Развитие высшей школы в условиях информационного общества Академик С.В. Абламейко Ректор Белорусского государственного университета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Advertisements

8-ое заседание Координационного совета по информатизации при РСС (17-18 октября 2005 г., Ереван) Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Тихомирова Н.В., Жук А.И., Мальченко С.Н., Бригадин.
Управление информационной инфраструктурой современной организации.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ИННОВАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ГОДЫ.
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Проект «Ресурсное обеспечение развития» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ПЛОЩАДКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА СРЕДНЕГО УРАЛА.
Стратегия развития отрасли ИТ в России. Вклад Уральского федерального университета. Докладчик Богданович Ирина Александровна Директор по информационным.
Программа информатизации образовательного учреждения как модуль образовательной программы школы.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Нормативно-правовые документы 1998г. «Концепция Государственной информационной политики»; 1999г. «Концепция формирования информационного общества»; 2000г.
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
Проект «Совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов» РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Карамурзов Б.С. Ректор Кабардино-Балкарского.
1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
«ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ – ПРЕДПРИЯТИЕ» Единая кафедра – новая форма сетевого взаимодействия при подготовке высококвалифицированных кадров и специалистов.
Транксрипт:

Развитие высшей школы в условиях информационного общества Академик С.В. Абламейко Ректор Белорусского государственного университета

2 Информатизация общества как национальный проект «На современном этапе нашей стратегической целью должно стать построение экономики знаний и услуг.» «Информатизация должна стать масштабным общенациональным проектом. Она обязана охватить все без исключения сферы нашей жизни - от онлайн-образования и телемедицины до компьютерных систем учета расхода топлива. Информационные технологии, как нервная система, должны связать все воедино - от экономики и образования до управления и безопасности.» «Беларуси нужна своя ниша в глобальной экономике знаний. В мире давно и справедливо указывают на высокое качество нашего образования в области IT–технологий.» А.Г. Лукашенко. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2013 г.

3 Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г. Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием ИКТ на все сферы человеческой деятельности и общество в целом. Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности. Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов республики и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества.

4 Система образования в условиях информационного общества Основная задача системы образования – формирование человеческого капитала информационного общества Подготовка людей, готовых к применению ИКТ в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Подготовка специалистов в области ИКТ

5 Требования к системе образования, предъявляемые информационным обществом –Актуальность содержания –Непрерывность –Гибкость –Мобильность –Открытость

6 Требования к системе образования, предъявляемые информационным обществом –Актуальность содержания –Непрерывность –Гибкость –Мобильность –Открытость

7 Обновление содержания высшего образования (на примере БГУ) В БГУ за последние 3 года открыты 16 новых специальностей и 8 направлений специальностей на 1-й ступени высшего образования Открыта подготовка на 2-й ступени высшего образования (магистратура) для инновационной деятельности. В БГУ она открыта по 28 новым специальностям

8 Стратегия подготовки кадров для ИТ отрасли Перспективные направления подготовки специалистов для ИТ отрасли Беларуси СЕГОДНЯ: Разработка программного обеспечения, системная интеграция ЗАВТРА: Разработка наукоемких информационных технологий и программных средств Новые специальности: «Прикладная информатика», «Компьютерная безопасность», «Веб-программирование и интернет-технологии» Новые специальности: «Аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии», «Прикладная механика», «Компьютерная физика», «Прикладная криптография»

9 Партнерство БГУ и ИТ-компаний SAP – участие БГУ в программе «Университетский Альянс» Cisco – региональная сетевая академия в БГУ Microsoft – академическая программа: бесплатный доступ к лицензионному ПО «Открытый код» - лаборатория по изучению свободно распространяемых операционных систем IBA, Epam Systems, TietoEnator, Belhard и др. – совместные учебно-научные лаборатории

10 Высокий уровень подготовки отечественных IT-специалистов Командный чемпионат мира по программированию. Участники: более студентов из 2322 университетов 91 страны. Команда БГУ: –2004 г. – золотые медали –2008 г. – бронзовые медали –2012 г. – серебряные медали –2013 г. – серебряные медали Международная студенческая олимпиада по математике: за 13 лет участия студенты БГУ завоевали в общей сложности 36 золотых, 28 серебряных и 5 бронзовых медалей

11 Требования к системе образования, предъявляемые информационным обществом –Актуальность содержания –Непрерывность –Гибкость –Мобильность –Открытость

12 Непрерывность образования Основные формы дополнительного образования взрослых: –Повышение квалификации руководящих работников и специалистов; –Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование; –Стажировка руководящих работников и специалистов; –Обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренингы и иные виде обучающих курсов); –Обучение в организации.

