Московченко Александр Дмитриевич доктор философских наук, профессор Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Согласно прогнозам в середине XXI века цивилизацию Земли ожидает катастрофический фазовый биосферно-космологический переход, сопоставимый по значению с появлением жизни. Придется пересмотреть ключевые проблемы этики и безопасности (выживания) современной жизни – такие как естественное и искусственное, смерть и бессмертие, человек и машина и т.д.
Основная проблема XXI века: СОВМЕЩЕНИЕ глобальной безопасности (выживание) и глобальной справедливости (этика)
Иммануил Кант гг. «Государство должно существовать для обеспечения безопасности и справедливости, а не для исполнения любых прихотей людей, при том что подлинная безопасность и справедливость не могут быть осуществлены где-либо, если они не реализованы везде, и поэтому высшей целью любого справедливого государства должна быть глобальная безопасность и глобальная справедливость» («Критика способности суждения», 1790 г.)
В.И. Вернадский уделял проблемам этики первостепенное значение. Еще в 80-е гг. XIX в. в незаконченной работе «Этика» писал: «Самыми главными вопросами, представляющимися уму мало-мальски думающего человека, являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни»
В письме к Ф. Штойдлину от 4 мая 1799 г. Кант рассказал о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач: 1. Что я могу знать? (Фундаментально-теоретическое («чистое») знание). 2. Что я должен делать? (Фундаментально-практическое («технологическое»)) знание). 3. На что я могу надеяться? (Фундаментальные стратегические ценности). Что такое «человек»?
Речь идет о будущем более совершенном гармоническом человеке, наделенным качеством совести и справедливости. Немецкий мыслитель уверен, что этическая мотивация пронизывает, интегрирует первые два вопроса, придавая им смысл: что я могу знать и должен делать, чтобы мыслить и работать по совести и справедливости
Нравственные законы, сформулированные в свое время Пифагором и Платоном, Лао-цзы и Конфуцием, Буддой и Христом, – нашли свой четкий дискурс в категорическом императиве (КИ) И. Канта: «поступай (делай) таким образом, чтобы это стало всеобщим, универсальным нравственным законом»
Кантовский КИ не стал инструментом решения насущных задач в области государственного управления, науки, образования, техники и технологии
1) «разорванность», разобщенность мировых культур, религий, научных направлений, философских предпочтений, технологических проектов. Цивилизационно-культурологический плюрализм привел человечество к катастрофическим биосферно- технологическим последствиям.
2) не выявлена онтологическая основа КИ. Каковы биоэволюционные корни этики? Где истоки человеческой нравственности? В своих работах, опираясь на труды русской космической школы, провожу мысль о том, что биопсихофизические основы нравственного поведения человека скрыты в биосферных (автотрофно- гетеротрофных) механизмах природных и социальных систем.
Основные монографии 1. Русский космизм, автотрофность, человек будущего Введение в космическую философию Проблема интеграции фундаментального и технологического знания Философия и методология наук Философия автотрофной цивилизации Философия для технических вузов Русский космизм. Автотрофное человечество будущего Философия (методология) науки и инженерного образования (на основе биоавтотрофокосмизма)
Автотрофность (А) – определяется как способность организмов создавать органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды и минеральных солей) с помощью фото- и космосинтеза. Гетеротрофность (Г) – способность потреблять, перерабатывать органические вещества мертвых тел и различные отходы живых организмов, разрушая их до простых неорганических соединений. А – концентрируя вещество и энергию создают принципиально новые системы Г – концентрируя, рассеивают накопленное (А) вещество и энергию
В.И. Вернадский переосмыслил специально-научное понятие (А), предложив общенаучное понятие «Автотрофное человечество», которое обозначает процесс получения человечеством пищи и энергии за счет энергии Солнца без участия продуцентов. Тогда (А) выступает как механизм преобразования не только косного вещества в живое, но и живого вещества в социальное в результате которого появляется новый биоавтотрофный человек.
Поставим кантовские вопросы (знать, уметь, надеяться) перед атомно-инженерной общественностью
Академик В.А. Легасов высказал ряд системно-методологических идей: 1. Чернобыльская катастрофа не случилась бы, если бы атомная инженерия была подготовлена профессионально не только в области управления и эксплуатации атомными технологиями, но и пережила бы весь комплекс гуманитарных дисциплин, особенно выделяя творчество великих русских гуманистов. 2. Необходима новая философия и методология безопасности ядерной энергетики, основанная на концепции «приемлемого» риска и исключающая ведомственные интересы гг.
Если специалист глубоко не мотивирован этическими принципами (система моральных правил, осуществляющая контроль и коррекцию поведения людей), то он, как правило, перестает быть в должной мере бдительным, отвечающим за свои поступки. На первый план (в экстремальных ситуациях) выходят корпоративно-личностные (ведомственные) предпочтения, которые в конечном итоге порождают катастрофические последствия для системы в целом. В этих случаях необходимо тщательно исследовать поведение специалистов в экстремальных ситуациях, учет всего многообразия факторов безопасности. Кстати, такая система (тренаж) отработана при подготовке космонавтов.
