ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Актуальные проблемы защиты конкуренции и пути их решения Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев 20 марта 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Advertisements

Обзор по присоединению Париж, ОЭСР, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Развитие конкуренции в России.
Г. Вена, 10 декабря 2010 Последние изменения в российском антимонопольном законодательстве и правоприменительной практике И.Ю. Артемьев, руководитель ФАС.
Москва, 8-9 июля 2010 г. Российско-Американский Семинар по вопросу применения антимонопольного законодательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА И.Ю.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Основные итоги работы 2011 года. Задачи на 2012 год УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ.
Стратегия развития антимонопольного регулирования на период гг. Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Москва, г. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Кемерово, февраль 2013 г. Итоги деятельности Кемеровского УФАС России за 2012 год. Задачи и первые результаты 2013 года УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
О работе ФАС России по противодействию картелям в 2012 году Андрей Цариковский, статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Москва, 3 апреля.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Совещание Владивосток, О состоянии конкуренции и нарушениях антимонопольного законодательства в Приморском крае ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
42 ВСЕМИРНЫЙ РЕКЛАМНЫЙ КОНГРЕСС ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2010 г. С.А. Пузыревский, начальник.
Статистика дел Федеральной антимонопольной службы 2002 – 2004 гг. Материалы к Коллегии ФАС России, Москва, 24 мая 2005 г.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Актуальные проблемы защиты конкуренции и пути их решения Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев 20 марта 2014 г.

2 История антимонопольного ведомства России 1990 г. Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур 1997 г. Государственный антимонопольный комитет (ГАК) 1998 г. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринима- тельства (МАП) 2004 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) В 1991 году был принят Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

Полномочия ФАС России ФАС России осуществляет контроль за: соблюдением антимонопольного законодательства (защита конкуренции); осуществлением государственных закупок; деятельностью естественных монополий; распределением на конкурентной основе собственности, ресурсов, прав; соблюдением законодательства в сфере рекламы; осуществлением иностранных инвестиций (57-ФЗ); соблюдением законодательства в сфере гособоронзаказа (в части ценообразования). 3 ФАС России имеет самостоятельные региональные отделения в каждом из 83 субъектов РФ 3

4 Все новые контрольные функции исполняются без увеличения штатной численности Соотношение численности сотрудников и количества законов, контроль соблюдения которых они осуществляют, гг. Численность и нагрузка = закон, соблюдение которого контролируют антимонопольные органы Численность антимонопольных органов 3184

5 Радикальная модернизация антимонопольного законодательства состоялась путем внесения изменений более чем в двадцать федеральных законов: «первый антимонопольный пакет», (2006); «второй антимонопольный пакет», (2009) ; «третий антимонопольный пакет», (2012). Модернизация законодательства

6 Во исполнение «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и рекомендаций ОЭСР ФАС России подготовила «четвертый антимонопольный пакет». Модернизация законодательства

Сертификат менеджмента качества В январе 2012 года ФАС России первая из федеральных органов исполнительной власти России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО *Сертификат ИСО 9001 – документ, признанный на международном уровне, описывающий требования, которым должна следовать организация для того, чтобы гарантировать качество выпускаемой продукции, услуг и результативно управлять этим качеством в интересах потребителя. 7 7

8 Российское антимонопольное законодательство и правоприменение признаются соответствующими лучшим мировым практикам: Соответствие лучшим мировым практикам с 2007 года ФАС России входит в управляющий комитет международной конкурентной сети (МКС) («Большая двадцатка»); в июле 2013 года ОЭСР признала соответствие России в области защиты конкуренции своим стандартам.

9 Из 140 антимонопольных ведомств мира ФАС России находится в одной группе с конкурентными ведомствами таких стран, как Австрия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Польша, Чехия. По результатам Рейтинга эффективности конкурентных ведомств, опубликованного Всемирным обзором по конкуренции (ВОК), в 2012 и 2013 году Россия заняла 17 место и получила оценку «хорошо». Мировой рейтинг

10 Радикальные изменения в области госзакупок: вступление в силу 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые сохранят в своей основе правоприменение, сложившееся за последние 6 лет. В среднем в год ФАС России рассматривает дел по госзакупкам, из которых антимонопольным органом поддерживается порядка 40% жалоб. Государственные закупки Решения с мотивировочной и результативной частью выдаются на руки спорящим сторонам в течение 8 дней ( 5 дней – принятие решения + 3 дня – выпуск решения ).

Федеральный информационный центр (ФИЦ) zakupki.gov.ru Поиск по всем государственным и муниципальным закупкам ПОИСК torgi.gov.ru Поиск по всем государственным и муниципальным продажам ПОИСК градостроитель ство концессии недра лесное хозяйство управл. комп. (ЖКХ) водопользовани е земельные участки охота рыболовствоконфискат приватизация гос.имущество Общероссийский сайт государственных и муниципальных закупок Общероссийский сайт торгов на государственное и муниципальное имущество, природные и земельные ресурсы электронные площадки Контроль, Статистика, Экономический анализ Государственное и муниципальное имущество, земель- ные и природные ресурсы Государственные и муниципальные закупки товаров, работ и услуг Система государственных торгов на закупку и продажу 11

12 За 7 лет разница между стартовыми ценами и ценами заключенных контрактов составила млрд. рублей. Государственные закупки Средняя экономия государственного бюджета на аукционах составила 13,7%, на конкурсах - 5,2%

13 Контроль рекламной деятельности 2006 г. - полностью обновлен закон «О рекламе»; введены проконкурентные правила игры : доля продавцов телевизионной рекламы < 35%, доля операторов наружной рекламы на торгах < 35%; в год рассматривается – фактов по признакам нарушения закона «О рекламе» (в судах отменяется менее 1% решений); при принятии решений по делам, в которых содержатся этические нормы, учитываются культурные традиции каждого региона – экспертные советы по рекламе созданы в большинстве субъектов РФ; в 2012 г. пятнадцать профессиональных союзов и ассоциаций подписали Российский Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. В перспективе на его основе предполагается саморегулирование рекламной отрасли. Полностью модернизировано и признано соответствующим международным стандартам рекламное законодательство:

14 В 2013 году ФАС России продолжила работу по подготовке и реализации ключевых решений, изменяющих производственные отношения в различных отраслях в сторону развития конкуренции. Были приняты важнейшие судебные прецедентные решения, которые изменили существующий порядок в таких сферах, как: рынок нефтепродуктов; авиация; телекоммуникации; металлургия; фармацевтика; автомобилестроение; электроэнергетика; химическая промышленность и др. Антимонопольное регулирование

15 для пресечения необоснованного роста цен на бензин и другие нефтепродукты ФАС России в период с 2007 по 2012 год возбудила и выиграла более 200 судебных дел; за однократное нарушение «Газпромнефть» заплатила более 4,7 млрд рублей в федеральный бюджет (8-й по величине штраф в мире); в целом группа нефтяных компаний заплатила 20,7 млрд рублей штрафов в федеральный бюджет (8-й по величине штраф для группы компаний в мире). Прецедентные дела в отношении нефтяных компаний: Антимонопольное регулирование

16 Борьба с картелями – приоритет деятельности ФАС России Суды поддержали ФАС России по целому ряду дел по сговорам компаний на торгах Минздравсоцразвития, Минобороны, МВД, а также по картелям на рынках фармацевтики, химической промышленности и водных биологических ресурсов. Внесены поправки в статью 178 УК РФ, предполагающую уголовную ответственность за участие в картельном сговоре. Картели Сегодня уже завершен ряд антимонопольных процессов по картелям, и скоро начнутся уголовные дела в отношении должностных лиц.

13 Картели Примеры раскрытых крупных картелей: «Океанский картель»; картель поставщиков норвежской рыбы. 17 «Минтаевый картель»; «Содовый» картель; «Соляной» картель;

18 Показатель результативности правоприменения – это решения судов. В судах первой инстанции (в регионах) ФАС России выигрывает около 60% дел. По статистике годов в конечных судебных инстанциях ФАС России выиграла более 80% дел. Сегодня прецедентные решения Высшего Арбитражного Суда закреплены не только конкретными судебными актами, но и постановлением Пленума ВАС РФ от "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Судебная статистика

19 Решения Обжалованные в числе принятых 24,6%16,3%15,3%20,1%23,5%25,3% Отмененные в числе обжалованных 28,0%13,9%18,0%16,0%18,4%19,7% Отмененные в числе принятых 7,0%2,3%2,4%3,2%4,3%5,0% Судебная статистика

20 Доля устраненных нарушений антимонопольного законодательства из числа выявленных Устраненные нарушения: до возбуждения дела; в процессе рассмотрения дела; исполнено предписаний; удовлетворено судом исков антимонопольных органов Выявлено нарушений Устранено нарушений Невыполненные предписания и отмененные судом Статистика ФАС России

21 Более половины антимонопольных дел - власть Статистика ФАС России

22 Трансформация ФАС России в орган превентивного контроля Поправки в законодательство: существенно расширяются институты предупреждения и предостережения. Сфера их распространения: действия органов власти; недобросовестная конкуренция; другие составы злоупотребления доминирующим положением. Результат – существенное снижение количества возбуждаемых ФАС России дел, концентрация на наиболее важных. Предупреждения и предостережения

23 Задачи ФАС России на 2014 год и ближайшие 5 лет: выполнение мероприятий «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и решений Правительственной Комиссии по развитию конкуренции; принятие «четвертого антимонопольного пакета» и поправок в статью 178 УК РФ; упразднение закона от 17 августа 1995 г. 147-ФЗ «О естественных монополиях»; сокращение количества мелких антимонопольных расследований и дел, концентрация на крупных расследованиях; Задачи ФАС России

24 срочное принятие Правил недискриминационного доступа к почтовой и электросвязи, железнодорожным перевозкам, аэропортам, морским и речным портам, к газовой трубе; реформирование системы госзаказа для нужд малого и среднего бизнеса; Задачи ФАС России ужесточение 223-ФЗ и формирование лучших и худших практик («белая и черная книги»); начало применения административного обжалования в строительстве.

25 Конечные цели ФАС России в среднесрочной перспективе: повышение эффективности как защитных, так и активных мер по развитию конкуренции; вхождение России в десятку лучших стран мира в сфере правоприменения; активизация совместных международных расследований. Цели ФАС России

26 Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России Миссия ФАС России

FAS-book rus_fas СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! fasovka fas_rus 27