13 Расширение спектра образовательных услуг для взрослых – важное направление развития высшей школы Только в БГУ дополнительное образование взрослых обеспечивают 6 институтов и структурных подразделений: –Институт повышения квалификации и переподготовки в области технологий информатизации и управления БГУ –Факультет повышения квалификации и переподготовки Института журналистики БГУ –Институт непрерывного образования БГУ –Республиканский институт высшей школы БГУ –Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ –Государственный институт управления и социальных технологий БГУ –Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ

14 Требования к системе образования, предъявляемые информационным обществом –Актуальность содержания –Непрерывность –Гибкость –Мобильность –Открытость

15 Гибкость образовательного процесса Курсы по выбору Выбор специализаций Выбор тем курсовых и дипломных работ Модульность образовательного процесса (возможность осваивать учебный план по частям) Зачисление в любой момент Индивидуальные срок обучения и график учебного процесса

16 Требования к системе образования, предъявляемые информационным обществом –Актуальность содержания –Непрерывность –Гибкость –Мобильность –Открытость

Электронное обучение – приоритетное направление развития информационного общества Основная цель развития электронного обучения: –обеспечение для населения равных возможностей получения образовательных услуг на уровне современных требований государственных, европейских и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения Основные задачи: –создание национальной системы электронных образовательных ресурсов по основным отраслям знаний –совершенствование инфраструктуры доступа к этим и мировым образовательным ресурсам –разработка методологических принципов использования ИКТ, национальных и мировых электронных образовательных ресурсов в учебном процессе –укрепление материальной базы учебных заведений и развитие сетевой инфраструктуры 17

Условия функционирования системы образования: образовательный процесс переносится в электронную среду Контроль знаний (тестирование) Общение с препода- вателем Виртуаль- ные лабора- тории Электронные учебные материалы Сетевые сообщества 18

19 Электронные УМК Технологические и методические аспекты создания современных электронных УМК для вузов были отработаны в гг. в процессе разработки ЭУМК по заданиям Министерства образования

20 «Облачная» сетевая инфраструктура системы образования ЦОД Минобразования Интернет Безопасность Эффективность и масштабируемость Снижение затрат на приобретение техники и серверного ПО Экономия на квалифицированном персонале в учебных заведениях Государственный «облачный» ЦОД ЦОД университета Пользователь

Глобальная открытая система он-лайн обучения edX: каждому, везде, в любое время

Открытость образовательных ресурсов: электронная библиотека БГУ в мировом рейтинге В июле 2013 года электронная библиотека БГУ заняла: 87 место в Top Institutionals из 1563, и 97 место в Top Repositories из Электронная библиотека БГУ первая среди университетов СНГ БГУ входит в 3 процента лучших университетов мира по всем мировым рейтингам 22

Новые технологии в БГУ: беспроводные сети и роуминговая аутентификация БГУ – первый и пока единственный белорусский вуз, который вместе с ОИПИ НАН Беларуси вступил в международную федерацию роуминговой аутентификации В БГУ создана собственная wi-fi сеть и обеспечено покрытие 13 учебных и 1 административного корпуса БГУ беспроводным доступом. Точки беспроводного доступа установлены: в читальных залах библиотеки (8 точек), холлах корпусов и учебных классах (102 точки), залах заседаний и профессорских (5 точек). 23

24 ПРОБЛЕМЫ Отсутствие законодательной базы для обеспечения гибкости образовательного процесса. Чрезмерно жесткая регламентация образовательного процесса (Кодекс об образовании, типовые штатные расписания УВО и т.п.) затрудняют внедрение инноваций Несовершенство системы подготовки на 2-й ступени высшего образования (магистратура) Недостаточная нормативная база для перевода учебной документации в электронный вид Необходимость расширения нормативной базы для организации государственно-частного партнерства УВО и резидентов ПВТ Кадровое обеспечение: старение профессорско- преподавательского состава