О преподавании биомедицинской этики Резер Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, врач-юрист, директор Ревдинского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Авторы: Грошева Е. С.,
Advertisements

Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Кафедра философии ФГБОУ ВО ДВГМУ при Минздраве РФ г. Хабаровск 2018 год Выполнил : студент 2 курса Группа 201 педиатрического факультета Ланшакова Е. С.
Абдыманап уулу Эржигит Хурсанбек уулу Азатбек Алимжанов Раатбек Эмилбек уулу Туголбай Турсунов Айбек.
Профессиональная этика социального работника Исполнитель: студентка группы ЗСРб-105 с Закирьянова А.А.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Все профессии важны – все профессии нужны!. Профессия - Врач.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ д.п.н, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических.
Гражданское образование в России на современном этапе.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Изменения в воспитательной работе с внедрением стандартов второго поколения Выполнила: Зиновьева Валентина Николаевна, педагог-организатор 2013 год.
Модуль 1. «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла». «ГУМАНИТАРНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»: - базовые: «История», «Культурология»,
Транксрипт:

О преподавании биомедицинской этики Резер Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, врач-юрист, директор Ревдинского филиала ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж

Об актуальности Цивилизация в XXI веке имеет большой научный и практический опыт в преобразовании окружающего мира и познании собственно самого человека Развитие медицинской практики, научного познания в биологии и медицине раздвинули человеческое воздействие и на природу самого человека, учитывая биологическое и социальное начала

Об актуальности Поэтому на одно из центральных мест в современном человекознании выходит тематика сохранения индивидуального и общественного здоровья, проблема развития личности человека, т.е. сохранения человека как биосоциальной системы

О проблеме Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения биогенетической основы человека, которая является предпосылкой его индивидуальности и развития как личности

В процессе социализации человека соединяются разные программы поведения и позиционируются ценностные ориентации - основания традиционной культуры Вырабатываются новые ориентации на основе современных техногенных достижений и расширении профессиональных границ специалистов

О ценностной ориентации Расширение границ специалиста, не основанное на ценностной ориентации к жизни и здоровью человека, приводит к снижению профессиональной ответственности Это выражается в подмене понятия «субъект профессиональной деятельности» на «объект профессиональной деятельности»

Современные биологические исследования приводят науку к весьма сложным и деликатным человеческим проблемам В результате развития молекулярной антропогенетики, генной инженерии, нанотехнологий в сфере медицины и биологии проблема человека, его сущности и существования становится особо актуальной

Очень важно! Возникает острейшая необходимость объединения науки и этики, то есть когнитивного и ценностно-этического соотношения В.П. Поттер (автор термина «биоэтика», 1970) видит «спасение от неизбежной катастрофы медико-биологических исследований» в создании моста между двумя культурами: научной и нравственно-гуманитарной Ученый полагал, что все беды прошлого и будущего связаны с отрывом науки от этики, морали и духовных ценностей

Биоэтика и современность Биоэтика - составная часть философии медицины, биологии и медицинского права Биоэтика представляет собой важное философское знание, интегрирующее знания медико- биологических и гуманитарных нау к

Следовательно Современному медицинскому работнику необходимы не только правовые знания, но и знания по вопросам биомедицинской этики Его профессиональная деятельность связана с реализацией соматических, репродуктивных и других прав пациента

Момент истины… Занятия медицинской наукой тесно переплетаются с практикой оказания медицинской помощи, когда постепенно стирается различие между экспериментальным и терапевтическим! Возникает вопрос:«Различаются ли обязательства медицинских работников по отношению к просто пациентам и пациентам, выступающим в роли испытуемых?»

Грань между отношением к человеку как «объекту исследования» и отношением к человеку как к «объекту использования» очень тонкая и порой неуловимая Поэтому еще в 1948 г. в Нюрнберге трибунал официально установил, что такое человек и чем он отличается от животного, машины, суммы органов и т.д.

