Особенности японской поэзии на примере хокку Автор: Шунайлова Алёна, МОУ 94, г. Челябинска 11 класс А. Руководитель: Денисенко И.Г., учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Японское чудо. Как завидна их судьба! К северу от суетного мира Вишни зацвели в горах. Басё.
Advertisements

Путешествие в Японию Японские трехстишия - хокку.
1. Снятие эмоционального напряжения. 2. Развитие активности и самостоятельности. 3. Формирование познавательного интереса. 4. Развитие эмоциональной увлеченности.
«Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое». Японские трёхстишия хокку Учитель русского языка и литературы МОУ «Могойтуйская средняя школа 2» Бутуханова.
В гостях у вишневых цветов (Цвет сакуры) Японская поэзия танка и хайку (хокку)
Японская поэзия Хокку ( хайку ). Как хорошо, Когда, на столе развернув Редкостный свиток, Чтенью предашься душой И созерцанью картин …
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна.
Подготовила: учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 2» п. Кшенский Советского района Курской области Миронова Ирина Анатольевна.
Урок литературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Урок л итературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Учитель русского языка и литературы гимназии.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна МОУ Лицей 12 Краснодар.
ЦЕЛИ: - изучить жанровые признаки хокку; - познакомиться с творчеством японских поэтов М.Басё, К.Исса; - развивать эстетический вкус; - воспитывать любовь.
Выполнил ученик 7 А класса гимназии 4 г. Волгограда Оганесян Оганес.
Тема урока: _________________________ _________________________.
Япония - страна восходящего солнца Страна зелёных гор и морских заливов. В этой стране можно увидеть самую разнообразную природу, можно сказать, что.
Дикорастущие растения Учитель математики ГБОУ ЦО 1619 им М.И.Цветаевой Баркова Е.Г.
Изобразительное искусство Учитель ИЗО МБОУ СОШ 45 Капунова О. П.
Учиться – значит проникать в сердцевину вещи. Открой её душу, переживи – тогда и родится стих. Мацуо Басё.
Цель занятия: Посредством углубления восприятия поэтической формы подвести обучающихся к созданию собственных поэтических трёхстиший. Задачи: 1.Развивать.
Японские трехстишия хокку Выполнила Ененко М.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 63»
Удивительный мир хокку (хайку). Слово скажу – Леденеют губы. Осенний вихрь! Басё Вот выплыла луна, И каждый мелкий кустик На праздник приглашен. Исса.
Транксрипт:

Особенности японской поэзии на примере хокку Автор: Шунайлова Алёна, МОУ 94, г. Челябинска 11 класс А. Руководитель: Денисенко И.Г., учитель русского языка и литературы

На стихотворном пространстве в три строки (хокку) автору удаётся выразить и мгновенное состояние природы, и тонкое движение души, и любование и удивление. Иные хокку окрашены в тона грусти, тревоги, а иные отмечены улыбкой, мягким юмором.

Вечерний дождь в роще павлоний.

Что такое хокку? Характеристика и особенности жанра хокку. Хокку – жанр японской поэзии, являющийся национальной формой направления «Дэнтосси» («поэтические традиции»). Это лирическое стихотворение, которое отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Хокку обладает устойчивым метром: в каждом стихе три строки с определённым количеством слогов: в первой 5 слогов, во второй 7, а в третьей снова 5 – всего 17 слогов.

Краткие стихотворные формы – насущная потребность поэзии. Такие стихи можно сочинить быстро, повинуясь возникшему чувству. Кроме того, японской культуре вообще свойственно стремление к лаконизму, к малым формам.

Андо Хиросигэ. Сосна у реки гг.

История появления жанра хокку Сначала в Японии появились национальные стихотворные формы: пятистишие – танка. С течением времени танка (буквально «короткая песня») стала чётко делиться на две строфы: трёхстишие и двустишие. Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй – последующую. Позднее, в XII веке, появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трёхстиший и двустиший. Эта форма получила название «рэнга» (буквально «нанизанные строфы»); первое трёхстишие называлось «начальной строфой», по-японски «хокку».

Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием природы, причём обязательно с указанием на время года. Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трёхстишие прочно утвердилось в японской поэзии и обрело подлинную ёмкость во второй половине XVII века. На непревзойдённую художественную высоту поднял его великий поэт Японии Мацуо Басё.

Зимний пейзаж.

Творчество японских поэтов и трактовка некоторых стихотворений. Мацуо Басё На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер. При помощи нескольких умело выбранных деталей создана картина поздней осени. Чувствуется отсутствие ветра, природа словно замерла в грустной неподвижности.

Кацусика Хокусай. Водопад Оно.

Кобаяси Исса Наша жизнь – росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь – и всё же… Роса – метафора бренности жизни, так же как пена на воде, вспышка молнии или опадающие лепестки цветов вишни.

Кацусика Хокусай. Фудзи в дождь.

Еса Бусон Зал для заморских гостей Тушью благоухает… Белые сливы в цвету. Это хокку уводит нас в глубь истории, в VIII век. Перед глазами читателя как будто развёртывается свиток с древней картиной..

Портрет буддийского монаха.

Алая роза Тобой подаренная, Расцвела в сердце. Звезда упала. Забыла про желание – Он целует! Рисую красное Сердечко на бумаге И вспоминаю тебя.

Не жди меня, Я забытый миром странник… Я не вернусь…

Тебя нет рядом, Мне шепчет ветер тихо. И где тогда я?

На песке следы Четырёх птичьих лапок… И ты взволнован.

Заключение Японские поэты своими хокку помогают нам почувствовать и понять прекрасное.

Поэты повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое.

Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку, воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека.