Европейское право Лекция #4
Как работает Евросоюз? Совет Европейского союза, который включает представителей стран-участниц на министерскому уровне, является основным законодательным органом ЕС. Когда он заседает на уровне глав государств или правительств, он может быть преобразован в Европейский совет (саммит), чья роль заключается в придании ЕС политического импульса по ключевым вопросам. Европейский парламент, представляющий народы и нации, разделяет законодательные и бюджетные полномочия с Советом ЕС. Европейская комиссия, которая выражает общие интересы ЕС, является главным исполнительным органом. Она обладает правом законодательной инициативы и обеспечивает надлежащую имплементацию политики ЕС.
I.«Тройственный союз» Европейский союз – нечто большее, чем конфедерация, однако федеративным государством он не является. По своей сущности ЕС – это структура нового типа, которая не вписывается ни в одну из существующих правовых категорий. Его политическая система исторически уникальна и непрерывно эволюционирует в течение более чем 50 лет.
Учредительные договоры (известные также как «первичное право») являются основой для огромного массива «вторичного права», которое имеет непосредственное отношение к каждодневной жизни граждан ЕС. Вторичное право состоит в основном из регламентов, директив и рекомендаций, принимаемых институтами ЕС.
Эти акты, равно как и политика ЕС в общем, принимаются в результате работы «тройственного союза» институтов, состоящего из Совета ЕС (представляющего национальные правительства), Европейского парламента (представляющего народы и нации) и Европейской комиссии (органа, не зависящего от правительств стран-участниц и представляющего общеевропейские интересы).
(a)Совет Европейского союза и Европейский совет Совет ЕС (также известный как Совет министров) является главным законодательным органом ЕС. Страны- участницы поочередно председательствуют в Совете, каждые 6 месяцев передавая друг другу полномочия. На каждом заседании Совета присутствует министр, представляющий свою страну. Какой именно министр участвует в заседании, определяется в зависимости от повестки дня: иностранных дел, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, окружающей среды и пр.
Свои законодательные полномочия Совет разделяет с Европейским парламентом в рамках процедуры совместного принятия решений. Совет и Парламент несут равную ответственность за утверждение бюджета ЕС. Совет также заключает международные договоры, переговоры по которым ведет Комиссия.
Согласно учредительным договорам, Совет принимает решения простым большинством, квалифицированным большинством или единогласно, в зависимости от обсуждаемого вопроса. Совет должен проголосовать единогласно по таким важным вопросам, как внесение поправок в тексты учредительных договоров, выбор новой общей политики или вступление новой страны-участницы в ЕС.
В большинстве остальных случаев решения принимаются квалифицированным большинством. Это значит, что решение будет принято, если за него будет отдан определенный минимум голосов. Число голосов, которым обладает представитель каждой страны-участницы, отражает численность её населения.
Количество голосов стран-участниц в Совете Германия, Франция, Италия, Великобритания 29 Испания и Польша 27 Румыния 14 Нидерланды 13 Бельгия, Чехия, Греция, Венгрия, Португалия 12 Австрия, Болгария, Швеция 10 Дания, Ирландия, Литва, Словакия, Финляндия 7 Эстония, Кипр, Латвия, Люксембург, Словения 4 Мальта 3 Итого: 345 Минимум 255 голосов из 345 (73.9 %) должны быть отданы «за», чтобы принять решение квалифицированным большинством. Кроме того: большинство стран-участниц (в некоторых случаях 2/3) должно проголосовать за это решение, и любая страна-участница может запросить подтверждение того, что голоса, отданные «за», представляют как минимум 62 % от всего населения ЕС.
Европейский совет созывается, по общему правилу, четыре раза в год. Им руководит президент или премьер-министр той страны, которая в данное время председательствует в Совете ЕС. Также в заседаниях на равных правах участвует председатель Европейской комиссии. Согласно Маастрихтскому договору, Европейский совет официально признан инициатором политических реформ в ЕС и наделен полномочиями разрешать проблемные вопросы, по которым не удалось достичь согласия Совету ЕС.
Европейский совет также рассматривает проблемы международного характера в рамках общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ - CFSP), вырабатывая общую точку зрения ЕС по дипломатическим вопросам.
(b)Европейский парламент Европейский парламент – выборный орган, который представляет граждан ЕС. Он осуществляет политический надзор за деятельностью ЕС и принимает участие в законодательном процессе. С 1979 года депутаты Европарламента избираются прямым всеобщим голосованием каждые пять лет.
Количество мест в Европарламенте на страну, 2007–09 Австрия18 Бельгия24 Болгария18 Кипр 6 Чехия24 Дания14 Эстония 6 Финляндия14 Франция78 Германия99 Греция24 Венгрия24 Ирландия13 Италия 78 Латвия 9 Литва 13 Люксембург 6 Мальта 5 Нидерланды 27 Польша 54 Португалия 24 Румыния 35 Словакия 14 Словения 7 Испания 54 Швеция 19 Великобритания78 Итого 785
Политические фракции в Европарламенте Европейская народная партия (христианские демократы) и Европейские демократы 278 Социалисты 219 Альянс либералов и демократов за Европу 103 Зеленые/Европейский свободный альянс 42 Европейские объединенные левые Северные зеленые левые 41 Союз за Европу наций 30 Независимость/Демократия 28 Неприсоединившиеся и временно незанятые места 44 Итого 785 Данные на октябрь 2006 г.
Европейский парламент, как правило, проводит пленарные заседания в Страсбурге, а дополнительные сессии – в Брюсселе. В его распоряжении 20 комитетов, которые осуществляют подготовительную работу для пленарных сессий, и некоторое количество политических групп, которые обычно встречаются в Брюсселе. Генеральный секретариат расположен в Люксембурге и Брюсселе.