Правовая основа современной биоэтики п/п О соблюдении прав человекаО правовых основах биоэтики 1 Всеобщая Декларация прав человека ( ) Международный кодекс медицинской этики (Великобритания, 1949) 2 Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (принята Европейским совещанием по правам пациента, Амстердам, Нидерланды, 1994) Декларация (Хельсинкская) (Рекомендации для врачей, участвующих в медико- биологических исследованиях на людях) (принята 18-ой ВМА. Хельсинки, Финляндия, 1964) 3 Декларация об эвтаназии (39-ая ВМА, Мадрид, Испания, 1987) и др. Заявление о «телемедицине» и медицинской этике (44-ая ВМА, Марбэлла, Испания, 1992) 4 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан с изм. и доп. Заявление о вопросах медицинской этики в период катастроф (Швеция, 1994) 5 Клятва российского врача (1994)Этический кодекс врача России (1994) 6 Проект ФЗ «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» ( ), отклонен Постановлением ГД РФ 15 марта 2001 г III ГД Этический кодекс медицинской сестры России (С.-Петербург, 2010) и др. Приказ МЗ РФ «О создании комитета по биомедицинской этике Минздрава России» от и др.

В современной медицине область этических вопросов тесно связана с существующими дисциплинами: медицинская этика, медицинская деонтология, медицинское право Однако ФЗ «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» так и не был принят в России в 2001 году Вопрос:«Почему?»

О содержании В программе по биоэтике есть темы, пересекающиеся с другими дисциплинами: 1.«Правовое обеспечение профессиональной деятельности» (права пациента, медицинская тайна) 2. вопросами социальной психологии (модели взаимоотношений пациента и медицинской сестры) 3.Медицинской деонтологией и т.д

1. Сформулировать перечень компетенций по философии медицины и биологии 2. Выделить в отдельную тему изучение медицинской этики - науки о нравственных и моральных началах и психоэмоциональной стороне деятельности медицинских работников Предложения

3. Выделить разделом изучение основ медицинской деонтологии - науки о долге медика перед пациентом и обществом Она включает нравственный и духовный аспекты выполнения профессиональных обязанностей, а также общечеловеческие ценности, то есть формирует социокультурную значимость медицинского работника и его гражданскую позицию

4. Увеличить количество часов на изучение Этического кодекса медицинских сестер России - нравственного регулятора профессиональной деятельности специалиста со средним медицинским образованием

5. П роанализировать программы по дисциплинам, в изучение которых входят вопросы реанимации, беременности, репродуктивных технологий, здорового образа жизни и др. распределить ответственность между преподавателями за совместное формирование социально- ценностных и профессионально ориентированных компетенций

Ревдинский медицинский колледж В колледже внедрена технология развития социально-профессиональных ценностных ориентаций как личностно ориентированная технология профессионального образования (Т.М. Резер, М.С. Хохолуш) На основании технологии составлен социальный портрет студентов, в котором представлены жизненные (терминальные) ценности студентов различных специальностей, личностные качества (инструментальные ценности), профессионально значимые качества медицинского работника (эмпатия, агрессивность)

На протяжении 9 лет в колледже проводится мониторинг уровня развития эмпатии в течение всего периода обучения студента, т.е. ежегодно на каждом курс Использование технологии позволяет преодолеть противоречие между требованиями общества к морально- этическому и социально-правовому статусу медицинского работника и содержанием ГОСа по специальностям среднего медицинского образования

Проведенные исследования показали, что в процессе подготовки специалистов у них меняются ценностные ориентации Через изменение системы ценностей меняется человек, развивается его личность Через формирование профессиональной культуры происходит становление выпускника как субъекта профессиональной деятельности

Мониторинг показывает, что в ходе подготовки у студентов развивается интерес к профессии, формируется понимание общественного смысла профессионального труда, его значимости для себя лично, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности и специфического поведения, основанного на знаниях профессиональной и биомедицинской этики

Выводы 1. Введение дисциплины «Биомедицинская этика» в систему среднего медицинского образования и внедрение в образовательный процесс технологии развития социально- профессиональных ценностных ориентаций способствуют воспитанию профессиональной культуры у студентов и сохранению интегральной целостности личности выпускников

Выводы 2. Преподавание биомедицинской этики должно основываться на интеграции знаний медицины, права, философии, этики, деонтологии, психологии, управления, что требует от преподавателя знаний смежных дисциплин, наличие профессионального и социального опыта

Спасибо за внимание! Тел. (834397)