшиной В.И. «Речевое развитие дошкольников» М.; Издательский центр «Академия», 1999) Наблюдение (См. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство-пресс»,2011) Диагностика посредством н/п игры «Литературная страна» (См. Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство-пресс»,2011,стр.443)

В диагностические данные заносится оценка по каждому показателю- балльная (может обозначаться цветом) показатель проявляется ярко, самобытно, наблюдается повышенный интерес ребенка в развитии данного качества -4 балла показатель проявляется стабильно (постоянно), это- достижение ребенка- 3 балла показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном направлении-2 балла показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении-1 балл Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) определённому уровню Из двадцати пяти детей 10 с низким уровнем освоения рассказывания по картине (отвлекались, не проявляли эмоционального отношения к изображенному на картине); 8 детей на среднем уровне; пять детей на достаточном и двое на высоком уровне освоения навыков рассказывания по картине. Уровень Количество баллов количество детей, набравшие баллы В % Высокий Достаточн ый средний низкий

Программно-методическое сопровождение: 1.Бородич, А. М. Методика развития речи детей / - М., Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / - М: Просвещение, Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Под ред. В. И. Логиновой, -2-е изд., - М.: Просвещение, Короткова, Э. П. Принципы обучения речи в детском саду/ -М, Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие. Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. -СПб Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада./Под ред. Ф.А. Сохина.-2-е изд., - М.: Просвещение, Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам /- М., Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов/- М, Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста /- М.: Просвещение, Скоролупова О., Федина Н. Федеральные требования, комментарии. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции. журнал Дошкольное образование г. 11. Скоролупова О., Федина Н. Федеральные требования, комментарии. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. журнал Дошкольное образование г. 12. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Журнал Дошкольное образование г. 13.Чиндилова О.Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации. журнал Дошкольное образование г 14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. –М:,Мозаика-Синтез, Гербова В.В. Развитие речи в детском сад. –М:,Мозаика-Синтез, Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, -М, Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, – 18. Голуб И. Что делает нашу речь выразительной? Журнал Дошкольное воспитание,

Спасибо за внимание!