Надежда на разрешение проблем безопасности лежит в плане согласования интересов не только корпоративных групп, задействованных на АТК, но и интересов государства в целом с учетом планетарно-космологических факторов. Но гармоническое согласование возможно только в том случае, если сформулированы цели (стратегии) энергетики и экономики в целом. Как показывает практика, такая стратегия в настоящее время отсутствует.
Основная проблема состоит в том, каким образом связать воедино управление жизненным технологическим циклом безопасности и внедрение этически мотивированной модели подготовки кадров для обеспечения безопасности
Сложившееся в 60-е г. прошлого столетия биоэтическое направление требует методологического осмысления с учетом автотрофно-планетарных идей В.И. Вернадского. Нравственная проблематика должна охватывать биосферу, социосферу, техносферу во всем многообразии связей с ближним и дальнем Космосом. В этом случае специалисты вынуждены привлекать широчайший комплекс знаний от трансперсональной психологии до астрофизических и космологических концепций о Вселенной, направленных на выживание в экстремальных природных и социальных условиях. Тогда биоэтическое направление трансформируется в биоавтотрофно-космологическое направление – автотрофноэтическое.
1. Культурологическими (мыслитель) 2. Геокультурологическими (патриот России) 3. Онтологическими (космист) 4. Гносеологическими (методолог) 5. Герменевтическими (систематик) 6. Концептуальными (стратег) 7. Антропологическими (гуманист)
В.И. Вернадский отмечал: «Со временем человек из существа социально-гетеротрофного сделается существом социально-автотрофным. Последствия для такого явления в механизме биосферы были бы огромны … впервые в человеческой истории земного шара появилось бы автотрофное животное – автотрофное позвоночное». В этом случае произойдет освобождение от тех природных (гетеротрофно-паразитических) качеств (с помощью культурной и генной инженерии), которые вынуждают человека нарушать основные нравственные требования. Наступит социально-гармоническое общество совестливых и справедливых людей, о которых мечтали ученые и мыслители всех времен и народов.
Опираясь на идеи профессора Поршнева Б.Ф., современный писатель и исследователь Диденко Б.А. высказывает мысль о том, что нет единого человеческого вида. Человечество не является единым биологическим сообществом. Внутри него можно выделить несколько подвидов, которые объединяются в два основных: 1) люди-хищники («суггесторы»); 2) люди-«диффузники» – большинство населения планеты, которые являются жертвами людей-хищников. Люди-хищники управляют миром, у них ярко выражена «воля к власти» (как инструмент обогащения), безудержная жадность, патологическое корыстолюбие, утрата совести и каких-либо сдерживающих моральных рычагов гг.
На нейрофизиологическом уровне (на это обратил внимание профессор А.Р. Лурия) для них характерно отсутствие определенных центров в лобных областях мозга, отвечающих за нравственное поведение. В настоящее время это определяется с помощью ПЭТ (позитронная эмиссионная томография), которая показывает значительные нарушения церебральной функции у данных индивидуумов гг.
На земном шаре основная масса людей-«диффузников»: они склоняются (приспосабливаются) или в сторону гетеротрофов-хищников, или гетеротрофов с автотрофной предрасположенностью
Специалисты, приверженцы теории Поршнева – Лурия – Диденко, высказывают мысль о том, что явные гетеротрофы- хищники не способны к трансформации в людей- «диффузников», а затем в автотрофно-космических людей («неантропов»). Это необратимый эволюционный сбой в генетической программе, который случился в далеком прошлом. Будем надеяться, что в будущем социально-гармоническом обществе они просто перестанут воспроизводить себе подобных и исчезнут как биологический вид. В настоящее время они правят миром, образованием и воспитанием себе подобных
Набирает силу постмодернистское (трансгуманистическое) движение, представители которого считают, что от «дурных», хищнических качеств человека освободиться невозможно. Выход, как они полагают, один, – заменить естественного телесного человека антропоидным киберцифровым роботом, который будет лишен потребительских качеств.
Человечество слишком молодо, чтобы избавиться от хищников-гетеротрофов в ближайшей перспективе. Это произойдет тогда, когда согласно учению В.И. Вернадского совершится переход биосферы к ноосферной автотрофности. Но такой переход станет возможным только в условиях всемирного соборного сообщества, построенного на основе научно-технологического социализма.
Подготовка и допуск к управлению сложными социотехническими системами, такими как АТК требует жесткого отбора и многократную проверку по трем позициям: 1. Профессиональной (инженерно-атомной). 2. Культурно-гуманитарной в связи с профессиональной. 3. Нейрофизиопсихической (полиграфия и томография).
Этика принимает решения там, где пасует Закон и Процедура. В экстремальных ситуациях этика вступает в противоречие с Законом и Процедурой и корректирует их, не позволяя использовать «букву закона» во вред обществу.
Благодарю за внимание