Европарламент принимает участие в законодательном процессе ЕС на трех уровнях: Согласно процедуре «сотрудничества», введённой Единым европейским актом в 1987 г., Европарламент может давать заключения по проектам директив и регламентов, предлагаемым для обсуждения Комиссией ЕС, которая впоследствии должна внести поправки в проект согласно высказанным Европарламентом пожеланиям. В 1987 г. Также была введена процедура «санкционирования», согласно которой Европарламент должен дать согласие, санкцию на утверждение международного договора, переговоры по которому проводила Комиссия, а также по поводу любого возможного расширения ЕС.
В 1992 г. Маастрихтский договор предусмотрел процедуру «совместного принятия решений», которая дает Парламенту равные полномочия с Советом в том, что касается законодательного процесса по ряду важнейших вопросов, включая свободное передвижение трудящихся, внутренний рынок, образование, научные исследования, окружающую среду, трансъевропейские сети, здравоохранение, защиту прав потребителей и т.д. Европарламент может отклонять проекты нормативных актов по этим вопросам, при условии что против «общей позиции» Совета проголосует абсолютное большинство депутатов. Договор также предусмотрел на такой случай процедуру согласования.
Европарламент разделяет с Советом ответственность за принятие бюджета ЕС. Парламент может отклонить проект бюджета, и подобные случаи уже были. Когда такое происходит, процедура принятия бюджета начинается с самого начала. Европейская комиссия предлагает проект бюджета, который направляется на обсуждение в Совет и Парламент. Парламент целиком и полностью использует свои бюджетные полномочия, оказывая тем самым влияние на политику ЕС.
Не менее важной, чем вышеперечисленные полномочия Европарламента, является его возможность осуществлять надзор за соблюдением демократии в ЕС. Он обладает правом распустить Комиссию, выдвинув ей вотум недоверия. Для этого требуется большинство в 2/3 голосов. Он также наблюдает за каждодневным осуществлением политики ЕС, направляя письменные и устные вопросы в Комиссию и Совет. Наконец, Председатель Европейского Совета отчитывается перед Парламентом за принятые Советом решения.
(c)Европейская комиссия Комиссия является третьей стороной «тройственного союза» институтов, которые управляют и руководят ЕС. Члены Комиссии назначаются на пятилетний срок по соглашению между всеми странам-участницам, утвержденному Европарламентом. Комиссия подотчетна Парламенту и может быть отправлена в отставку в том случае, если он заявит ей вотум недоверия.
С 2004 Комиссия формируется по принципу «одно государство – один комиссар». Комиссия обладает существенной степенью свободы в осуществлении своих полномочий. Её работа заключается в достижении общих целей, из чего следует, что она не должна подчиняться ни одному национальному правительству. Как «Хранительница Договоров» она должна обеспечивать имплементацию на национальном уровне регламентов и директив, принятых Советом и Парламентом. Если имплементация не осуществляется, Комиссия может обратиться в Суд ЕС с иском против государства-нарушителя, чтобы тем самым вынудить его привести обстановку в соответствие с нормами права ЕС.
В качестве исполнительного органа ЕС Комиссия воплощает в жизнь решения, принятые Советом в таких областях, как общая политика в сфере сельского хозяйства. Она обладает широкими полномочиями в том, что касается реализации общей политики ЕС в сфере научных исследований, технологического развития, помощи заморским территориям, регионального развития и т.д. Она также управляет бюджетными средствами в этой области.
Работе Комиссии помогает особая структура, образованная из 36 генеральных директоратов (DG) и служб, которые расположены в основном в Брюсселе и Люксембурге.
II.Другие институты и органы (a)Суд Европейских сообществ Суд ЕС, расположенный в Люксембурге, образован из судей, каждый из которых представляет одну страну-участницу ЕС, и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются по совместному решению правительств стран-участниц на срок 6 лет с возможностью повторного избрания. Их независимость гарантирована. Роль Суда состоит в том, чтобы нормативно-правовые акты ЕС соответствовали учредительным договорам и чтобы эти договоры надлежащим образом толковались и применялись.
(b)Палата аудиторов Палата аудиторов, расположенная в Люксембурге, была учреждена в 1975 г. В её состав входят по одному представителю от каждой страны-участницы, назначаемых на 6 лет по общему согласию стран-участниц и по результатам консультаций с Европарламентом. Палата проверяет законность и обоснованность получения доходов и осуществления расходов органами ЕС, а также справедливость распределения бюджетных средств.
(c)Европейский экономический и социальный комитет При принятии решений в некоторых сферах Совет и Комиссия консультируются с Европейским экономическим и социальным комитетом (EESC). Его члены представляют разнообразные экономические и социальные группы, которые совместно образуют «организованное гражданское общество», и назначаются Советом на срок 4 года.
(d)Комитет регионов Комитет регионов (CoR) был учрежден согласно договору о Европейским союзе и состоит из представителей региональных властей и местного управления, выдвигаемых странами-участницами и назначаемых Советом на 4 года. Согласно договору, Совет и Комиссия должны консультироваться с Комитетом регионов по вопросам, касающимся региональной политики, и, кроме того, он может высказывать мнение и по собственной инициативе.
(e)Европейский инвестиционный банк Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), расположенный в Люксембурге, предоставляет займы и гарантии менее развитым регионам ЕС в целях помочь им стать более конкурентоспособными.
(f)Европейский центральный банк Европейский центральный банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте, ответственен за денежную и валютную политику ЕС (см. Главу 7 «Экономический и валютный союз (ЭВС) и евро»).